Size: a a a

Толкователь

2018 November 05
Толкователь
Немец Матиас Руст, приземлившийся на своём самолёте на Красную площадь, в советском суде - обедает со своим конвоиром в перерыве судебного заседания, 1987 год
источник
Толкователь
Великий российско-американский социолог Питирим Сорокин приводит долю религиозных и светских картин среди всех изученных картин и скульптур в разные века (из его книги "Кризис нашего времени", 1941)
источник
Толкователь
Великий российско-американский социолог Питирим Сорокин в книге "Кризис нашего времени", (1941) пишет, что декадентское искусство ХХ века вовсе не новаторское. Примерно тот же процесс шёл в Римской империи в первые четыре века нашей эры (время упадка ДР) - тогда заимствовался примитивизм восточных, африканских и северо-европейских народов, римлянин сам, по своей воле опускался до дикаря.
А сегодня, пишет Сорокин, весь этот кубизм, футуризм и прочее декадентство "Мы имитируем искусство примитивных племён Африки и Австралии, архаизмы египетского, китайского, персидского, центральноамериканского и многих других стилей. В особенности мы имитируем искусство негров". Человек Запада подобно своему собрату из Римской империи сам добровольно опускается до дикаря (далее Сорокин пишет, что варваризация идёт везде в культуре, не только в живописи - в музыке (тогда это негритянский джаз), в литературе и даже архитектуре).
источник
Толкователь
Интересно, что в Риме времени упадка христианство тоже воспринималось как варварство и невежество. Питирим Сорокин пишет:
"Языческим греко-римским мыслителям, носителям чувственной системы истины, христианская богооткровенная истина того времени казалась не более чем предрассудком или невежеством. Выдающиеся интеллектуалы того времени, как, например, Тацит, называли её "зловредным суеверием, гнусным и постыдным". Плиний характеризовал её как "безмерное уродливое суеверие". Для Марка Аврелия она была неразумным и невоздержанным духом противоречия, для Светония – "новым и зловредным видом религиозной секты". Цельс считал христиан "неразумно верующими... Они сами не рассуждают и не слушают рассуждений других о своей вере, а только придерживаются своего: "Не испытывай, а веруй", или: "Вера твоя спасёт тебя", или: "Мудрость мира - зло, глупость - благо".

Для Цельса, как и для других приверженцев чувственной истины, христиане со своей истиной веры были всего лишь шарлатанами, невеждами, фокусниками и им подобными. Даже Христос и апостолы считались невежественными и "отъявленными бездельниками"; дева Мария - женщиной с незаконнорожденным ребенком и т.д. С точки зрения чувственной истины христианская истина веры, откровение и Бог - а по сути, вся христианская вера и все христианское движение – не могли казаться римлянам ничем иным, кроме как абсурдом и суеверием".
В итоге римские мыслители оказалсь правы: христианство примерно на десять веков похоронило культуру греческого и римского мира, она начала снова заимствоваться в Европе только в эпоху Возрождения. Всё, что имеем передового в нашем мире - культура, медицина, право, образование, механика, уважение к женщине как к равной мужчине и мн.др. - это наследие того времени.
источник
Толкователь
Визуализация плотности населения между Москвой и Питером. Словно пустыня между двумя мегаполисами
источник
2018 November 06
Толкователь
В США в 1920-50-е годы трудились ведущими инженерами, конструкторами и технологами в авиапромышленности более ста русских эмигрантов. Среди них самый известный - конструктор Игорь Сикорский. В 1930 году он дал прогноз, как будет выглядеть авиация в 1980 году. Он верно предсказал появление больших, широкофюзеляжных самолётов, авиамаршруты через Северный полюс. Ещё один прогноз Сикорского - главенство тоталитаризма до конца ХХ века. Тоталитаризм сменится Всемирным правительством и обществом всеобщего блага. "Однако забота правящих кругов о населении неизбежно примет вид заботы фермера о своём скоте", - заключал Сикорский.
http://ttolk.ru/articles/aviakonstruktor_sikorskiy_v_1930-40-h_o_mire_1980_goda
источник
Толкователь
"Большая сушь" в III веке стала одной из причин упадка Римской империи. https://www.economist.com/graphic-detail/2018/08/01/the-rise-and-the-rainfall-of-the-roman-empire?
источник
Толкователь
В 1912 году в Киеве появился отряд городовых-велосипедистов. Киев занимал первое место в РИ по преступности (на 100 тыс. жителей - 649 преступлений; далее шли Ростов (595) и Рига (467))
источник
Толкователь
Впервые за четыре года социологи зафиксировали рост запроса россиян на демократию - с 27% до 37%. Морок великодержавности постепенно спадает
источник
Толкователь
Сегодня рекомендую подписаться на @vostochnysyndrome. "Восточный Синдром " - это авторский проект Ксении Светловой, востоковеда и депутата израильского парламента о Ближнем Востоке. Здесь вы найдете последние новости и аналитику о том, что на самом деле происходит в Израиле, Иране и арабских странах. Грозит ли региону очередной виток «арабской весны», что будет Саудовской Аравии за ликвидацию журналиста и почему Израиль пытается договориться о перемирии с палестинскими исламистами.
"Восточный Синдром" рассказывает об этом и о многом другом. Заходите, будет интересно.
https://t.me/vostochnysyndrome
источник
Толкователь
Серёжа Простаков анонсировал спецпроект "1983 год". Важный год перелома для советской власти.
https://1983mbk.io
Пока быстро пролистал его и не заметил очень важной темы: сращивания КГБ и системных либералов в единый организм, гибрид. Как раз к 1983 году были полностью разгромлены все подпольные и полуподпольные политические силы: левые разных оттенков (от троцкистов до маоистов), национальные организации, исламские и группы альтернативных христиан, и т.д. Остались только системные либералы в ранге советников главы КГБ, а затем и генсека Андропова: Бовин, Шахназаров, Арбатов, Иноземцев, Бурлацкий и т.д. Через несколько лет эти советники главы КГБ начнут и возглавят Перестройку, и окончательно, на десятилетия установят во власти чекистско-либеральный гибрид.
Тема это по понятным причинам не звучит и не исследуется ни либеральными медиа, ни патриотическими (для них Андропов до сих пор икона, символ порядка).
В "Толкователе" я много приводил воспоминаний о жизни и работе либералов при КГБ. Вот один из таких фрагментов:

