Сигнал либералам
Практически одновременно произошли два знаковых события для либерального крыла российской политической системы (и аналогичной группе в научно-образовательной политике) – признание американского Бард Колледжа «нежелательной организацией» и закрытие SLL (Лаборатории социальных наук).
Единый сигнал в обоих событиях не заметить сложно. Бард Колледж был заявлен Алексеем Кудриным в качестве ключевого партнера создаваемого им «Университета свободных искусств и наук» (он же «Смольный», он же «
Кудринка»). Планам создания нового элитарного вуза с моделью Liberal Arts это, конечно, полностью не воспрепятствует. Однако, за счет исчезновения «международной компоненты» с прилагающимся к ней «вторым дипломом», привлекательность нового начинания Алексея Кудрина всерьез понизит.
С Лабораторией социальных наук ситуация не менее интересная. Она «оказалась» тесно связанной с Oxford Russia Fond, а параллельно еще с несколькими весьма примечательными иностранными организациями.
Схема была известна уже много лет, но
распутать ее и пресечь решили, как и с Бард Колледжем, именно сейчас.
Главой
экспертного совета SSL являлся Виктор Вахштайн – также занимает руководящие позиции в Шанинке (МВШСЭН), а также в Институте общественных наук РАНХиГС. В ИОНе реализуется та же самая модель Liberal Arts.
Несложно углядеть параллели и с известными «просветительскими поправками», которые, в том числе, регламентировали порядок взаимодействия университетов с иностранными партнерами.
Стоит напомнить, что другой проект Алексея Кудрина – Европейский университет в Санкт-Петербурге – также не раз подвергался неким «профилактическим атакам». Так что сигнал в либеральный стан прилетает уже не в первый раз.
Кто же его запустил? Казалось бы, очевидно – консервативный и(или) силовой блок. Вероятно, есть и экономическое измерение – противники либералов в экономикуме России. По научно-образовательному фронту ситуация несколько более запутанная. Шанинка-РЭШ-РАНХиГС-Вышка-Европейский университет-«Кудринка» – все это, по сути, одна достаточно большая, хоть и неоднородная команда. Внутри нее есть некоторые разногласия, но общее видение развития науки и образования в стране приблизительно одинаковое, и оно как раз и транслируется с умеренно-либеральных позиции в политическое пространство.
Содержание месседжа в стан «либеральных вузов» позволяет сделать вывод – это скорее системный сигнал, причем не только им. Адресатом выступает вся научно-образовательная и либеральная среда – кстати, это два пространства, конечно, пересекаются, но далеко не в доминирующих объемах.
Послание дешифруется достаточно просто – структуры гражданского сектора и либеральной системной оппозиции должны очень требовательно подходить к выбору иностранных партнеров. Сами по себе взаимодействия не запрещены, но Система четко дает понять: наивность более не пройдет. То есть не удастся маскироваться под что угодно, кроме политической деятельности – здесь максимально акцентировано сообщение для научно-образовательного сектора, которые в определенной степени стал «прикрытием» для зарубежного финансирования некоторых акторов системного и внесистемного политикума России.
Если посмотреть на системный дискурс более глобально, то в нем можно разглядеть и новую опцию для политического самоопределения – либерал-этатизм или суверенный либерализм. Система уже избрала и своего лидера данного сектора политической мысли –
Дмитрия Медведева.
В определенных рамках «суверенные либералы» смогут спорить, критиковать друг друга и своих коллег. Но вот рамки теперь четко заданы – никакой подрывной деятельности, даже скрытой, то есть никакого влияния и спонсорства из-за рубежа.
Именно в этом состоит месседж, транслируемой Системой. Высшее образование и наука в этом смысле – скорее пространство передачи сообщения, чем сам глубинный смысл сообщения.
Хотя основной развития должен быть диалог - потому такие «силовые» месседжи сложно поддержать. Система высшего образования науки всегда остаются каналам взаимодействия элит. Если эти каналы перекрываются, то создаются риски для коммуникации систем в целом.