Статья When Are Neighbourhoods Communities? Communities in Dutch Neighbourhoods ("Когда районы являются сообществами? Сообщества в голландских районах"), социологов Беате Фёлкер, Хэнк Флэп и Зигварт Линденберг написана по материалам большого количественного исследования голландских городов и деревень в 2006 году.
В качестве рабочего определения сообщества авторы предлагают следующее: если индивиды реализуют различные цели, связанные с благосостоянием (физическим и социальным) внутри группы одних и тех же людей, то это и есть сообщество. При этом авторы далеки от идеи, что сообщество кому-то обязано быть местным. В современном мире могут существовать сообщества совершенно не привязанные к району своего проживания. Местное сообщество - одна из возможных форм сообщества. Авторы указывают на то, что качество сообщества для индивида никак не связано с количеством других членов сообщества, с которыми он взаимодействует. Проще говоря, можно быть членом очень приятного и радующего местного сообщества лично общаясь только с собакой соседа этажом ниже. И наоборот, можно быть вовлеченным в регулярную коммуникацию с каждым обитателем своего подъезда и тяготиться таким сообществом.
В качестве предпосылок формирования местного сообщества авторы выделяют следующие:
1. Наличие мест и возможностей встречи со своими соседями, как случайных так и намеренных. Если сообществу негде происходить или ежедневные графики людей, живущих по соседству, сильно рассинхронизированы, то сообществу образоваться затруднительно. И наоборот - при наличии общих мест и общего времени сообщество получит хороший стимул к развитию.
2. Личная мотивация инвестировать в других членов сообщества свои силы, время, ресурсы. Здесь важной категорией выступает понятие Ричарда Аксельрода "тень будущего". Когда человек видит свое будущее на этом месте и в этом сообществе он охотнее инвестирует в них свои силы, время и ресурсы и больше заинтересован в защите своих инвестиций. Поэтому там, где люди настроены жить всерьез и надолго - сообществу состоятся проще, чем там, где половина жильцов студенты и вахтовики.
3. Альтернативы локальному сообществу для реализации жизненных целей. Проще говоря, если человек успешно реализует все свои жизненные потребности где-то еще - на работе, в клубе настольных игр, в VR-чате, то для него падает ценность и осмысленность инвестиций в локальное сообщество, если оно не предлагает ему более серьезных альтернатив. Чем больше таких людей среди соседей - тем сложнее местному сообществу сложиться.
4. Взаимосвязанность и взаимозависимость членов сообщества для коллективной реализации личных целей. Тут все просто. Одному играть в футбол во дворе скучно, для этого нужна дворовая команда. Совет дома из одного человека выглядит подозрительно. Для занятия сексом тоже нужно больше одного человека. Чем больше устойчивых взаимосвязей вокруг важных для людей коллективных практик поддерживаются между соседями - тем сильнее развивается местное сообщество.
Все четыре вышеозначенных показателя - это с одной стороны параметры, которые можно фиксировать исследованием, а с другой стороны - проектные SWAT и KPI для организаторов сообществ.
Также авторы выделяют четыре ключевые цели, которые люди могут достигать через сообщество - это статус (уважение, принятие, доверие), положительные эмоции (от общения, наблюдения за жизнью сообщества, от участия в сообществе), комфорт (безопасность, возможность решения затруднений, отсутствие раздражителей) и stimulation, что в данном контексте лучше перевести как "вдохновение" (желание поддерживать сообщество, уверенное чувство будущего сообщества, спокойствие за свои инвестиции в сообщество)
На фото - сообщество чешских мигрантов в Чикаго в XIX веке.
#forscience #социологиягорода #городскиесообщества