Дело в том, что в раннем буддизме было ооочень много школ. Вот только те, которые известны (часть канула в лету):
Стхавиравада — «учение старейшин», хаймавата — «гималайские»
Вибхаджьявада (образовалась до 240 до н.э. и во время правления царя Ашоки) — «учение об анализе»,
Тхеравада (около 240 до н.э.), считается продолжением Стхавиравады и Вибхаджьявады
Абхаягиривада
Махавихаравада (современная Тхеравада)[источник не указан 1329 дней]
Джетавания
Махишасака (V век до н. э.) — «устроители земли»
Кашьяпия (вторая половина III век до н. э.) — «последователи Кашьяпы», также суваршика «последователи Суварши»
Дхармагуптака (III век до н. э.) — «последователи Дхармагупты» или «защитники Дхармы»
Пудгалавада (около 280 до н.э.) — «учение о пудгале»
Ватсипутрия (во время правления царя Ашоки) — после раскола во второй половине II век до н. э. стала называться Самматия — «те, которые живут в согласии»
Дхармоттария (начало III век до н. э.) — «последователи Дхармоттары»
Бхадраяния (вторая половина II век до н. э.) — «те, кто следуют по пути Бхадры»
Шаннагарика (вторая половина II век до н. э.) — «из шести городов» (также Сандагирия — «из дремучего леса»)
Авантака[1]
Сарвастивада (около 237 до н.э.) — «учение о том, что всё существует» (также Вайбхашика — «последователи Комментария»)
Непальские вайбхашики[2]
Вайбхашики из восточной Индии[3]
Вайбхашики из центральной Индии[3]
Кашмирские вайбхашики
Апарантака (англ.)русск.-вайбхашики[4]
Бахирдешака — «иноземные учители» (также пашчатия — «живущие к западу от Кашмира», гандхарские вабхашики)[5]
Муласарвастивада (III — IV век) — «коренная Сарвастивада»
Шабдика — «[последователи учения] о слове»[6]
Саутрантика (примерно 50 до н.э. — 100) — «опирающиеся на сутры», также санкрантивада «учение о переходе», тамрашатия «одетые в платья медного цвета», дарштантика «использующие примеры»:[7]
Среди саутрантиков выделялись различные течения:
По признаваемому авторитету:
Агаманусарино-саутрантика (последователи писаний Абхидхармы)
Ньяянусарино-саутрантика (последователи семи логических трактатов Дхармакирти)
По отношению к воспринимаемому:
Зунзин джаннямпа (gZung ‘dzin grang mnyam pa, «равное количество объектов и субъектов»)[8]
Гон(г)а чецальва (sGo nga phyed tshal ba, «половинка яйца»)[8]
Нацог нимэпа (sNa tshogs gnyis med pa, «недвойственность многообразий»)[8]
Махасангхика (около 380 до н.э.) — «большая община»
Мадхьядешика[1]
Экавьявахарика (во время правления царя Ашоки) — «те, чья практика [даёт результаты] в одно [мгновение]»
Локоттаравада (III век до н. э. — «учение о том, что за пределами мира»
Гокулика (во время правления царя Ашоки) — «из рода быка», также куккулакатха — «рассуждение о горячем пепле»
Бахушрутия (конец III века до н. э.) — «те, кто много слышал»
Праджняптивада (конец III века до н. э.) — «учение о том, что [все вещи суть лишь] названия»
Чайтика (середина I века до н. э.) — «[поселившиеся на горе] с чайтьей»
Андхака[9] — «из Андхры»
Апарашайла — «с западной горы»
Уттарашайла, Пурвашайла — «с восточной горы»
Раджагирия[10] — «из Раджагрихи»
Сиддхартхика[9]
Апарараджагирика (Ваджирия)[10]