«Вот как состоялось наше знакомство, - писал Георгий Шахназаров. - Когда меня пригласили в большой светлый кабинет с окнами на Старую площадь, Юрий Владимирович вышел из-за стола, поздоровался и предложил сесть лицом к лицу в кресла. Его большие голубые глаза светились дружелюбием. В крупной, чуть полноватой фигуре ощущалась своеобразная «медвежья» элегантность. Он расспросил меня о работе журнала «Проблемы мира и социализма», поинтересовался семейными обстоятельствами, проявил заботу об устройстве быта и одобрительно отозвался о последней моей статье. Затем переменил тему, заговорил о том, что происходит у нас в искусстве, проявив неплохое знание предмета.

- Знаешь, - сказал Андропов (у него, как и у М.С.Горбачева, была манера почти сразу же переходить со всеми на ты), - я стараюсь просматривать «Октябрь», «Знамя», другие журналы, но всё же главную пищу для ума нахожу в «Новом мире», он мне близок.

«Я был приглашён консультантом в отдел Ю.В.Андропова, - писал в своих воспоминаниях Георгий Арбатов. -Собранная им группа консультантов была одним из самых выдающихся оазисов творческой мысли того времени. Он действительно испытывал в ней потребность, постоянно и много работал с консультантами. И работал, не только давая поручения.

Андропов был умным, неординарным человеком, с которым было интересно работать. Кроме того, он был талантлив. И не только в политике. Например, Юрий Владимирович легко и хорошо писал стихи, был музыкален, неплохо пел, играл на фортепьяно и гитаре. В ходе общения с нами, консультантами он пополнял свои знания, и не только академические.
Например, Андропов ценил лучшие из картин советских авангардистов и поддерживал их хотя бы тем, что приобретал немало абстракционистских полотен. Это же делали и многие из сотрудников».
источник
Толкователь
Петроград в 1919 году в воспоминаниях Ольги Ивановны Вендрих (она в это время была работницей Красного Креста, позднее эмигрировала в Югославию):
"Ум интеллигенции при приискании себе службы очень изобретателен, например: сойдутся 2-3 человека и изобретут какое-нибудь учреждение, например, лесостроительство на реке Свири. Живо получают разрешение и ассигновки у большевиков и начинают приглашать своих знакомых. Затем реквизируют квартиру и последовательно увеличивая количество служащих, увеличивают и помещение, реквизируя сначала соседние квартиры, наконец весь дом и соседние дома, пока не обратят на себя внимание комиссаров. Те приказывают закрыть учреждение, но на это нужна опять-таки комиссия и новые средства и т.д. И так везде - всякое учреждение вырастает в нечто грандиозное.

