Почитал об английском журналисте, археологе и разведчике Артуре Эвансе, открывшем на Крите руины развитой цивилизации бронзового века (1850–1450 годы до н. э.), названной Минойской.
Разочарую поклонников минойских фресок, по которым часто судят об этой цивилизации. Фрески сохранились или рельефные, уже потерявшие краску, но сохранившие очертания, или рассыпавшиеся на осколки, которые археологи собирали как паззл. Самая знаменитая фреска с тремя женщинами сохранилась где-то на 20%, всё остальное дорисовано в наше время, в том числе и женские лица.
Артур Эванс пригласил швейцарского художника Жильерона, который и дорисовал 80-95% площади минойских фресок.
Причём Эванс привносил во фрески, точнее в то, что от них осталось - обычно осколки в 5-10% от первоначальных произведений, викторианскую атмосферу Англии. Проще говоря, додумал за минойцев их рисунки.
Одна из знаменитых критских фресок - "Мальчик, собирающий шафран". Это небольшая настенная роспись, открытая в северо-западной части дворца в Кноссе и отреставрированная художником Жильероном по указаниям Эванса. Позднее искусствовед Николаос Платон открыл, что тело у этого сборщика шафрана имеет довольно странную форму, к тому же написано оно синим цветом, никогда не использовавшимся минойцами для изображения человеческих фигур. Потом были открыты другие мелкие фрагменты фрески: кусочек хвоста, цветок крокуса и, наконец, синяя голова, не принадлежащая человеку. Так "Мальчик, собирающий шафран" превратился в "Обезьяну в дворцовом саду".
На 90% и "останки" дворца - это новодел брагады Эванса (в некоторые периоды на "восстановлении" дворца трудились до 500 человек) с применением бетона, отёсанных камней и арматуры.
Из-за вольной реконструкции Эванса минойскую цивилизацию стали выводить к финикийцам, заселившим Крит, потом к египтянам. Долгое время учёных почему-то не смущало, что в Кноссе так и не было найдено ни храмов, ни божеств, хотя у финикийцев и египтян в III тысячелетии до н.э. была уже развитая храмовая и религиозная культура. У минойцев же широко было распространено только жертвоприношение быков, да поклонение осьминогу. Т.е. примитивные анималистские культы.
С этим "знанием" историки прожили сто лет. Пока, наконец, не появилась ДНК-генеалогия. Она из останков минойцев показала, что они прибыли на Крит в 7 тысячелетии до нашей эры из Европы, с территории нынешних Греции и Балкан. Ещё одна волна заселения (видимо, захватническая), но малая, была в IV тысячелетии до н.э. с севера Малой Азии (или южного Причерноморья). Никаким финикийцами и египтянами на Крите не пахло.
Вообще же история при Минойскую цивилизацию Крита говорит об одном: о пред-античности и даже античности мы часто судим по копиям копий, додумкам и реконструкциям. И хорошо, что появились ДНК-исследования, которые вносят хоть небольшую ясность в историю Древнего (а часто и Средневекового) мира.