Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 April 30
Научно-образовательная политика
Смотреться как в инжиниринговое зеркало (1/2)

29 апреля в рамках ММСО прошел круглый стол по теме: «Развитие сети университетских зеркальных инжиниринговых центров». Идея состоит в том, чтобы в разных университетах и различных регионах существовали центры идентичные по оснащению и компетенциям команд. Задача дискуссии состояла в определении форматов взаимодействия. Руководители различных лабораторий и научных центров поделились собственным опытом организации и производства наукоемких технологий.

Проректор по перспективным проектам, руководитель Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», лидер-соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Инжинирингового центра CompMechLab СПбПУ Алексей Боровков подчеркнул, что работа инжиниринговых центров дает возможность выполнения сложных научно-технических проектов, подготовку специалистов в рамках выполнения работ, обучение в ходе «боевых условий». Важно обеспечить разработку цифровых двойников, когда партнеры разбросаны по разным городам и даже странам. Такой подход создает цифровую экономику и цифровую промышленность в реальном времени.

ВРИО ректора Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева Валерий Кошкин и представители ПАО «ОДК-Сатурн» дополнили выступление Алексея Боровкова. Соединение учебного процесса и реальной деятельности позволяют увидеть работу специалиста еще до включения в штат. Накопление и развитие компетенций производится для соответствующих заданий. Магистерские программы соединяются с практической частью. Уникальные компетенции специалистов востребованы лучшими компаниями.

Проректор по научно-исследовательской работе, руководитель Центра прогрессивных материалов и аддитивных технологий, заведующий кафедрой органической химии и высокомолекулярных соединений КБГУ им. Х.М. Бербекова Светлана Хаширова отметила, что создание центра дает возможность выведения компетенций на новый уровень и расширяет возможности по взаимодействию с реальным сектором промышленности. У вуза накоплен уникальные физико-химический компетенции, поэтому университет заинтересован в создании «двойников». Университет ориентирован на работу с материалами нового поколения и зеленой экономикой. Кроме того, КБГУ готовит кадры в области химических технологий. Моделирование конструкций в университете производится с учетом различных свойств материалов. Вуз создает центр «Нейтрино», после его полного открытия центра будет не 1 пилотный кейс, а более 10.

Руководитель Инженерного проектного офиса Астраханского государственного университета Алексей Титов как наиболее значимое выделил возможность использования различного ПО для выполнения коммерческих заказов. Важна также коллаборация по уникальным компетенциям для выполнения заказов внешних потребителей.

Источник: https://mief2020.mmco-expo.ru/program/razvitie-seti-universitetskikh-zerkalnykh-inzhiniringovykh-tsentrov
источник
Научно-образовательная политика
Смотреться как в инжиниринговое зеркало (2/2)

Тюменский государственный университет как точка сборки Западно-Сибирского межрегионального НОЦ в лице директора Технологического парка Евгения Голубева представил вопрос создания сети инжиниринговых центров с системной точки зрения. Это трансфер лучших практик в инженерной области для региональной экономики. Надо понимать, что именно центр может дать региону. ИЦ должен создаваться как устойчивая структура, обеспеченная заказами. Основные вызовы связаны с определением правильной ниши в индустрии и регионе. Есть 2 вида компаний: первый тип – крупные с международным присутствием, которые имеют полное понимание технологий и их применение; второй тип – средний региональный бизнес, но уровень их понимания и задач далек от необходимого, для них рынок нужно создавать.

Вопрос распределенной работы в контексте инфраструктуры коммерческих лицензий является одним из ключевых в процессе создания сети. Они основаны на том, что каждая организация заключает соглашение о запрете передачи прав пользования лицензией третьей стороне. Однако создание совместных структур в виде зеркальных инжиниринговых центров в этом контексте может являться решением. Необходимо проработать совместные подходы в части сетевой работы.

Кроме того, важно образование специалистов сети. Эксперты согласны, что в программах важно закладывать значительную исследовательскую часть, чтобы она была привязана к конкретным необходимым разработкам. По опыту ТюмГУ было предложено исходить из компетенций и применять индивидуальные образовательные кросс-университетские траектории, а также понимать возможности партнеров, чтобы встраивать их в свои образовательные пространства.