Охрану казарм несут женщины, которые отбирают у солдат сапоги и простыни, так как были случаи бегства солдат. Женщины одеты в серую форму, на голове папаха казацкая.
Охрана города тоже в руках женщин. Расстрелы раньше производились матросами и латышами, затем китайцами, а последнее время тремя женщинами. Во главе "чрезвычайки" стоит женщина - еврейка (кажется Равич). Всё держится на женщинах".
источник
2018 November 07
Толкователь
В 1965 году философ Ханна Арендт и политолог, один из основателей послевоенной социал-демократии Германии Карло Шмид в беседе попытались определить, каков будет прогресс государств. Они приходят к неожиданному выводу, что прогресс - это система Советов, на самом деле придуманная отцом-основателем США Джеферсоном и позднее подхваченная Лениным. Главная же опасность - это власть технократов, при том, что к коммунизму нас приведёт всеобщее благосостояние и технический прогресс.

Арендт:  Маркс вообще не интересуется государством, оно отмирает. А Ленин, который был очень странным господином, сказал однажды нечто, возможно, свидетельствующее о том, что первоначальный подход, то есть обоснование свободы, а не только освобождение людей… Когда его спросили, как бы он определил революцию, он сказал: электрификация плюс Советы.
С одной стороны, освобождение от нищеты, которое на самом деле есть условие свободы, но с другой стороны, новая форма правления — и Ленин обе эти вещи, новую форму правления, Советы, и электрификацию, т. е. техническое развитие, передал партии.
Шмид: Под электрификацией он понимал то, что иначе называют американизацией.
Арендт: Конечно, он это имел в виду.

Шмид: Под советской системой понимают и следует понимать систему советов, при которой государственная власть находится в руках тех, кто эффективно вносит вклад в существование общества и государства. Не человек как индивидуум, который сам по себе, но человек как участник производства.

Арендт: Или как член соседской общины, или даже как завсегдатай кафе. Венгерская революция 1956 года, в которой социальный вопрос странным образом вообще не играл никакой роли, — это последняя революция, во время которой советы снова сразу же возникли. Значит, народ всегда хотел систему советов, сразу организовывал её и знал, каким образом её следовало организовывать. Вы можете обнаружить это в Парижской коммуне, в первой, которая ни в коем случае не занималась исключительно социальными вопросами.
Шмид: Система советов возникла совершенно спонтанно, без каких-либо раздумий относительно «что» и «как». В 1905 году в России, когда гарнизоны, взбунтовавшиеся во время первой революции, и фабрики, которые к ним присоединились, сказали: теперь мы должны выбрать наших доверенных людей, и они должны соединиться в одно целое, и вся власть советам. В их руках должна находиться вся власть, потому что мы, солдаты, матросы, рабочие, действительно являемся государством и государство действительно принадлежит нам: ведь если делать всё как прежде, то мы будем лишь обмануты.

Арендт: Правильно. Очень интересно, что в Америке, где этого меньше всего можно было бы ожидать, Джефферсон, уже выйдя в отставку в преклонном возрасте, также разработал подобную систему и сказал: «Я постоянно повторяю, разбивайтесь на wards (Избирательные участки внутри одной общины, округа) и сотни, потому что без этого республика не выживет».
Шмид: Это старый принцип распределения власти. Власть даже в государстве не определяется как единое целое и должна быть распределена между её различными носителями и держателями. И чем она ближе к народу, сказал Джефферсон, тем больше этой властью будет сам народ.
Арендт: Во-первых, народ осуществляет контроль, но есть ещё и другая вещь. Каждый человек из народа, если он того желает, имеет возможность действовать, принимать участие в публичных делах. Томас Джефферсон писал 2 февраля 1816 года Джозефу К. Кэбеллу:
«Где каждый человек является участником своей республики-района (ward-republic), или республики более высокого уровня, и чувствует, что он является участником в управлении делами, но не только на выборах один день в году, а каждый день; когда не останется человека в государстве, который не был бы членом какого-нибудь из его советов, большого или маленького, он скорее даст вырвать сердце из своего тела, чем позволит Цезарю или Бонапарту отнять у себя власть».
источник
Толкователь
"В годы второй пятилетки в Грозном на нефтяных промыслах в порядке технической помощи работал английский инженер-нефтяник Брайан Монтегю Гровер. Он влюбился там в советскую девушку, дочь местного аптекаря, и хотел на ней жениться. Но кончился его контракт, и он с болью в сердце вернулся в Англию. Все его хлопоты получить разрешение на выезд за границу для любимой им женщины не увенчались успехом. Визы ему для въезда в СССР также не давали. Тогда Гровер поступил как настоящий Ромео XX века. Он выучился пилотировать самолет, купил подержанную спортивную машину и в ноябре 1938 года нелегально прилетел через Стокгольм в СССР, чтобы добиваться здесь возможности жениться на любимой женщине и увезти её с собой. Через советскую границу Гровер перелетел благополучно, но ему не хватило бензина, и он вынужден был снизиться на колхозном поле около Калинина. Тут его арестовали и вместе с его самолетом доставили в Москву. Началось следствие.

