
https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=zGcyT3x17UM
Это, к слову, говорит о том, на какие перевозки делает ставку Китай. Конечно, - только морем (на морские перевозки сейчас приходится около 95% торговли вне приграничных стран).
Для чего же тогда китайцы ещё и делают «Великий шёлковый путь» с железными и шоссейными дорогами? Это способ окончательно привязать к себе приграничные страны, а вовсе не для диверсификации перевозок, как бубнят наши патриоты (которые до сих пор почему-то верят, что Китай наш союзник). Это для Китая увеличение железнодорожных перевозок в Европе в общем их транспортном объёме – мизер (рост с 1,5 до 3%). Но для среднеазиатских стран в первую очередь и для России во вторую – это большие объёмы.
В России, видимо, что-то стали осознавать про евразийскую стратегию Китая. Отсюда – срочное заключение Газпромом соглашения с Ашхабадом о возобновлении покупок туркменского газа – пока 5,5 млрд. кубометров в год с перспективой увеличения до 10-12 млрд. Пять лет Россия не закупала газ у Туркмении (это формальная закупка, а реальная – транзит его в Европу), что заставило Ашхабад почти полностью перестроить свой нефтегазовый комплекс под Китай и привязать себя к Пекину. Россия сейчас пытается восстановить хоть небольшое своё влияние в Туркмении.
То, что Средняя Азия становится зависимой от Китая территорией, осознают теперь не только в России. Например, Индия (главный враг Китая) начинает инвестировать большие деньги (по местным меркам) в Таджикистан (деньги идут на строительство дорог). В Киргизии активизируется Турция. Казахстан расширяет контакты с США.
В Средней Азии начинается большая политическая игра, а Великий шёлковый путь – одна из его составляющих.