Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 March 27
Научно-образовательная политика
Мастерская управления «Сенеж» стала одной из площадок заседания Наблюдательного совета платформы «Россия - страна возможностей» под председательством Президента России Владимира Путина. А мы делимся с вами чудесной фотоподборкой с места прямого включения😍
#МастерскаяУправленияСенеж #РоссияСтранаВозможностей
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении временно исполняющим обязанности губернатора Пензенской области Олега Мельниченко. Он является выпускником программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС.

— Олег Мельниченко имеет большой управленческий опыт на региональном уровне власти, где он курировал вопросы национальной политики, связей с общественностью, сферу образования. Назначение на должность руководителя региона — логичное продолжение карьеры Мельниченко, — отметил директор ВШГУ, проректор РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.
источник
Научно-образовательная политика
Вчера, 26 марта, в рамках полуфинала Всероссийского инженерного конкурса состоялось открытое заседание Клуба ректоров, организованное экспертно-аналитическим центром «Научно - образовательная политика» @scienpolicy@scienpolicy.

Всероссийский инженерный конкурс (ВИК) проводится с 2014 года по поручению Президента РФ.  
Организатор конкурса – Министерство науки и высшего образования РФ.  
Оператор конкурса в 2020/21 г. — НИЯУ «МИФИ».
 
В конкурсе принимают участие студенты и аспиранты инженерных профессий 120 университетов  из 61 региона России.  Это стратегический кадровый потенциал страны, который нацелен на технологическое прорывы и решение самых амбиционных  отраслевых и  глобальных вызовов.  

Клуб ректоров -  это открытая  дискуссия при участии ректоров ведущих вузов о проблемах и задачах развития сферы высшего образования в части подготовки квалифицированных кадров для приоритетных отраслей цифровой экономики, новых подходах к развитию инженерно-технического творчества среди молодежи.

В дискуссии приняли участие:
Анатолий Александров,
ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Владимир Васильев,
ректор НИУ ИТМО,
Виктор Кокшаров,
ректор УРФУ им. Б.Н.Ельцина,
Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
Никита Анисимов, ректор ДВФУ,
Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им.Р.Е.Алексеева
Павел Акимов, ректор НИУ МГСУ
Михаил Криштал, ректор Тольяттинского Госуниверситета
Андрей Яковлев, врио ректора ТПУ


Модераторами выступили Михаил Стриханов, ректор НИЯУ «МИФИ» и Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно- аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования ВШЭ.

«Ректорский клуб» в прямом эфире смотрели свыше 10 000 руководителей системы образования и науки, ученых и преподавателей.

Запись трансляции: https://youtu.be/jq78iDwnZnw
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Клуб ректоров

Главным мероприятием деловой программы Всероссийского инженерного конкурса на площадке МИФИ стал «Клуб ректоров» - открытая дискуссионная площадка о развитии сферы высшего образования в части подготовки квалифицированных кадров для приоритетных отраслей цифровой экономики,  новых подходах к развитию инженерно-технического творчества среди молодежи.

Высшая школа – это фундамент,  на котором строится качественная подготовка кадров для цифровой экономики, объединяются методические ресурсы и технологические практики. Обсуждение этих и ряда других проблем трансформации инженерного образования в современном мире ректорами - лидерами мнения помогло найти реперные точки для дальнейшей проработки вопроса.

Михаил Стриханов, ректор НИЯУ МИФИ, о конкурсе ВИК:

«Основная цель, которую мы ставили, проводя этот конкурс по заданию Минобрнауки, состоит в том, чтобы максимально сблизить университеты и различные отрасли, различные предприятия. Я думаю, что это ключ к правильному инженерному образованию.
Участники конкурса, которые успешно отработали акселерационную сессию, уже показали выдающиеся достижения, потому что экспертная комиссия, состоящая из представителей университетов, предприятий реального сектора, очень строго относилась к оценке этих работ».


Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ:

«‎Мы живем в год запуска проекта«‎Приоритет 2030»: на всех площадках, в т.ч. в Иннополисе и позже в Якутске  обсуждалось, что в этом году государством будет и уже запущено много разных проектов‎, где в самом центре - коллаборация университетов и с большим бизнесом, с большой наукой и регионами. И вокруг всего это - задачи цифровой трансформации».

Анатолий Александров , ректор Московского   государственного технического университета им. Н.Э. Баумана:

«Всем выпускникам понадобятся цифровые компетенции, будут исчезать различия между инженером, разработчиком и программистом.
Усложнение профессии, требований к инженерам от индустрии, вызывает необходимость настоящей индивидуализации обучения, на основе системного анализа работодателей.

Зачастую у нас цифровые студенты, но аналоговые преподаватели, причем в обычной жизни преподаватели преподаватели прекрасно используют цифру, необходимо дополнить образовательные технологии цифровыми инструментами, и научиться ими пользоваться. В Бауманке такая система есть, и мы готовы наших коллег с ней познакомить».

 
Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:

«‎Для повышения качества инженерной подготовки необходимо повышение престижности инженерной профессии. Но в дипломе выпускников и сегодня мы не увидим слово «‎инженер».