Гровер вполне откровенно рассказал о причинах, побудивших его к нарушению советских законов. Случай был исключительный, и о нём доложили высокому начальству. В результате Гровер был освобожден и получил разрешение жениться и увезти свою жену в Англию. По прибытии в Лондон супруги посетили меня и просили передать Советскому правительству благодарность за проявленное к ним отношение. Они дали также прессе весьма дружественное для нас интервью. Потом я потерял супругов Гровер из вида. Слышал только, что Гровер уехал на работу в одну из африканских колоний Англии – в Кению. И вдруг эта замечательная пара вновь появилась на моём горизонте. Вскоре после нападения Германии на СССР я получил от супругов Гровер очень тёплое письмо, в котором они выражали глубокое сочувствие к Советской стране и сообщали, что организовали денежные сборы в пользу Советского Красного Креста. Действительно, в дальнейшем мы несколько раз получали от них денежные переводы, которые вливались в общий поток наших сборов, превысивших за первые два года советско-германской войны (вплоть до нашего отъезда из Лондона в Москву) 650 тыс. фунтов".
(И.М. Майский. "Воспоминания советского дипломата (1925–1945 годы)".
источник
Толкователь
Владимир Пчелин. "Историческое решение о вооруженном восстании на заседании ЦК РСДРП(б) 23 октября 1917 года. Апостолы Революции", 1925. Действительно, нарисованы Ленин и ещё 12 участников заседания
источник
Толкователь
Егор Летов ("Аргументы и факты", 1999 год, №45)
"Когда я читаю в музыкальной прессе высказывания коллег, у меня сильно портится настроение. Мне скучно. И возникает чувство стыда за всё, что они говорят. Один из немногих людей, которого я уважаю - это Шевчук. Под всем, что делает, он подписывается. Это очень важно. А вот по поводу того же Гребенщикова я не могу так сказать, он курьёзный человек. Читал какие-то его дурацкие высказывания про карму, которые он надёргал из разных источников. Он просто хорошо знал английский язык в то время, когда мало кто им владел. Много слушал и понимал, о чём, к примеру, поют Циммерман, Костелло, "Спиро Джира" и т.д. Но я тоже много слушал. Поэтому понимаю, у кого и что именно спёр Гребенщиков. Он просто талантливый компилятор. По российским масштабам его даже можно назвать гениальным. Причём и рассуждения у него совершенно бредовые. Хотя не хочу разубеждать людей, которые любят БГ и льют слёзы, слушая его.

Но самая вопиющая халтура за последние годы - это Лагутенко и его "Мумий Тролль". Я вообще не понимаю, почему такие группы становятся популярными. Тексты песен совершенно неосмысленные, галиматья какая-то. Причём совершенно бездарно написанные даже с точки зрения лингвистики. Отвратительный имидж, который у сознательной части населения вызывает глубокое отвращение - очень манерно и провинциально, так же как у Земфиры. Хотя она талантливая девчонка, но правильно кто-то сказал: "Песни мне ваши нравятся, а от провинциального хамства душу коробит".

При этом у меня очень хорошие отношения с "АукцЫоном". Нравится их эстетика, и люди они прекрасные (при встречах мы по возможности напиваемся вместе). Люблю группы "Не ждали", "Вопли Видоплясова". Из того, что за последнее время услышал, на меня произвела впечатление питерская группа "Монро и Кеннеди" (девушка исполняет рок на домбре*). А лучшей нашей группой считаю "Любэ", хотя, к сожалению, мы даже не знакомы. У меня есть все их компакт-диски, и во время алкогольных возлияний мы часто слушаем их. У меня вообще огромная фонотека старых советских песен, начиная с пятидесятых годов и заканчивая Миансаровой и Пьехой.
источник
2018 November 08
Толкователь
Обложка журнала "Техника - молодёжи", 1968 год. Как преобразуется проспект Калинина (ныне Новый Арбат: вид на здание СЭВ, Калининский мост и сам проспект
источник
Толкователь
На 91-м году умер художник Оскар Рабин. В интервью он рассказывал, что стал рисовать, чтобы забыться от нищеты и неустроенности:
"Жить было негде, пришлось устроиться на железную дорогу. Я жил в бараке в Лианозово, эти бараки освобождали от заключённых женщин, которые содержались там ранее. Мне повезло, нас поселили в секцию с одной лишь соседкой-врачом. И 12 лет я обитал в этом бараке.
Приходилось существовать в полунищем состоянии. Работал на железной дороге, вагоны выгружал. Обеспечивал рабочих ломами, лопатами, наряды выписывал. В общем, был "десятником".  Работали заключённые - не политические, а уголовные. Всякие - и убийцы, и блатные. Своим рисованием я не мог заработать буквально ничего. Я пытался, конечно, занимался разной оформительской работой – праздников, юбилеев. Но даже это у меня очень плохо получалось, гораздо хуже, чем у других!

