В Красноярске есть такой интересный городской феномен, как кальяны на набережной Енисея.
Меня давно занимает история кальянов в России. Если упрощенно её рассказывать, то разворачивается следующий сюжет. Долгое время кальяны были некоторым экзотическим курительным развлечением с этническим оттенком. Ну там играет восточная музыка, разложены псевдоперсидские подушки, танец живота, кальян и вот это вот всё, арабская ночь, начинайся сезон!
Всё сильно переменилось, когда в стране возник запрет на курение в барах и ресторанах. Как выяснилось, сигарета, сигара, трубка или кальян в баре - это не просто дымное дополнение к еде и выпивке, но некое самостоятельное и важное занятие. Сразу после этого запрета во всех городах страны начали массово появляться кальянные. Почему выбор россиян пал на кальяны - вполне понятно. Создавать сигаретные - странно, люди не пойдут в специальное заведение выкурить пару сигарет. Сигары - слишком элитное и туманное явление. А трубки - мало того, что предметы индивидуальные, так их еще и курить надо уметь.
А кальян - коллективное занятие, не требующее подготовки, продолжительное. Легко обрастающее дополнительными элементами - кастомизация вкусов, настольные игры, видеоигры, доставка еды. Так начали свое триумфальное шествие кальянные. А это, в свою очередь, демократизировало кальян и из элемента игры в саудовского шейха он стал массовым элементом молодежного времяпрепровождения.
Тут мы потихоньку подходим к красноярской набережной. Еще со времен Deep Purple человечество обнаружило, что дым и вода - это отличное сочетание. Зачем жарким летним вечером сидеть в четырех стенах кальянной и смотреть ковёр, если можно сидеть с кальяном на берегу Енисея, чувствовать идущую от него прохладу и смотреть на звезды?
Дальше начинают работать механизмы городской экономики. На набережной начали появляться те, кто сдает кальяны в аренду, помогают с выбором табака, продают прохладительные напитки, предоставляют стулья или багажник автомобиля для того, чтобы сидеть во время курения. Очевидно, что всего бы этого не появлялось, если бы не было так увлекательно и приятно сидеть и курить кальян с видом на Енисей.
А дальше начинают работать механизмы, которые мы, социологи, называем "оспариванием общественного пространства". Механизмов довольно много, они разной природы, но большая часть из них сводится к тому, что происходит что-то неладно и это неладное необходимо выжечь огнём.
1. Первый механизм был связан с тем, что кальянщики вставали на хаотичной парковке на том участке набережной, который три года назад был не благоустроен и не принадлежал городу. Специальное в этой истории, что недовольство кальянщиками перекинулось в целом на парковку на набережной и в ходе недавнего благоустройства она была серьезно потеснена.
2. Второй механизм связан с тем, что предприниматели, занимающиеся созданием кальянных сервисов на набережной, как это часто бывает у нас в стране, ведут свою деятельность без регистрации, без касс, мимо налогов и всё такое прочее. Т.е. фактически используют общественное пространство - парковки и набережную - для извлечения прибыли в обход муниципалитета и государства.
3. Третий механизм связан с множественной стигмой курения. Можно встретить в социальных сетях самые разные аргументы в пользу того, что тех кто курит не то что в публичных пространствах существовать не должно, их вообще не должно существовать. В качестве аргументов приводится то, что курящих могут увидеть дети, что курящие курят не табак, а наркотические вещества, что (ай! моё любимое!) в шнурах от кальянов собираются бактерии и вирусы и они провоцируют массовые эпидемии.
4. Четвертый сюжет опосредованно связан именно с кальянами, но поскольку кальянщики раскладываются вокруг автомобиля, то это как правило сопровождается включением на большой громкости аудиосистемы автомобиля. А это далеко не у всех (даже курящих) хорошо вяжется с вечерним отдыхом на Большой Воде.
5. Наконец, есть сюжет связанный с тем, что "борьба с кальянщиками" становится простым инструментов поднятия политических очков у депутатов и других wannabe-политиков