Size: a a a

Урбанизм как смысл жизни

2019 June 09
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
источник
2019 June 11
Урбанизм как смысл жизни
Вчера произошло важное событие. У нашего медиа "Мост" ( https://gorodprima.ru/projects/most/ ) заработала редколлегия. Сейчас расскажу как это устроено и почему это важно и интересно.

Два месяца назад мы с коллегами и партнерами начали делать наш журнал о городских историях, проектах и тех, кто их делает. В этот период мы настраивали наш внутренний редакционный процесс - как создавать технические задания на тексты, как работать с подачей материалов, как делать так, чтобы каждый наш материал был небольшой инструкцией, руководством к действию для профессионального горожанина.

Редакционный модуль более-менее заработал, поэтому мы запустили эксперимент под названием "Редакционная коллегия". Суть его в том, что мы собираем вокруг стратегического управления нашем "Мостом" самых разных людей - архитекторов, НКОшников, музейных кураторов, социокультурных проектировщиков, чиновников, девелоперов, исследователей - в общем, всех тех, кто делает город. Мы собираемся раз в месяц, обсуждаем актуальную повестку развития города, размышляем какие темы важны для города и горожан сейчас, какие будут важны в будущем (и поэтому о них нужно начинать говорить уже сейчас) и потом расходимся с заданием создать технические задания на необходимые нам в городской инфосфере тексты.

Я считаю, что это интересный эксперимент по созданию городского сообщества медиапросьюмеров - одновременно потребителей и производителей городского медиа. В конце концов, это не проблема журналистов, что они не всё знают про BIM-проектирование в строительстве, или метод интервенций в социологии города, или стратегию пространственного развития. Это проблема структуры социального капитала города, что все специалисты (включая журналистов) ютятся по своим профессиональным шахтам и чураются друг друга.

И вот наша Редакционная коллегия "Моста" - это способ построения мостов между горожанами и преодоления шахтного эффекта. Уверен, что у нас есть неплохие шансы его преодолеть.

#мосткрасноярска #гражданскаяинженерия #альянсзаразвитиегорода #красноярскглавный #профессиональныегорожане #городдолженгородеть
источник
Урбанизм как смысл жизни
источник
2019 June 12
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
Ну что ж, ровно год назад я прилетел из Москвы в Красноярск и поселился здесь. И очень этому доволен. Попробую по этому случаю рассказать про свои впечатления внутристранового мигранта.

1. В Красноярске я живу на Большой Воде. Енисей - невероятная штука, она завораживает меня. Видеть каждый день что-то такое очень круто.

2. В Красноярске потрясающий рельеф из гор, очень далекий и высокий горизонт, по городу нельзя ходить уткнувшись под ноги.

3. Мне очень нравится архитектура города - она разнообразная и узнаваемая не только в историческом центре, но даже в советских и постсоветских микрорайонах.

4. Мне очень нравится еда в городе - в супермаркетах есть хороший и недорогой сыр и хлеб. После Москвы это вообще чудо. А барно-ресторанная культура в городе чуть ли не лучшая из тех, что я где-либо видел в России (ну кроме Питера, наверно).

5. Мне нравится качество работ по благоустройству в городе. Плитка не одноразовая!

6. Мне не нравится работа с озеленением в городе. За деревьями откровенно плохо ухаживают.

7. Мне нравится, что по городу можно перемещаться на велосипеде по всем рабочим и не очень делам - компактный центр это позволяет.

8. Мне не нравится, что велоинфраструктуры почти нет.

9. Мне нравится, что в городе очень уютный гулятельный центр.

10. Мне не нравится, что пока только центр и то не весь.

11. Мне нравится работать с разными городскими субъектами - активистами, нкошниками, администрацией, девелоперами, бизнесменами, музеями, профессиональными сообществами - везде в городе есть визионеры, творцы, проповедники, искренне любящие город и желающие менять его к лучшему.

12. Мне не нравится, что иногда силы апатии побеждают визионеров, творцов и проповедников (но так бывает в любом городе).

13. Мне нравится, что в городе есть удивительная природа - Столбы, острова, малые реки. Можно поехать на автобусе от дома, выйти на одной из остановок и пойти пешком высоко в горы.

14. Мне нравится, что в Красноярске очень-очень разные люди на улице. Невероятное разнообразие стилей одежды, причесок, мобильности, татуировок. Причем как в центре, так и в районах.

15. Мне нравится, что в городе бизнесмены не бояться чудить с названиями или промо. Иногда это за гранью комфортного мне, иногда это прям очень мне заходит. Как бы это и есть культура эксперимента, маркер духа свободы.

16. Мне очень нравится красноярский стрит-арт. Он просто офигенно мне нравится.