А потом возникла так называемая "Лианозовская школа", которой на самом деле и не было, туда ведь просто приезжали художники и показывали картины. Придумали эту формулировку уже позже "журналисты".
Я тоже выставлял работы. Рисовал только то, что меня окружает. Бараки, вагоны, железные дороги, быт людей вокруг, водка и селёдка – самая доступная и дешёвая закуска. Все это стало и моими персонажами. И жизнь, и смерть, и рождение – всё это сопровождается такими бытовыми вещами.
Денег хватало едва-едва на самую примитивную жратву. И я всегда подрабатывал: за мешок картошки у крестьян делал копию "Трёх богатырей". Даже одежду себе покупал у зеков - раза в три дешевле, чем в магазине. Они её где-то воровали. Зеки видели, что я старался по возможности ничего вредного им не делать. Когда надо было заполнять наряды, всегда соглашался приписать лишнее.
А потом Костаки купил у меня две работы, по 50 рублей. Я был тронут всем этим, и потом, для меня это были хорошие деньги, потому что десятником мне было гораздо труднее что-то заработать".
источник
Толкователь
Данные таблицы дают наглядную картину осуществления репрессивных мер во время правления Сталина, до него и после его смерти (архивные данные приведены историками В.Луневым и В.Земсковым)
источник
Толкователь
Интересный эпизод Нарвской битвы 1700 года. Как известно, война на 80% это логистика. Шведский король Карл XII (кстати, ускользает почти всегда его возраст на момент начала Северной войны - 18 лет) высадился в Прибалтике налегке, пешком его 10 тыс. воинов прошли сотни километров. А это ноябрь. Причём шли с боями. А вокруг - выжженные русскими войсками деревни (уже тогда нашей тактикой стала "выжженная земля"). Ели в основном разведённую в воде ржаную муку. Даже сам Карл спал на соломе, обернувшись в одеяло.
Как известно, нарвскую битву Карл XII выиграл легко. Его 9 тыс. воинов (1 тыс. была потеряна ранеными и больными за время похода) разбили 35-тысячное российское войско. Потери составили 700 человек против 9 тысяч.

Но, как казалось Карлу XII, это была пиррова победа. Русские сдали знамёна, почти 200 пушек и остальное оружие и даже военную казну (несколько телег серебра). Но главное - не было еды. Рядом такая же голодная Нарва, выдержавшая почти 4-месяную осаду русских войск. Почти нет боеприпасов и пороха. В армии начинается голод и главная военная болезнь того времени - дизентерия (а также и тиф). А Балтика в конце ноября - это шторма, подвоза еды нет. Казалось, армия-победительница тут вся и передохнет. И вот случается чудо:
"К берегу (на Чудском озере) пристают 120 русских барж с припасами - с солониной, мукой и другой едой, тёплой одеждой, порохом и др. снаряжением. Тыл не знал о поражении русских войск и продолжал гнать припасы".
(из ЖЗЛ "Карл XII" Бориса Григорьева, 2006)

Это позволило Карлу XII перезимовать 5 месяцев в Эстонии - до начала весенней навигации на Балтике. Карл XII первым тогда среди европейцев осознал важность логистики на войне в Восточной Европе. В центральной и западной Европе армии тогда кормились на захваченных территориях, там местные власти не сжигали собственные деревни и города, чтобы припасы и жильё не доставались противнику. А в России и (кстати) Польше эта тактика "выжженной земли" была обычной практикой.

И ещё одно правило вывел Карл XII: в походе по Восточной Европе от болезней "сгорает" 0,5% численности войска в день. За полгода даже без боёв исчезает вся армия. Что, кстати, через век доказала полностью кампания Наполеона в России, в которой 80% потерь у него были от болезней. Потому война тут может быть только блицкригом. И только в короткое летнее время. В холода - садиться на зимние квартиры. Этим правилом, как известно, пренебрёг Гитлер в двух проигранных им зимних битвах - под Москвой и Сталинградом, определившим его общее поражение.
источник