В 1965 году философ Ханна Арендт и политолог, один из основателей послевоенной социал-демократии Германии Карло Шмид в беседе попытались определить, каков будет прогресс государств. Они приходят к неожиданному выводу, что прогресс - это система Советов, на самом деле придуманная отцом-основателем США Джеферсоном и позднее подхваченная Лениным. Главная же опасность - это власть технократов, при том, что к коммунизму нас приведёт всеобщее благосостояние и технический прогресс.
Арендт: Маркс вообще не интересуется государством, оно отмирает. А Ленин, который был очень странным господином, сказал однажды нечто, возможно, свидетельствующее о том, что первоначальный подход, то есть обоснование свободы, а не только освобождение людей… Когда его спросили, как бы он определил революцию, он сказал: электрификация плюс Советы.
С одной стороны, освобождение от нищеты, которое на самом деле есть условие свободы, но с другой стороны, новая форма правления — и Ленин обе эти вещи, новую форму правления, Советы, и электрификацию, т. е. техническое развитие, передал партии.
Шмид: Под электрификацией он понимал то, что иначе называют американизацией.
Арендт: Конечно, он это имел в виду.
Шмид: Под советской системой понимают и следует понимать систему советов, при которой государственная власть находится в руках тех, кто эффективно вносит вклад в существование общества и государства. Не человек как индивидуум, который сам по себе, но человек как участник производства.
Арендт: Или как член соседской общины, или даже как завсегдатай кафе. Венгерская революция 1956 года, в которой социальный вопрос странным образом вообще не играл никакой роли, — это последняя революция, во время которой советы снова сразу же возникли. Значит, народ всегда хотел систему советов, сразу организовывал её и знал, каким образом её следовало организовывать. Вы можете обнаружить это в Парижской коммуне, в первой, которая ни в коем случае не занималась исключительно социальными вопросами.
Шмид: Система советов возникла совершенно спонтанно, без каких-либо раздумий относительно «что» и «как». В 1905 году в России, когда гарнизоны, взбунтовавшиеся во время первой революции, и фабрики, которые к ним присоединились, сказали: теперь мы должны выбрать наших доверенных людей, и они должны соединиться в одно целое, и вся власть советам. В их руках должна находиться вся власть, потому что мы, солдаты, матросы, рабочие, действительно являемся государством и государство действительно принадлежит нам: ведь если делать всё как прежде, то мы будем лишь обмануты.
Арендт: Правильно. Очень интересно, что в Америке, где этого меньше всего можно было бы ожидать, Джефферсон, уже выйдя в отставку в преклонном возрасте, также разработал подобную систему и сказал: «Я постоянно повторяю, разбивайтесь на wards (Избирательные участки внутри одной общины, округа) и сотни, потому что без этого республика не выживет».
Шмид: Это старый принцип распределения власти. Власть даже в государстве не определяется как единое целое и должна быть распределена между её различными носителями и держателями. И чем она ближе к народу, сказал Джефферсон, тем больше этой властью будет сам народ.
Арендт: Во-первых, народ осуществляет контроль, но есть ещё и другая вещь. Каждый человек из народа, если он того желает, имеет возможность действовать, принимать участие в публичных делах. Томас Джефферсон писал 2 февраля 1816 года Джозефу К. Кэбеллу:
«Где каждый человек является участником своей республики-района (ward-republic), или республики более высокого уровня, и чувствует, что он является участником в управлении делами, но не только на выборах один день в году, а каждый день; когда не останется человека в государстве, который не был бы членом какого-нибудь из его советов, большого или маленького, он скорее даст вырвать сердце из своего тела, чем позволит Цезарю или Бонапарту отнять у себя власть».