Донские казаки, неравенство и киберпанк.Есть устоявшийся стереотип, что Дон в XV-XVII вв. был местом свободы и равенства, откуда «выдачи нет». Это не совсем так. Среди донского казачества изначально существовало расслоение. Жизнь на окраине требовала строгой дисциплины. И первого встречного в казаки не брали.
В статье моего бывшего научного руководителя О. Г. Усенко описывается деление казачьего общества. Территориально казаки делились на «Низовых» и «верховых». Первые жили внизу, в дебрях Дона, и считались элитой. Вторые жили в верховьях.
В казачьем войске выделялись рядовые казаки, станичные атаманы и старшины, войсковые атаманы и старшины. Атамана выбирали на кругу, но стать им мог далеко не каждый. Как и не каждый житель Дона имел право голоса.
Сами казаки любили делить себя на «старожилов» и «молодчих». Возраст здесь ни при чем. «Старыми» называли себя те, кто на Дону родился или пробыл там более десяти лет. «Молодчими» же окрещали тех, кто пришел с севера в поисках вольной жизни.
Но даже подняться до «молодчего» казака было непросто. Крестьянина или мещанина никто не ждал с распростёртыми объятьями. Да и для войны требовалось вооружение, конь и снаряжение. Откуда взять на них деньги бродяге?
Казаки бились с врагами шашками. Среди них попадаются настоящие произведения искусства: с золотыми насечками и драгоценными камнями. Ценили воины и ружья. Но ни сабли, ни тем более огнестрельное оружие на Дону не производилось. Исключение составляли лишь пики: их делали в огромном количестве.
Порох, оружие и деньги казакам поставляла Москва. За судьбой «помощи» никто не следил. Поэтому на Дону постоянно вспыхивали конфликты из-за распределения добра. Нередко дележ перерастал в кровавое побоище.
Оружие стоило дорого. Никто бы не дал вчерашнему пахарю ценные вещи. Их нужно было добыть. Самый простой способ – присоединиться к походу.
Понабежавших с севера новичков называли бурлаками. В мирное время они работали на казаков, в военное служили пехотой или матросами. Тот, кто прошел бои с турками и татарами, мог стать «голытьбой» или «озимейным» казаком. Никаких прав на круге он все равно не получал.
Но не все выдерживали такой квест. Кто-то шел на Волгу, где подавался в рабочие. Кто-то возвращался домой. Наверное, невесело топать сотни, если не тысячи верст, из своего Выдропужска на Дон, чтоб потом бесславно вернуться к сохе и избе.
Богатые казаки или прославившиеся в боях воины становились «лутчими». Они могли не только говорить на кругу, но принять участие в дележе добычи, а то и к самому царю в составе посольства съездить.
О. Г. Усенко приходит к невеселому выводу:
«Войско Донское в XVII веке вряд ли было демократической республикой, как утверждают многие историки казачества. Половина донского населения вообще не имела доступа к власти».Но, несмотря на неравенство и испытания, люди шли на юг и кидали вызов судьбе. Немало героев вышло из голытьбы. Укрыл вольный Дон в конце XVII в. и староверов, русских религиозных диссидентов.
Но прошли времена. Мир стал мягче. И вот я нашел интересное фото. Оно и подтолкнуло меня к сей заметке. Оказывается, в наше время достаточно прикоснуться к экрану, чтоб стать казаком. И не надо ходить в походы за зипунами.