3 июля в 16:00 по московскому времени наш Профсоюз Урбанистов проводит дебаты на очень важную тему - внутренние проблемы проектной работы. А этих проблем немало.
Мы привыкли на форумах и круглых столах к восторженным и экзальтированным презентациям. Дескать, команда мечты, проект просто песня, заказчик секси, ура, ура, ура! За этой немного маниакальной улыбкой кроется, как правило, много страданий. Перечислю некоторые из них.
1. Неадекватные сроки работы. Архитекторы и исследователи настолько привыкли к постоянному авралу, к тому, что проект нужно сдать вчера, к тому что заказчик торопит, что зачастую покорно мирятся с этим. И принимают это как данность. Хотя вроде бы очевидно, что авральный режим вредит качеству работы. Редко когда удаётся убедить в этом заказчика. Он вам ответит "ну вы же профессионалы", как будто профессионалы это те, кто всегда готов сделать свою работу непрофессионально.
2. Сексизм и эйджизм в работе. В проектных командах работают много людей разного пола и возраста. Более того, женщины или довольно молодые люди могут заниматься руководящие позиции. Но при этом заказчики, зачастую бизнесмены и чиновники с их специфическим культом банной маскулинности, привыкли к тому, что единственное что можно сказать женщине - "Зиночка, принеси кофе". А то что женщины могут что-то говорить в их голову даже не приходит. Это серьезно мешает рабочей коммуникации по проектам.
3. Ненормированный рабочий день. С одной стороны это производная от постоянного аврала, с другой стороны это привычка, которая кажется вполне естественной. Вроде нет ничего такого, чтобы назначить звонок по проекту на 23:00 или на субботу. Или на 23:00 в субботу. Пребывание постоянно на связи и в рабочем режиме рассматривается как своего рода доблесть, преданность делу. Впрочем, эта доблесть имеет тенденцию заканчиваться в клинике неврозов.
4. Отсутствие социальных гарантий. Проектная деятельность как правило означает, что бюро или компании привлекают внештатных работников. У которых нет ни оплачиваемых отпусков, ни медицинской страховки, ни возможности взять больничный. Редко когда бюро устроено по принципу корпорации. Эта глобальная проблема прекарного труда особенно остро чувствуется в урбанистике (см. переработки).
5. Проблемы коммуникации внутри команд. Проектные консорциумы часто собираются в шахтном режиме - вот у нас социологи, вот архитекторы, вот мы даже экономиста нашли. В каждой из шахт производится какой-то свой продукт, потом это всё кладётся на бумагу и вуаля - проект готов. Как на проектные решения повлияла социология? Как проект сочетается с экономическим анализом? Слабый опыт междисциплинарного диалог ведёт к тому, что междисциплинарность зачастую остаётся благонамеренной декларацией без реального содержимого.
6. Неэтичное поведение заказчиков. Представьте себе, работаете вы такие над проектом, никого не трогаете. И тут на середине работы заказчик говорит, что у него тут выборы, давайте как презентацию проекта сделаем с моими предвыборными плакатами, дескать это я и мой штаб проект сделал. Или например заказчик предлагает провести соучаствующее проектирование и исследования, при этом никак не готов принять результаты, потому как уже придумал себе все решения.
Это только некоторые проблемы, на самом деле их гораздо больше. Приходите к нам на дебаты, чтобы узнать еще кровавых подробностей трудовых будней урбанистов.
#профсоюзурбанистов #всякаяурбанистика #соучастие #forscience