Важно понимать, что для Тхеравады фраза "ум пуст" может иметь только одно значение. В нашем языке и в нашей системе координат это означает - что ум обусловлен, у него есть причины. И он не имеет самостоятельного независимого существования, он бессамостен, ум безличен. Он - это не Ниббана.
Итак, даже самый чистый и лучезарно сияющий, блаженный и не испытывающий никаких искажений в познании и видении, очищенный полностью и всецело от всех видов килес и загрязнений - ум Будды - изменчив и обусловлен, пустотен (для нас). Как и любой процесс, он рано или поздно закончится (ВЗВ). Ниббана - это конец ВЗВ.
Мы понимаем чистоту и ясность, сияние и видение, осознание и прозрение - несколько сложнее. Для нас всё это есть, и в то же самое время всё это ещё не даёт ни вечности, ни неразрушимости, ни необусловленности, ни независимости от причин и изменений. То есть ум одновременно лучезарно сияющий и чистый - и одновременно вместе с тем - пустой, обусловленный. Будда умер. Его ум прекратился. ☝️☝️❤️🙂
Тут возможно самое существенное различие, к стати Олег. Ибо в махаяне, по крайней мере в исполнении Нагарджуны. Восприятие нирваны как постоянного и неизменного это ошибка.