Педагог поколения Х педагогу поколения Z
Сегодня в рамках форума «Формула образования» состоялся диалог на равных, в ходе которого Людмила Трубина, проректор по учебно-методической работе МПГУ, заведующий кафедрой русской литературы ХХ-ХХI веков, Сергей Кипняк, ученик 11 класса школы №1363 г. Москва и Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» обсудили особенности современной подготовки педагогов. У Сергея как абитуриент педагогического вуза 2021 года и будущего учителя возникло много вопросов к Любимое Трубиной как педагогу с многолетним стажем.
Выбор профессии - одно из самых главных событий в жизни человека.
Если человек хочет заниматься достойным делом, которое принесет пользу, тогда ему надо выбирать педагогическую профессию. Обучают ей в педвузах, в этом случае стоит поступать именно туда, уверена Людмила Трубина.
Что касается различий в педагогической подготовке в советское время и в настоящее, Людмила Трубина отметила, что прежде подготовка педагогов проходила в профильных вузах. Их было свыше 100 в СССР. Также классические университеты готовили преподавателей.
Сегодня педагогических вузов осталось 37 по всей стране, при этом готовят педагогов свыше 200 учебных заведений. Произошло размывание педагогического образования, что имеет негативные последствия.
Второй момент - были типовые учебные планы. В то время как сегодня каждый вуз на основе ФГОС составляет учебные программы. Оборотная сторона - разрушено единое образовательное пространство.
Кроме того, прежде студенты с первого курса непрерывно находились в школе - принцип непрерывной связи со школой был главным. Он был утрачен и сейчас восстанавливается.
Важно, чтобы учитель оставался учителем и после окончания уроков и интересовался интересами и жизнью своих подопечных. В советское время учителя знали семьи детей, проводили с учениками летнее время и были полностью погружены в жизнь учеников. На этом строилась целая воспитательная система. Восстановление подобного подхода сегодня крайне важно.
При этом со стороны самого классного коллектива было школьное самоуправление. И все хорошо друг друга знали - семьи, детей. Для МПГУ главная задача - закладывать эти ценности при подготовке педагогов. Университет работает над этим и транслирует эти принципы в другие вузы.
По мнению Людмилы Трубиной, для поднятия престижа педагогической профессии надо:
1. Перестать считать образование услугой и применять к образованию сугубо экономические методы;
2. Обеспечить достойный уровень материального обеспечения педагогов. По стране он достаточно низок, важно не экономить на педагогах и педвузах;
3. Активно привлекать СМИ, снимать и показывать фильмы об учителях и школе - популяризировать профессию;
4. Снизить нагрузку - сегодня учитель и педагог вуза перегружены сверх всякой меры и в значительной степени рутинной бумажной работой.
Сергей Кипняк отметил, что нередко можно услышать фразу: «Я вам даю только знания!» Но знания уходят, а воспитание остается на всю жизнь. Он поинтересовался, как стимулировать заниматься воспитательной работой.
Чтобы вести воспитательную работу - нужно время. В данном вопросе большая роль принадлежит школе. Нужно найти средства поощрения для тех, кто ведет активную воспитательную работу, а задача педвузов - научить приемам и методам работы.
Еще одна проблема - остутсвие четкой цели работать с детьми у части абитуриентов. МПГУ ведет учет индивидуальных достижений. Это перечень мероприятий, в ходе которых проверяется педагогическая одаренность учеников. За это добавляются дополнительные баллы к ЕГЭ. В университете также развита система работы по профориентации для выявления талантливых студентов.
Среди ключевых качеств современного учителя спикеры выделили неравнодушие, готовность и способность к развитию, общая культура - все это формирует очарование человека, ведь учитель - это, в первую очередь, личность.
Подробнее:
https://www.edformula.ru