
В профессиональном научно-образовательном сообществе и около него продолжаются дискуссии относительно нового формата выстраивания высшего образования. Речь идет о предложенной президентом формуле «2+2+2» вместо традиционной «4+2», имея в виду совместное рассмотрение бакалавриата и магистратуры.
Существуют и сторонники, и противники нововведения. Стоит еще раз изучить их аргументы и попытаться спрогнозировать: как будет выглядеть новая модель на практике.
Формулировка
Президент говорил о том, чтобы «предусмотреть возможность» выбора направления подготовки. Следовательно – это не обязательный процесс, а добровольный. Можно предположить, что большинство все же предпочтет остаться в рамках того направления, что было выбрано при поступлении.
Формат
Вряд ли можно всерьез полагать, что студент сможет легко и просто из дизайнера переквалифицироваться в физика-ядерщика. Скорее всего будет избрана модель УГСН – укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. Кстати, именно на них некоторые вузы будут набирать студентов в этом году, предполагая развод по направлениям уже в процессе обучения. В таком виде модель «2+2+2» реализовать будет сравнительно легко.
Сразу заметим, что даже в рамках общих курсов возможна определенная профилизация, когда, например, лекционный курс един, а вот семинарские (лабораторные, практические) занятия уже сфокусированы на тот или иной трек.
В принципе, кое-где уже сейчас используется прототип модели «2+2», когда набор ведется на направление целиком, а профили окончательно определяются либо фактически запускаются только со второго или третьего курса.
Содержание
В своей критике новой модели многие полагают, что новый формат означает – в первые 2 года учат только чему-то одному (пусть это будут достаточно общие курсы), а вторые два года – уже только по направлению.
В действительности мало какой учебный план четко выдерживает деление по годам. Есть обязательные для всех направленией и специальностей предметы – например, Русский язык и Отечественная история. Затем многие ведущие вузы закладывают такие же единые курсы, в частности, по работе с базами данных. Всего этого, естественно, не хватит даже на семестр.
Потому и формат УГСН видится наиболее приспособленным – оставшуюся часть занимают общие для родственных направлений курсы.
Однако, вполне очевидно, что учебные планы будут ориентированы на тех, кто не будет менять направление подготовки – а значит уже с 1 курса могут быть запущены предметы, которые входят в ядро профильной подготовки.
Более того, формат «2+2+2» не означает жестких рамок – профильные курсы могут стартовать и раньше. В итоге оставляя 2 года на магистратуру и как минимум 2 на профильное обучение, первая «2» может формироваться совершенно разными способами – от жесткого деления до гибких форматов с постепенным сужением фокуса подготовки, в частности «0,5 для всех общих курсов + 1 для УГСН + 0,5 для стартовых профильных дисциплин».
Центры тяжести
Модель «2+2+2» в формате УГСН будет способствовать перераспределению наполнения – часть дисциплин по направлению уйдут в общие блоки первых двух курсов, а специальные курсы (в том числе – по профилю) сконцентрируются на последних двух годах обучения.
Оптимизация
Новая модель поставит перед вузами необходимость всерьез пересмотреть содержание учебных планов. Можно предположить, что в районе трети всех курсов являются дублирующими для нескольких направлений, а еще часть не строго обязательна (например, запускалась под конкретного «большого» человека, который может уже и не вести ничего).
Один из последних примеров дискуссий: https://octagon.media/istorii/studentam_predlozhili_smenit_kurs.html