Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 March 27
Научно-образовательная политика
Экология и климат – Академия и власть (3/3)

Александр Сергеев, Президент РАН:
«Ясно, что наука на острие помощи, в том, чтобы разобраться и предложить решения для страны, чтобы мы обеспечили наше устойчивое развитие. Я бы сказал, что момент нужности науки сейчас для страны и для мира исключительно важный. Я бы отнес его к такой же судьбоносности, как и прошлогодний вопрос, связанный с вакцинами. Абсолютно: наука, ты одна можешь, давай спасай. Наука хорошо отработала прошлый год, мы видим, как и авторитет нашей страны вырос в этом отношении. Но сегодня не про COVID, а про экологическую повестку. Министр экономического развития нашей страны обращается к ученым за помощью

Все министерства важные, но министерство [экономического развития] смотрит дальше всех вперед, и мы должны будем откликнуться. Все предложения, которые есть, мы будем аккумулировать, будем стараться, чтобы в ближайшее время появилась программа, где наука будет разрабатывать эти модели. Мы должны, в целом для страны, иметь такого надежного цифрового двойника карбонового, который бы точно давал информацию о динамике процессов, что и где можно регулировать, чтобы наша страна двигалась по пути низкоуглеродного будущего. При этом мы не должны забывать наши национальные интересы, здесь роль нашей науки будет очень важной».

Максим Решетников, министр экономического развития Российской Федерации:
«Нам очень важен диалог, услышать все точки зрения.

Отстаивание наших национальных интересов без научной основы - невозможно. Без научной основы, которая формируется в широкой международной кооперации. Мы вместе с Александром Михайловичем это обдумаем, соберем и обратимся в правительство с дополнительными предложениями, это очень важно. С разных сторон есть спрос на это, и наша задача сейчас в широкой координации все эти проекты реализовывать.

Явно надо выделять несколько треков обсуждения и двигаться совместно. Мы пока в позиции не реагирующих, а позиции догоняющих, но двигаемся бодро. Нам явно предстоит бежать большую дистанцию

Я бы попросил сформировать несколько нам предложений системных, а первое все-таки о развитии единой системы мониторинга поглащения CO2 экосистемами, с выделением лесов в отдельную категорию, отдельные проекты и отдельные технологии. Причем проект должен быть не просто научного обеспечения, а научно-технологического с применением новых технологий, отработкой каких-то методов дистанционного мониторинга, с использованием информации космических группировок и так далее. Системный, большой проект на всю страну, который бы интегрировал данные, подходы, технологию, информацию, организационные методы, наведение порядка в нашем лесном кадастре. Хотя бы в основных осях.

Не на все организационные вопросы с позиции науки вы сможете ответить, но поставить-то вы все сможете. А ответы мы уже с практиками вместе посмотрим. Понятно, он должен быть не на полгода, не на год, это большая системная работа на ближайшие годы и по научному обеспечению, и по технологическому. Это то, что нам сейчас необходимо.

А вторая часть вопроса, что коллеги сказали, что нам главное добиться признания. Нам надо одновременно и добиваться справедливого учета того, что мы имеем, и в то же время двигаться к реализации проектов.

Нам нужны такие рекомендации, которые на первом этапе могут быть в крупную клетку, потом уже детализируем, где и какие лесоклиматические проекты надо делать. Все больше людей в это вовлекаем, поэтому нужна достаточно простая методичка. Рекомендации, где какие лесоклиматические проекты нам делать, были бы востребованы.

Мы вынуждены противодействовать попыткам использования идей климата для введения тех, или иных протекционистских мер, ограничений во внешней торговле. Здесь очень важно, чтобы климатические идеи оставались климатическими вопросами, а не использовались для установления неоправданных ограничений в торговле.

Наше обсуждение носит исключительно важный характер с прикладной точки зрения и формирования будущего регулирования этой сферы, которая окажет влияние на всю технологическую повестку и повестку экономического развития»‎.
источник
2021 March 28
Научно-образовательная политика
Мы пока не знаем определенно, какую травму за год пандемии получили дети и молодые люди, чего им стоило это время трудно организованной коммуникации. Ситуация точно была травмирующей — и мы не можем пока сказать, как эта травма будет компенсирована и насколько серьезными будут потери в обучении. Я оптимистично считаю, что почти любые раны могут зарасти, но многие мои коллеги за рубежом ожидают долгосрочных негативных последствий от периода дистанционного обучения. Кстати, сейчас мы предпочитаем говорить не «дистанционное обучение», а «вынужденное удаленное обучение»: этот важный аспект меняет отношение к проблеме.

Для молодых людей из хороших семей с большим культурным капиталом и опытом работы с лучшими гаджетами ситуация нечувствительна, никакой драмы нет. Для другой части молодых людей это серьезная проблема.

Вместе с партнерами из ведущих университетов из семи стран мы создали глобальную обсерваторию исследований трансформации образования, в которой хотим просто наблюдать за тем, что будет происходить. Сознательная политика явно будет отставать от стихийного развития событий.

Произошел прорыв в части высшего образования — удалось запустить несколько волн наблюдений за тем, что происходит. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, сам ученый, поддержал наше предложение проводить большие эмпирические исследования. Их делали Высшая школа экономики, Томский университет, РАНХиГС, МГПУ. Должен признать, что сегодня, когда ситуация немножко успокоилась, нам труднее убеждать коллег в важности этой работы, но сейчас вместе с Томским университетом и рядом других вузов мы обсуждаем ее продолжение.


