Что из себя представляет поколение Z (к нему принято относить молодёжь в возрасте 18-30 лет)? О том, каковы политические и социальные установки этого поколения в России, пишет политолог, сотрудник Финансового университета Роман Пырма ("Восстание поколения Z: новые политические радикалы", журнал "Гуманитарные науки", №2, 2017). Приведённые им цифры - результаты исследования ФОМ, Ipsos, Института социологии РАН, Сбербанка, Validata и др. Если кратко, то резюме этих исследований поколения Z таково.
Российская молодёжь 18-30 аполитична: политикой в целом не интересуется 60%, а среди студентов 18-22 лет - вообще 64%. Среди действий власти им нравится только внешняя политика (и то всего 13%). Телевизору доверяют всего 36%, а в Москве - 17%. Успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствиями. Поколение Z хочет работать на себя и избегать корпоративной зависимости. 30% молодёжи доверяют мнению и рекомендациям ведущих блогеров и готовы пойти за ними.
У современной российской молодежи нет устойчивых предпочтений, нет постоянной лояльности к брендам и стилям одежды, "обязательных списков" в музыке или кино. Молодёжь ценит коммуникативные способности, те качества, которые помогают легко общаться в любой компании и любой ситуации.
При этом у поколения Z отсутствуют выраженные субкультуры, наблюдается похожесть, вопреки представлению о собственной исключительности, вне зависимости от города и уровня материальной обеспеченности.
Поколение Z находится в сильной зависимости от Интернета: 27% в возрасте 14–24 лет проводят в соцсетях более 5 часов в день, а четверть из них проверяют обновления каждые 30 минут.
При этом абсолютное большинство (65%) молодёжи относится к "молчаливой" группе, в которой пользователи не высказывают в интернете своё мнение о каких-либо событиях. Они просто читают соцсети, лайкают или репостят, но ничего не пишут.
Главный запрос от жизни молодого поколения - быть счастливыми. Ценность представляют наслаждение жизнью, получение от неё удовольствия и любовь к себе. Испытываемые трудности означают, что путь выбран неверно.
Успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствиями. Достижение ощущения счастья - это и есть успех.
Слова "карьера" и "престижная работа" практически не звучат. Работа должна приносить удовольствие, доход и не отнимать много времени. Признание должно вести к социальной популярности, выражаемой в количестве френдов и лайков.
Поколение Z не нарабатывает навыки решения проблем реальной жизни, в нём закрепилось представление, что успех может быть лёгким и быстрым.
Ещё это поколение доверяет только тем, кто говорит с ними на равных и на их языке. А с этим огромные проблемы у людей старше 50 лет, чья молодость пришлась на советское время. Поэтому плодотворный диалог между поколением Z и высшей властью, в которой преобладают люди советского мышления, почти невозможен.