Считаю, что надо восстановить гордое слово инженер в системе квалификации высшего образования, решение этой задачи находится сейчас в практической плоскости‎. В концепции нового перечня направлений подготовки и специальностей, которая будет подготовлена Минобрнауки России, учтено наше предложение о присвоении выпускнику вуза дополнительно к квалификации баклавр/магистр, или специалист второй квалификации, которая должна начинаться со слова «инженер» и раскрывать принадлежность области образования и укрупненной группы специальностей, например инженер-механик, инженер-системотехник. Эта более широкая квалификация расширит возможности к адаптации выпускника к переменам на рынке труда и позволит вернуть слово «инженер» в профессию».‎


Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета:

«‎Проблема трансформации инженерного образования коррелирует с проблемой трансформации роли университетов. Сейчас университет должен становиться Центром генерации инноваций».

Подробнее: https://youtu.be/jq78iDwnZnw
источник
Научно-образовательная политика
Клуб ректоров

Никита Анисимов, ректор Дальневосточного федерального университета:

«Мы закапываемся в бумаги, а мы, как ректоры, должны заниматься именно этой подготовкой. Кого мы сейчас учим? Что происходит в школе с физикой? Мое мнение, что качественной подготовки инженеров в вузе не будет, если мы не будем работать со школьным образованием, мы - ректорское сообщество. Со стороны региональных вузов, мы видим эту проблему.

Я считаю, что мы сталкиваемся с ощутимым недофинансированием системы инженерного образования, тот базовый элемент финансирования, который приходит в систему, он недостаточный для того, чтобы готовить специалиста».‎


Владимир Васильев, ректор Национального исследовательского университета ИТМО:

«Кажется, инженеров там не было, но инженеров там было много - это получение вакцины. Коллеги, никогда новая вакцина не создавалась за один год. 8-9 лет, в лучшем случае. И инженеры прошли 8-9 раз, от исследования до выхода на рынок - это фантастика. Поэтому сближение от исследователя до эксплуатационщика, эти компетенции, безусловно, нужны».

Сергей Дмитриев, ректор Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева:

«Взаимодействие обязательно должно быть, нашему вузу в этом плане очень повезло, поскольку Нижний Новгород насыщен высокотехнологичными предприятиями. У нас на 17 промышленных предприятиях, в том числе на 4 предприятиях «‎Росатома» есть базовые кафедры, есть базовые промышленные лаборатории в нашем университете‌‎».

Андрей Яковлев, врио ректора Томского политехнического университета:

«‎С точки зрения университета, надо объединять все составляющие: мощную исследовательскую повестку и, одновременно с этим, удерживать мощное инженерное ядро, обеспечивать их пересечение. С другой стороны, сейчас все компании переходят на цифровую платформу, и это серьезный вызов для системы высшего образования. Мы должны дать возможность нашему выпускнику, нашему инженеру увидеть не только основные бизнес-процессы, но и сквозные бизнес-процессы. Мы должны поставить системное мышление, чтобы помимо узкой специализации они в будущем могли быть архитекторами цифровой платформы».

Виктор Кокшаров, ректор УРФУ им. Б.Н.Ельцина:

«‎Мы еще в 2018 году очень серьезно задумались о том, что надо перестраивать обучение. Часто же слышали упреки со стороны предпринимателей, бизнесу. Мы с предпринимателями провели достаточно большое количество проектных сессий и решили организовать у нас в университете серьезное проектное обучение.»

Павел Акимов, ректор НИУ Московский государственный строительный университет:

‎«‎Стараемся по приоритетным направлениям внедрять результаты исследований в учебные процессы. Согласен, что надо усиливать роль федерального учебно-методического объединения. И самое главное, при всех инновациях сохранять единое образовательное пространство. Мы всю свою работу стараемся выстроить с профильными строительными университетами, чтобы поддерживать единые стандарты качества».‎

Подробнее: https://youtu.be/jq78iDwnZnw
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в РАН проходит ЭКСПЕРТНАЯ СЕССИЯ ПО СТРАТЕГИИ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ с участием Министра экономического развития Российской Федерации Максима Решетникова,  
советника Президента Российской Федерации по вопросам изменения климата Руслана Эдельгериева,  
президента РАН академика Александра Сергеева и руководства трёх регионов: Калининградской, Нижегородской и Сахалинской областей.

Эксперты НОП, наблюдающие дискуссию, удовлетворены:
Александр Михайлович сегодня явно в ударе.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Экология и климат – Академия и власть (1/3)

Президент Российской академии наук Александр Сергеев поступательно выводит РАН во фронт научно-технологического прорыва. Шаг за шагом он делает Академию все более значимой не только для фундаментальной науки, но и исследовательского обеспечения всех сфер жизни – в том числе, политической. В ходе этого движения возникают интересные отражения научной жизни.

Если отбросить коронавирус, то ключевой темой мировой политики сейчас становятся экология и климат. Углеродный налог, который собирается ввести Европейский Союз, может оказаться очень болезненным для России. Здесь необходимо действовать, причем на опережение.

