Интересно посмотреть, от какого исследователя пошла "норманнская теория" основания Руси. В Северо-Западной Руси она существовала всегда, а её популяризатором стал шведский учёный Петр Петрей (Пер Перссон). Он родился в 1570 году, учился в гуманитарной Высшей школе имени Юхана III, затем - в Марбургском университете. В 1601 году он уехал в Россию дипломатическим представителем, где пробыл четыре года. Ещё шесть лет Петрей пробыл шведским дипломатом в разгар Смуты, в 1607-13 годы.
Итогом его десяти лет пребывания в Московии стала книга "История о великом княжестве Московском", изданная в 1614-1615 гг. на шведском языке в Стокгольме, а в 1620 году, с дополнениями и исправлениями - на немецком языке в Лейпциге. В книге он как раз много пишет об основании Руси, что варяги вышли из Швеции. Причём его теория базируется на русских летописях и устной традиции знати. Например, он приводит речь новгородских послов, произнесенную ими перед шведским принцем Карлом-Филиппом в августе 1613 г. в Выборге. Новгородцы тогда настаивали на его переезде в Новгород, чтобы наконец-то уйти из-под власти Москвы. В качестве обоснования желательности шведского правления над ними, они "поставляли на вид, что Новгородская область, до покорения её московским государем, имела своих особенных великих князей, которые и правили ею; и были они шведского происхождения, один из них по имени Рюрик, и новгородцы благоденствовали под его правлением".
Новгородцы даже называли области Швеции, откуда были родом викинги, пришедшие править на Русь - "области Вартофта, в Вестер-Готландии" и "области Веренде, в Смаланде". Т.е. к тому времени прошло около восьми веков с момента "призвания Рюрика", но в Новгороде хорошо помнили даже такие детали.
Петрей указывает, что и в Московии не оспаривали иностранного происхождения первых правителей Руси, но выводили их не из Скандинавии, а из Пруссии - юга Балтии, и даже из Австрии (потомком австрийцев называл себя Иван Грозный - "великого князя из Римской империи по имени Родорикус").
Но поверил Петрей новгородцам, так как, утверждал он, кроме устной традиции, видел летописи, гербы и знаки викингов в Новгороде (например, мечи варягов, которые как реликвии хранились в городе).
Так что немецкие историки Миллер, Щёцер, Фишер и Байер, выписанные из Германии Екатериной II для написания русской истории, не являются родоначальником норманнской теории, которая уже существовала в России.