17. Мне не нравится, что в Красноярске не чувствуется присутствие Академии, Университетов в жизни города. При том, что академические структуры есть и в общем-то неплохие.

18. Мне очень нравится художник Поздеев и что творится в художественной школе его имени. Поэтому для этого поста - фотка меня с его памятником.

#деньпетравкрасноярске #миграциямиграция #собственнаялогикагородов #собственнаялогикакрасноярска #яживунабольшойводе #красноярскглавный
источник
2019 June 14
Урбанизм как смысл жизни
А у нас на "Мосту" вышел листинг из 7 аккаунтов, пишущих про историю и архитектуру Красноярска - сам удивился, что у нас так много интересного :) #собственнаялогикакрасноярска #мосткрасноярска #краеведение https://gorodprima.ru/projects/7-akkauntov-kotorye-vozvrashhayut-krasnoyarsk-krasnoyarcam/
источник
2019 June 15
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
В Москве ни много, ни мало бойцы ОМОНа задерживают людей в Яме. Что это такое и почему надо возмущаться?

Тут нам поможет термин из чикагской социологии moral regions, моральный район или регион. Сами чикагцы в качестве синонима использовали французский термин milieu, который можно перевести чуть менее, чем как угодно. В общем, с адекватным русским аналогом страшная путаница, не будем туда лезть, вернемся ближе к Яме.

Так вот, чикагцы говорят, что в разных участках города работают разные moral regions - территориальные системы норм, правил и санкций. Условно, moral region центра города отличается от moral region окраины. И если в одном milieu какая-то практика может быть нарушением правил и влечь за собой санкции, то в другом milieu она может быть наоборот уместной.

Специальное в той части Москвы, в которой появилась Яма является то, что согласно неравномерно-районированной модели А.А. Высоковского это ядро городского пространства первого порядка, а стало быть имеет все шансы иметь ярко выраженный moral region. И имеет. Любой, кто когда-либо был в районе Чистых Прудов и Покровки-Маросейки знает, что это такой живой центр города, противовес некрополю Красной Площади. Это такое место, в котором не то чтобы не действует законодательство Российской Федерации об ограничении распития спиртных напитков на улице, но как бы его нарушение абсолютно уместно и органично. Возможно, на той же Красной Площади действительно неуместно пить коньяк из горла - уж больно там неуютно. А вот в Месте Где Пруды Закругляются или на Покровских Воротах не то чтобы нельзя не выпить, но обычно люди пьют. В этом плане Яма стала символом этой общественной конвенции, этого moral region. Местом легализованного, структурированного (в отличие от Чистопрудного бульвара) распития спиртных напитков на улице.

И как бы проблема в том, что разгоняя посетителей Ямы с ОМОНом власть нарушает очень серьезный общественный договор, вытесняет пьющих людей обратно в лукавые игры Чистых Прудов с неструктурированным, слегка подпольным, пьянством. Ну то есть, пить здесь меньше вряд ли станут, кому это надо. Но никакому ОМОНу не справится с объективными пространственным и процессами в городе. Чтобы побороть moral region этой территории Москвы нужна реновация похлещще османовской.

#алкоурбанизм #свободувсемнемедленно #социологиягорода #чикагскаяшкола
источник
2019 June 16
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
С некоторой долей вероятности именно эта небольшая площадь в Цюрихе описана под именем Катценплатц в статье 2013 года Youth Drinking in Public Places: The Production of Drinking Spaces in and Outside Nightlife Areas ("Выпивающая в публичных пространствах молодежь: производство пространств распития в и вовне районов ночной жизни") антропологов Якоба Деманта (Университет Копенгагена) и Сары Ландолт (Университет Цюриха). Эта площадь нам важна для понимания дискуссии вокруг Ямы и Горки в Москве.

Статья посвящена исследованию , которое Демант и Ландолт проводили в Цюрихе. Изучали они то, что происходит в разных частях Цюриха в связи с тем, что молодежь пьет спиртные напитки на улице.

В качестве двух точек для исследования они взяли небольшую площадь рядом с алкогольным магазином и автобусной остановкой в отдаленном районе среднего класса (назвав её Катценплатц) и пространство в центре Цюриха, с большим количеством прилегающих к нему баров, ночных клубов и т.д.

Как Демант и Ландолт моделируют городскую дискуссию об уличном распитии? Они говорят, что есть ряд ключевых предпосылок к тому, как устроена эта дискуссия. Во-первых, спиртные напитки производят, они существуют и людям в целом свойственно их пить. Во-вторых есть система распространения спиртных напитков в городе - где-то есть магазины, где-то есть бары, где-то еще что-то. В-третьих есть общественная система регулирования распития (законы, правила, нормы, традиции).