Подробнее в интервью с Исаком Фруминым, профессором, научным руководителем Института образования НИУ ВШЭ:

https://www.vtimes.io/2021/03/26/posle-pandemii-nam-nuzhno-usilit-kulturu-dokazatelnogo-issledovaniya-v-obrazovanii-a4037
источник
Научно-образовательная политика
Представители стран Прикаспия под эгидой кафедры ЮНЕСКО обсудили вопросы поддержки молодых учёных

Молодёжная сессия объединила коллег из Азербайджана, Ирана, Казахстана и России. Спикеры разобрали актуальные научные темы и поделились планами на дальнейшее развитие.

Сессия на тему «Научно-техническое сотрудничество молодых учёных Прикаспия: перспективы устойчивого развития» прошла в рамках международного фестиваля детского и молодёжного научно-технического творчества «От винта!» при поддержке кафедры ЮНЕСКО Астраханского государственного университета (АГУ).

Модератором сессии выступил ректор АГУ, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие» Константин Маркелов:

«Каспий рассматривается нами не как ограниченная пятью государствами область, хотя они сами по себе достаточно крупные и продвинутые в науке. Мы включаем в это понятие и те страны, которые имеют интерес к Каспийскому региону. Поэтому на сегодняшнюю молодёжную сессию приглашены представители всех заинтересованных лиц, наших партнёров».

«Прикаспийский регион является одним из самых важных на Евро-Азиатском пространстве. Он притягивает к себе внимание и тех, кто граничит с ним, и тех, кто, казалось бы, находится с другой стороны планеты, но так или иначе очень активно присутствует в этой области. Существуют четыре основных направления, вокруг которых строится политика прикаспийских государств: энергетика, транспорт, биоресурсы и безопасность. Именно по этим направлениям и должна строиться перспективная совместная научная работа», – сказал заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов.

Все спикеры отметили важность для молодых учёных социальной и материальной поддержки, которая помогает раскрыть талантливых исследователей и реализовать их проекты, а также международное сотрудничество между университетами, позволяющее активизировать обмен опытом и идеями.

В ходе молодёжной сессии поднимались вопросы о том, как стать частью мирового научного сообщества, как создать привлекательные условия для молодых умов и как коммерциализировать их проекты. Своим положительным опытом в хоже сессии поделились представители всех стран Каспийского региона.

В завершение встречи Константин Маркелов обратился к коллегам с предложением продолжить обсуждение поднятых вопросов и на других площадках.

«26–28 мая в Астраханской области пройдёт Международный форум «Каспий 2021: устойчивые пути развития», участниками которого станут представители стран Прикаспия, а также партнёры из других государств. Я приглашаю вас присоединиться к этому масштабному событию»:

Фото для НОП - ТАСС
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Павел Щедровицкий, выпускник Harvard University по специальности Higher Education, автор канала @probrazovanie для НОП @scienpolicy@probrazovanie для НОП @scienpolicy:

⚡️ Аналитический отчёт BridgeU утверждает, что разные по престижности (согласно рейтингам) сегменты мирового высшего образования наблюдают разнонаправленную динамику в части числа заявок международных студентов.

Согласно отчёту, число заявок от международных студентов в Top 50 мировых университетов (по версии QS) выросло на 3,9%. При этом это единственный сегмент рейтинга, где наблюдается рост. Остальные наблюдают снижение: в сегменте 50-99 место на 1,48%, 100-199 на 2,62%, 200+ на 11,41%.

BridgeU - международная консультационной фирма в образовании. Отчёт, основным фокусом которого является изучение тенденций в США, доступен по ссылке https://universities.bridge-u.com/blog/resources/us-applications-report/

Stay tuned! 👨🏻‍🏫 #пашагарвард
источник
2021 March 29
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в Министерстве науки и высшего образования РФ началось первое заседание Оргкомитета Всероссийской премии «За верность науке».

Среди участников:
Дмитрий Песков. Пресс-секретарь Президента России Владимира Путина
Михаил Ковальчук. Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»
Алексей Лихачев. Генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
Виктор Садовничий. Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Александр Сергеев. Президент Российской академии наук
Елена Шмелёва. Руководитель фонда «Талант и успех».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Песков - пресс-секретарь Президента РФ:

Мы можем гордиться своей наукой. Но людям надо очень простыми словами рассказать о сложном. Иногда эта работа не менее сложная чем работа самих учёных. СМИ могут помочь узнать гражданам о достижениях нашей науки. Большая ответственность ложится на журналистов.
источник
Научно-образовательная политика
Михаил Ковальчук - президент Курчатовского института:

Значимость премии в этом году подчёркнута тем, что это Год науки [и технологий]. Задача - поднять значимость науки и сделать ее более популярной. Роль научного сообщества крайне важна.

Мы создали ассоциацию учителей естественных наук. Особая роль учёных сегодня [состоит в] привнесении в массы новых ощущений в связи с переходом к новому технологическому укладу.

Особая роль принадлежит [министру науки и высшего образования ] Валерию Фалькову. При той занятости, которая у него есть, он уделяет таким действиям особое внимание.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков - министр науки и высшего образования:

Настоящие учёные зачастую не всегда могут донести результаты своего исследования до широкого круга.

Популяризация науки - чрезвычайно важная задача государственного значения наряду с привлечением молодых учёных.

Важная задача [состоит в] освещении того, что уже сделано и достигнуто сегодня.
источник