Уже не первое мероприятие на этой неделе было посвящено вопросам низкоуглеродного развития. Не исключением стала и сегодняшняя стратегическая сессия, которая прошла в РАН с сопредседательством президента Академии Александра Сергеева и министра экономического развития Максима Решетникова.

Как и на других мероприятиях по этой тематике – не раз звучали слова о том, что наука нужна и важна. Максим Решетников подчеркнул – хотя диалог с зарубежными партнерами идет политико-экономический, но сам язык разговора должен быть глубоко научным.

В академической среде давно звучат недовольства, что РАН «разменивается по мелочам» и не участвует в обсуждении стратегических документов. И вот – прекрасная возможность. И Максим Решетников, и Александр Сергеев говорят о масштабном комплексном проекте с несколькими треками развития. И Минэкономразвития для РАН – прекрасный партнер, чтобы ФНТП в области экологического развития и климатических изменений стала подлинно «академической».

Тема «языка» нашла свое отражение и в вопросах взаимодействия науки и власти. Максим Решетников подчеркнул – чаще всего чиновники боятся говорить с учеными. Однако сегодня ему было абсолютно все понятно.

Александр Сергеев явно нащупал тот самый формат, при котором не РАН стучится во все двери, а власть идет в Академию, чтобы испросить совета и поддержки. Хотя четко видимым стал и другой аспект – власть часто не слушает ученых не потому, что не любит их или абсолютно не понимает: проблема в «упаковке» советов ученых.

Президент РАН несколько раз задавал именно те вопросы и в том формате, что востребованы тем же Минэкономразвития – что конкретно предлагается, что где сажать, что говорить в Глазго при обсуждении Парижского договора. Тут-то и стало понятно, что часть академического сообщества под «экспертизой стратегических документов» понимает научный доклад по теме. А требуются конкретные рекомендации, дорожные карты, системные предложения.

Причем в случае с углеродными сюжетами не просто требуется разработать какой-то документ, напротив – требования намного более жесткие: выйти с научно обоснованной позицией к иностранным партнерам и убедить их в своей точки зрения. По большому счету – защитить научный и эколого-климатический суверенитет России. А для того нужны исследования, рекомендации, четко выстроенные системы измерения.

Стратегическая сессия продемонстрировала очень важные системные научно-политические перемены. Органы власти нуждаются в научной экспертизе, хотят ее получить, готовы идти и говорить с учеными. Максим Решетников пришел в РАН не рапортовать о своих успехах, а выстраивать долгосрочные и системные партнерские отношения. И это важный сигнал – федеральные министры (за исключением, конечно, Валерия Фалькова) – крайне редкие гости в РАН.

Для справедливости, конечно, отметим, что Академия нужна Максиму Решетникову и для чисто политических целей. Продолжают ходить слухи о возможном расформировании Минэкономразвития. И здесь главе ведомства нужно показать быстрый и качественный результат.

У Александра Сергеева отличное политическое чутье. Он настоящий дипломат – сегодняшняя сессия в очередной раз укрепила аппаратный вес и его самого, и всей Академии. РАН становится ключевым участников выработки стратегических решений. Однако, стало ясно и другое – для полноценной работы в качестве экспертной организации требуется совершить некоторые трансформации внутри самой РАН.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Экология и климат - Академия и власть (2/3)

Сегодня произошла важная стыковка власти и Академии – но обеим сторонам нужно будет еще немало постараться для отладки конкретики взаимодействия.

Один из системных сюжетов - это создание сети карбоновых полигонов. Сейчас уже определены первые 8 регионов.

Александр Сергеев в этой связи внёс предложение именно на том мета-уровне, что делает его одним из самых системных игроков российской научно- образовательной политики. Глава РАН высказался за то, чтобы все форматы работы были глубоко и системно интегрированы.

Карбоновые полигоны - это основа нашей российской, можно даже сказать - суверенной системы оценки и счета углеродного следа.

Раз наука столь остро востребована - в том числе, столь важным игроком прорыва как Минэкономразвития и его главой Максимом Решетниковым - то крайне важно все «углеродные» решения принимать исходя исключительно из научного подхода.

Карбоновый полигон - это история значительно более ответственная, чем даже НОЦ. Именно потому в отборе полигонов нужно учитывать не только желание губернаторов, университетов, научных институтов и готовность поддержки бизнеса.

Здесь первостепенным являются конкретные экономические и эколого-климатические характеристики региона, его совокупный научно-технологический уровень для того, чтобы оперировать карбоновым полигоном.

И самое главное - чтобы полигоны выдавали столь необходимые данные для системной поддержки эколого-климатической политики страны.

На стратегической сессии свои проекты предложили Нижегородская область (на базе Университета Лобачевского - ННГУ) и Калининградская область (центр - Балтийский федеральный университет).

Ключевым пионером же является Сахалинская область, в которой реализуется пилотный проект по запуску полноценной системы работы с углеродным следом. Как ни удивительно, но именно Сахалинская область больше всего подходит на роль России в миниатюре.

Александр Сергеев четко продемонстрировал - у РАН есть системное видение этой работы и Академия является логичной площадкой отбора будущих карбоновых полигонов. При понимании что Минобрнауки, в свою очередь, открыто для инициатив глав регионов в этой сфере.
источник