Диалог Россия-США: начало перезапуска
В Женеве состоялась долгожданная встреча президентов России и США Владимира Путина и Джозефа Байдена. Подробности они озвучили в пресс-конференциях. Особого внимания, конечно, заслуживают
слова российского лидера.
Принципиально важным стало возвращение равноправия в диалог. Причем этот символический шаг нужно было сделать именно американцам – что и
совершил Джо Байден в начале переговоров:
«Там, где у нас есть разногласия, мы можем сделать всё для того, чтобы мы смогли рационально и предсказуемо обсудить эти вопросы – две великие державы». С символической точки зрения – это явный успех России и Владимира Путина.
Равенство во взаимодействии прозвучало и в Совместном заявлении двух президентов по стратегической стабильности. Здесь в целом была реанимирована и подтверждена парадигма еще времен холодной войны – о том, что в ядерной войне не будет победителей, а потому она недопустима.
Принципиально важен сам факт возобновления или запуска диалога: возвращение послов, взаимодействие в области стратегической стабильности, зоной развития отношений стали вопросы кибербезопаности.
Самое главное, чего, судя по всему, достигли два президента – это готовность к прагматичным отношениям на базе понимания того, что обе стороны не идеальны: ни в реальности, ни в чьем бы то ни было восприятии.
Владимир Путина еще раз четко озвучил позицию России: мы не считаем США – этическим ориентиром. Потому не будем пытаться ничего им доказывать – при этом мы открыты для диалога по конкретным и практическим шагам. Судя по всему, Джо Байден также предпочел прагматику риторике.
Ключевое – это коммуникационный контакт. Как сообщил российский президент:
«мне кажется, что мы в целом говорили на одном языке». Примечательно, что Владимир Путин достаточно высоко оценил моральные качества своего американского визави – это принципиально значимо для дальнейшего уважительного диалога.
О доверии пока говорить рано – лишь о его «зарницах». Что вполне нормально – ведь дискуссия, по словам российского президента, была прямой и предметной. Сама возможность диалога приведет в итоге к взаимному уважению, а доверие предстоит нарабатывать.
Зачем вообще нужно лидерам стран встречаться и разговаривать? Очень изящно и глубоко его сформулировал Владимир Путина, хотя он и отвечал на вопрос: как это объяснить девятилетней девочке.
«Видишь, как прекрасен этот мир? Взрослые люди, руководители двух стран, крупнейших ядерных держав, встречаются для того, чтобы сделать этот мир безопасным, надёжным, процветающим домом для всех жителей нашей планеты. Они будут обсуждать вопросы, связанные со страшным оружием, которое нужно ограничивать и выработать общие правила неприменения. Они будут говорить о защите окружающей среды, о том, чтобы реки были чистыми, моря были чистыми, чтобы не было наводнений, не было засухи, для того чтобы было достаточно в этой связи продовольствия для всех жителей планеты, где бы они ни находились. Они будут говорить о вопросах здравоохранения, чтобы, когда дети растут, они меньше болели, чтобы они могли учиться и смотреть уверенно в будущее».
Владимир Путин обратился к присутствующим журналистам с надеждой, что они будут освещать встречу лидеров двух государств именно с этих позиций.
Хотя на самом деле эти слова адресованы, в первую очередь, к руководству и истеблишменту всех великих мировых держав. В общем-то – это и есть та дорожная карта, по которой должен развиваться диалог. Отягченный конкретикой политических реалий, но вместе с тем – предметный и практический.
На мировой арене нужно договариваться, а для этого требуется разговаривать – говорить, слушать, слышать. В этом состояла важная часть месседжа со стороны Владимира Путина и Джозефу Байдену, и мировому сообществу. Впрочем, частично – и самой России, особенно некоторым «горячим головам» в ней.
Стенограмма пресс-конференции:
http://kremlin.ru/events/president/news/65870