Как и зачем использовать референсы
«Кради как художник», — говорили они, но не объясняли, где кончается подрезание приемов и начинается плагиат. Разбираемся, зачем посматривать на чужие работы и как вдохновляться ими, а не воровать.
Референсы нужны, потому что помогают:
1. найти общий язык с клиентом и объяснить задумку наглядно: проще согласовать мудборд, чем потонуть в правках из-за того, что вы неправильно друг друга поняли;
2. генерить новые идеи: референсы помогают посмотреть на работу под новым углом, подметить удачные решения из разных мест и адаптировать их под свою задачу;
3. анализировать рынок: просматривая визуалы конкурентов, бизнеса в смежных нишах и компаний в целом, вы видите, какие приемы уже затаскали, а какие выглядят свежо;
4. не потерять голову: чтобы не отклоняться от согласованной идеи или продумать ее исполнение: например, грамотно пририсовать хвост антропоморфному персонажу.
Какие референсы бывают:
а) стилистические: в них мы вдохновляемся формой, игнорируя значение. Например, вас зацепила текстура воды и натолкнула на мысль о фоне с градиентом;
б) тематические: это как челленджи в тиктоке — кто-то один задает тему, а на ее основе остальные делают свои версии;
в) технологические: тут референсом будет процесс создания. Например, когда известный разработчик игр сделал прогу по накладыванию текстур на пейзажи, а маленькая студия адаптировала принцип под себя — чтобы накладывать текстуры на одежду.
Как вдохновляться, а не воровать
— Много, много референсов. Когда перед глазами один, пусть даже идеальный реф — вы на опасной территории. Не только рискуете сплагиатить исходник, но и зациклитесь на одном решении, не давая себе покреативить. Лучше регулярно пополняйте склад: понравилась цветовая схема — добавляйте в папочку, зашел формат — кидайте в сохраненки. Можно сделать пару каналов в телеге или разбить все по папкам в Pinterest и на Behance. Главное — не устраивать свалку, а делить мудборды по категориям. И мы уже рассказывали, куда послать
графического,
моушн- и
веб-дизайнера вдохновляться.
— Изучайте и трансформируйте. Нет смысла сохранять картинки в папку, чтобы потом и не вспомнить, чем они понравились. Лучше сразу анализируйте: почему композиция удачная, а цвета так хорошо сочетаются? Из-за чего работа такая клевая — паттерн зацепил или шрифт? Так вы прокачаете насмотренность и научитесь считывать ключевые решения: например, подмечать, что логотип хорош из-за золотого сечения. Об этом
рассказывала наш арт-дир Ксюша Жаворонок в интервью.
— Просите фидбэк. Если замылился глаз, покажите коллеге или другу свою работу и референс — а затем спросите, насколько они похожи по шкале от 0 до 10. Все, что выше пяти, должно заставить задуматься, а выше семи — занервничать.
— Указывайте источник. Если реф тематический, а вы берете из него больше, чем просто отправную точку для мысли, лучше указать автора оригинала. Вот почему ютуберы дают дисклеймер и называют креатора, который первым сделал видео на конкретную тему. На всякий случай гляньте статью, где мы
разбирались с авторскими правами, чтобы еще чего не нарушить.
Больше про дизайн — на
практическом онлайн-курсе BASE. Даем основу по Adobe Photoshop, Illustrator, композиции, цвету и шрифтам, учим решать реальные дизайнерские задачи, собирать портфолио и работать с заказчиками. По ссылке можете оставить удобный способ связи, расскажем все детали:
https://sttrs.me/hNk7bb