В современных городах эта модель разворачивается на фоне триумфального шествия концепции города-вечеринки, неолиберального требования поддержания экономической активности в городе в режиме 24/7. В диалектике к этому требованию стоят требования здоровья и безопасности (при этом авторы различают safety и security, это две разные безопасности). И как бы здесь еще очень важны такие категории как свобода и комфорт горожан. Без них не будет ни экономической активности, ни здоровья, ни безопасности.

Дальше, в Цюрихе они выделяют два типа пространств, в которых случается уличное распитие спиртных напитков молодежью. Первый тип пространства это Катценплатц - молодежь приезжает на автобусе в свой район, покупает в алкосторе какого-то пиваса или алкоэнергетиков и тусуется на площади. Они это делают потому, что по праву резидентства считают эту площадь своей, потому что там все соседи их возраста и вообще надо где-то тусоваться. При этом, исследователи отмечают, что Катценплатц - штука конфликтогенная. Разумеется находятся обеспокоенные шумом и мусором жители района, которые с помощью полиции пытаются прекратить это безобразие. Это, разумеется, не приводит к прекращению распития на Катценплатц, но приводит к тому, что у молодежи нарастает противостояние с соседями в режиме "мы-они", затрудняющее урегулирование ситуации.

Надо сказать, что полиция - отнюдь не первая инстанция, с которой сталкиваются распивающие молодые. Есть еще так называемые SIP - социальные работники, работающие с уличным пьянством и наркопотреблением. У них нет прав никого задерживать, применять силу и т.д. Но они выступают в Цюрихе той структурой, которая делает замечания, в случае чего и помогает, в рискованных ситуациях. Так что с высокой долей вероятности с ребятами с Катценплатц сперва поговорят SIP. Полицейские понимают что их вмешательство в ситуацию уличного распития только усугубит конфликт. Даже более того, как видно из приведенного в статье интервью с одним из сотрудников полиции, полицейские считают, что вообще это нормально, когда молодежь выпивает в публичном пространстве, на то она и молодежь, главное чтобы не хулиганила.

С другой стороны, различные участники этого процесса отмечают, что в ситуации вмешательства полиции в распитие на Катценплатц - страдают в первую очередь несовершеннолетние и наиболее безобидно выглядящие, а отнюдь не хулиганы и дебоширы.

Тип социальной ситуации на Катценплатц антропологи назвали square street drinking. Но есть еще club street drinking - распитие на улицах в центре города, вокруг различных ночных клубов, баров и пабов. Там ситуация несколько другая, поскольку во-первых молодежь тусуется не по
источник
Урбанизм как смысл жизни
резидентному признаку, а скорее по интересам, во-вторых там скорее много компаний, чем одна, а в-третьих там гораздо эффективнее оказывается работа SIP. Условно, если на Катценплатц соцработника из SIP скорее пошлют куда подальше, то в центре города, где все чуть менее знакомы, чем на районе, его авторитет гораздо выше. И вмешательство полицейских несколько эффективнее.

Но при этом же, именно территории club street drinking и улицы на подходе к ним оказываются наиболее опасными с точки зрения преступлений и несчастных случаев, ассоциированных с алкоголем.

В свете цюрихского опыта интересно посмотреть на дискуссию вокруг Ямы и Горки. Модель Деманта и Ландолт позволяет нам задать очень много вопросов к тому, как устроена городская политика в Москве.

#алкоурбанизм #социологиягорода #свободувсемнемедленно #антропологиягорода #урбанизмнапочитать
источник
Урбанизм как смысл жизни
источник
2019 June 18
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
Депутаты Горсовета утвердили Стратегию социально-экономического развития Красноярска 2030. В связи с чем, имею сказать пару слов.

Так вышло, что у нас в стране институт стратегического планирования чего бы то ни было развит катастрофически плохо. Документ, который теперь есть у Красноярска из этой катастрофической плохости никак не выделяется.

У него есть ряд достоинств, например, в нем даже признается, что есть в Красноярске проблемы с транспортом, с миграцией квалифицированных кадров, с экологией. Даже есть почти симпатичная попытка SWOT-анализа.

Особенно трогательно в разделе "Сильных сторон Красноярска" смотрится пункт "Наличие Генерального плана". Это прям вот аж до слез. Мужики, у нас Генплан есть! Мы сила! Забавно, когда в одном бесполезном документе радуются наличию другого бесполезного документа. Хоть бы ПЗЗ порадовались, хоть как-то было б понятно.

Еще очень забавно как авторы представляют себе причины высотного строительства. Оказывается причиной строительства многоэтажных человейников является рост населения. Ну-ну. Скажите об этом в Краснодаре или Улан-Удэ.

