Недавно на радио "Комсомольская правда" в своей передаче рассказывал об Иване III. Точнее, о системе формирования знати, боярства, которая при нём происходила. Обычно это мало упоминается в числе дел Ивана III. А зря - это же была одна из опор государственности в Московии и далее в России.
Так вот. Знать Иван III предпочитал формировать из иностранцев. Вместе с его второй женой, племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог в Московию потекло огромное число греков, которые стали основоположниками многих знатных династий.
С царевной прибыли её родственники Дмитрий и Фома Ивановичи Рале. Москвичи переделали их фамилию в Ларёвы. Деревни из их вотчин до сих пор хранят имена греков - несколько деревень Ларёво (одну из них часто проезжаю по Дмитровке).
Боярами стали Никула и Эммануил Ангеловы, Траханиотовы, Ховрины, Головины, Тютины.
Далее. Во время правления Ивана III случилось падение генуэзских колоний в Крыму (1470-80-е годы), и в Московию потянулись итальянцы. Генуэзцев из Кафы стали именовать "фрязями" (отсюда селения Фрязино и Фрязево). Огромный поток их пошёл из Сурожа (по итальянски - Солдайя, сегодня - Судак). Они положили династиям Саларёвым (много в Москве мест по названиям их вотчины - например, Саларьево). Это сурожане Сафарины (селение Софрино).
С того как раз времени повелось на Руси как знати, так и царям не ассоциировать себя этнически с управляемым ими народом. И в целом это правда. Жанра дневников тогда не существовало, чтобы мы могли почитать исповеди частных людей. Но почему-то уверен, что все эти Шереметевы и Юсуповы (потомки татар), Ховрины и Головины очень чётко отделяли себя от простонародья в т.ч. и этнически. Выводили своё право править русскими тем, что они не вышли из этого народа. Даже Романовы выискивали старательно у себя кровь пруссов. Ну а с середины XVIII века, времени правления немцев в России, это всё совсем стало нормой.