Но это всё забавные огрехи, куда хуже фундаментальная ошибка этого документа. Как и во многих других подобных стратегиях в СЭР Красноярска нет целей. Ну т.е. формально они есть, обозначены в соответствующем разделе. Но если их суммировать, то они звучат так "Целью социально-экономического развития Красноярска до 2030 года является отсутствие присутствующих на момент разработки стратегии проблем социально-экономического развития". Это не цель. Это хрень.

Понятно, что с таким стратегическим целеполаганием куда двигаться не понятно ни чиновникам, ни бизнесу, ни гражданам. Документ после принятия его в Горсовете можно смело отправлять в шреддер. Красноярску от него никакой пользы нет и не будет.

#городскиестратегии #стратегическоепланирование #всякаяурбанистика #стратегиизатриста #красноярскглавный
источник
2019 June 19
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
В Красноярске есть такой интересный городской феномен, как кальяны на набережной Енисея.

Меня давно занимает история кальянов в России. Если упрощенно её рассказывать, то разворачивается следующий сюжет. Долгое время кальяны были некоторым экзотическим курительным развлечением с этническим оттенком. Ну там играет восточная музыка, разложены псевдоперсидские подушки, танец живота, кальян и вот это вот всё, арабская ночь, начинайся сезон!

Всё сильно переменилось, когда в стране возник запрет на курение в барах и ресторанах. Как выяснилось, сигарета, сигара, трубка или кальян в баре - это не просто дымное дополнение к еде и выпивке, но некое самостоятельное и важное занятие. Сразу после этого запрета во всех городах страны начали массово появляться кальянные. Почему выбор россиян пал на кальяны - вполне понятно. Создавать сигаретные - странно, люди не пойдут в специальное заведение выкурить пару сигарет. Сигары - слишком элитное и туманное явление. А трубки - мало того, что предметы индивидуальные, так их еще и курить надо уметь.

А кальян - коллективное занятие, не требующее подготовки, продолжительное. Легко обрастающее дополнительными элементами - кастомизация вкусов, настольные игры, видеоигры, доставка еды. Так начали свое триумфальное шествие кальянные. А это, в свою очередь, демократизировало кальян и из элемента игры в саудовского шейха он стал массовым элементом молодежного времяпрепровождения.

Тут мы потихоньку подходим к красноярской набережной. Еще со времен Deep Purple человечество обнаружило, что дым и вода - это отличное сочетание. Зачем жарким летним вечером сидеть в четырех стенах кальянной и смотреть ковёр, если можно сидеть с кальяном на берегу  Енисея, чувствовать идущую от него прохладу и смотреть на звезды?

Дальше начинают работать механизмы городской экономики. На набережной начали появляться те, кто сдает кальяны в аренду, помогают с выбором табака, продают прохладительные напитки, предоставляют стулья или багажник автомобиля для того, чтобы сидеть во время курения. Очевидно, что всего бы этого не появлялось, если бы не было так увлекательно и приятно сидеть и курить кальян с видом на Енисей.

А дальше начинают работать механизмы, которые мы, социологи, называем "оспариванием общественного пространства". Механизмов довольно много, они разной природы, но большая часть из них сводится к тому, что происходит что-то неладно и это неладное необходимо выжечь огнём.

1. Первый механизм был связан с тем, что кальянщики вставали на хаотичной парковке на том участке набережной, который три года назад был не благоустроен и не принадлежал городу. Специальное в этой истории, что недовольство кальянщиками перекинулось в целом на парковку на набережной и в ходе недавнего благоустройства она была серьезно потеснена.

2. Второй механизм связан с тем, что предприниматели, занимающиеся созданием кальянных сервисов на набережной, как это часто бывает у нас в стране, ведут свою деятельность без регистрации, без касс, мимо налогов и всё такое прочее. Т.е. фактически используют общественное пространство - парковки и набережную - для извлечения прибыли в обход муниципалитета и государства.

3. Третий механизм связан с множественной стигмой курения. Можно встретить в социальных сетях самые разные аргументы в пользу того, что тех кто курит не то что в публичных пространствах существовать не должно, их вообще не должно существовать. В качестве аргументов приводится то, что курящих могут увидеть дети, что курящие курят не табак, а наркотические вещества, что (ай! моё любимое!) в шнурах от кальянов собираются бактерии и вирусы и они провоцируют массовые эпидемии.

4. Четвертый сюжет опосредованно связан именно с кальянами, но поскольку кальянщики раскладываются вокруг автомобиля, то это как правило сопровождается включением на большой громкости аудиосистемы автомобиля. А это далеко не у всех (даже курящих) хорошо вяжется с вечерним отдыхом на Большой Воде.

5. Наконец, есть сюжет связанный с тем, что "борьба с кальянщиками" становится простым инструментов поднятия политических очков у депутатов и других wannabe-политиков
источник