Выводы
В ходе круглого стола было высказано много интересных мыслей. Стоит подчеркнуть, что ключевая мысль дискуссии сведена к созданию эффективного взаимосвязанного производства по всей стране, имеющего тесную связь с бизнесом. За исключением того, что не было затронуто привлечение в этот процесс властей регионов, идеи во многом коррелируют с идеями НОЦ в их инновационно-технологической части, в этом смысле мы можем считать сеть инжиниринговых центров «младшим братом» НОЦов. Напомним, задача центров заключается в оказании инжиниринговых услуг организациям реального сектора экономики и осуществлении развития наилучших доступных технологий и продвижении инновационных научно-исследовательских разработок, способствующих импортозамещению, освоению Арктической зоны, развитию производства продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса, реализации проектов по выпуску промышленной продукции, обладающей экспортным потенциалом. После 2020 года запланировано расширение сети инжиниринговых центров, вероятно, это может стать источником внебюджетных средств для многих научных институтов, а также явить некое дополнение к созданию НОЦ, кроме того инжиниринговые центры логичным образом встраиваются в формат реализации комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, вместе с иными механизмами стимулирования взаимодействия университетов и реального сектора экономики, например Постановления № 218. Мы видим, что государство ведет вузы к формированию и укреплению связок с конкретными корпорациями. Это даст научно-образовательным организациям большую автономию, инструменты эффективного финансового менеджмента при значительном снижении нагрузки на бюджетное финансирование.
источник
Научно-образовательная политика
ГУУ – второй век цифровой

Сегодня 101 год со дня основания Государственного университета управления. Это очень серьезная дата.

ГУУ дает своим выпускникам старт в профессию, вооруженными лидерскими и управленческими компетенциями. На государственном уровне сейчас действует президентская команда, в которой выпускники ГУУ решают проблемы сегодняшнего дня: Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, заместитель Министра финансов Илья Торосов, губернаторы Андрей Никитин и Василий Голубев, руководители федеральных агентств и корпораций: корпоративный директор АСИ Елена Мякотникова, руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин, Заместитель Председателя Правления ПАО «Газпром» Фамил Садыгов и плеяда федеральных и региональных руководителей.

Во второе свое столетие университет вошел в непривычных для традиционного вуза условия.

«Университет, будучи ориентированным ранее на традиционные формы обучения, развернулся стремительно в сторону активного внедрения дистанционных и проектных форм обучения, взяв курс на цифровизацию, внедрение цифровых технологий. Изменились и принципы деятельности, возникли новые вызовы и задачи. При этом открылись и новые возможности», – сообщил специально для НОП ректор ГУУ Иван Лобанов.

В период самоизоляции и перехода на дистанционный формат обучения образовательные проекты в ГУУ не застопорились, а активизировались в новых формах.

Университет внедряет проектную деятельность, активно развивает обучение новым компетенциям, готовя будущих управленцев цифровой экономики. Спрос на дистанционные курсы ДПО ГУУ вырос в 4 раза только за апрель этого года.

ГУУ использует собственные цифровые платформы, на которых проходят трансляции онлайн-конференций, круглых столов и семинаров, имеется возможность удаленного доступа к научной библиотеке ГУУ.

Активно развивается киберспорт, студенты организовывают свои киберспортивные мероприятия, а также участвуют в различных турнирах. Запустился проект «Цифровые волонтеры», который включает в себя международные онлайн-курсы, вебинары, информацию о стажировках и грантах.

Разработки молодых ученых Проектно-учебной лаборатории «Цифровая экономика и высокие технологии», онлайн лаборатории «#ГУУ.Code» занимают призовые места в различных номинациях. Научная работа студентов и молодых учёных поддерживается научными школами ГУУ, имеющими богатую историю, а сегодня функционирующими в коллаборации с зарубежными исследовательскими коллективами и РАН.

Вместе со стремительно меняющимся миром, меняется и стратегия университета, которая ориентирована на реализацию актуальных инноваций. ГУУ уверено входит в новую управленческо-цифровую реальность. Желаем коллективу Государственного университета управления дальнейших успехов!
источник
Научно-образовательная политика
Корпоративное образование в эпоху пандемии (1/2)

29 апреля на панельной дискуссии ММСО «Будущее, которое уже наступило» руководители корпоративного обучения крупнейших российских компаний обсудили, как дистант повлиял на обучение.

Ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерия Заболотная:
Мы очутились в новом смешанном мире. Но это будущее угрожало наступить давно. Начинается эра, когда учиться приходится всю жизнь и уже в процессе выполнения задачи, в том числе. Каждый человек уникален и ценен, поэтому есть основополагающие принципы, которые корпоративный университет стремится развивать и раскрывать, для этого применяется разнообразие форм и методов.

В постоянном процессе получения компетенций сотрудников учат учиться. Традиционная система образования формирует ведомую личность, которой говорят, что и когда учить. Познавательный интерес сужается до состояния «что я выучил» в традиционном формате. Обучение должно стимулировать необходимость продолжать все время учиться.

Акцент при обучении в корпоративном университете Сбербанка делается на когнитивных навыках, которые включают в себя системное, креативное и критическое мышление, принятие решений. Это привычки мышления – как мы думаем и умеем отличить причинно-следственную связь от корреляции и т.д. То есть привычки, применяемые при освоении новых задач. В фокусе также находятся эмоциональные навыки: управление собой, эмоциональный интеллект, принятие себя и других. Это позволяет быстро перестроиться и переключиться на решение новых задач. И третье – цифровые навыки: большие данные и искусственный интеллект, разработка продуктов и дизайн-мышление, информационная безопасность. Последний пункт является сегодня приоритетом для банка. Трансформация в цифровую среду требует много разработчиков. Одновременно надо понимать, что это серьезный ресурс в мире. Ускорение процесса перехода на более высокий уровень инженеров происходит через геймификацию.

Стоит обратить особое внимание на текущих руководителей, которые принимают решения, и те инновации, которые есть в цифровом мире. Они должны быть digital native. Однако некая конфронтация между академическими и корпоративными университетами сохраняется. Академические вузы все еще воспринимают корпоративные университеты как недостаточно квалифицированные.

Руководитель корпоративного университета ООО «Сибур» Наталья Ямщикова:
Это время объединения и время партнерств. Пандемия форсировала перестройку модели организации труда. Это внесло изменения в работу университета, сейчас есть 2 ключевые задачи:
1. Поддержать операционную эффективность и бизнес в организации труда, то есть жизнь в логике спринта, а не марафона; проявить, вызов в том, чтобы перенести в цифру навыки оффлайна.
2. Крупные компании живут как часть экосистемы, для этого важно сохранять партнерство с университетами и школами. Партнерство проявляется именно в трудные времена.

Сибур собрал весь накопленный экспертный опыт и сделал пакетные партнерские образовательные предложения для поддержки учащихся. Сейчас формат инвестиций не монетарный, а сутевой. Ценность в том, что эксперты дают знания и сами учатся в процессе. Многое зависит от намерений, от открытости партнеров, гибкости и скорости перестройки. Кроме того, была запущена программа для учителей по переходу в онлайн и освоению новых методик. При этом сейчас надо понять, как измерить эффекты от новых форматов. Важно подчеркнуть, что программа для учителей помогает в реализации нацпроекта «Учитель будущего».

Источник: https://mief2020.mmco-expo.ru/program/budushchee-kotoroe-uzhe-nastupilo
источник
Научно-образовательная политика
Корпоративное образование в эпоху пандемии (2/2)

Директор Корпоративного университета МТС Оксана Фетисова:
МТС – большая структура, где нельзя выделить главенствующую категорию специалистов. Первая ошибка – думать, что онлайн-обучение это онлайн-курсы или вебинары. Записанные курсы смотрят не так активно. Проблема в том, что люди не умеют учиться, нужен высокий уровень само организованности и собранности. Сейчас программа обучения конструируется так: в одну единицу контента укладывается текст, задание, видео-курс, все собирается воедино и завершается вещами, адресующими к рефлексии и материалам. Теперь учебный план оказывается на виду.

Вторая ошибка – удалить все задания, оставить только обучающие ролики. Последнее, что надо делать – убирать практические задания. Ряд возможностей дают AR и VR.

Третья ошибка – недооценивать значимость коммуникации, особенно в части обязательного обучения. Коммуникации много не бывает. Надо всегда использовать несколько каналов связи.

Четвертая ошибка – не исследовать целевую аудиторию. Делать программы-универсалы для всех неэффективно. Важно понимать, с кем работать и на какие модули надо разбивать программу, в зависимости от фокусной группы.

Пятая ошибка – «Быть цифровым дурнем» – важно не забывать про значимость технической экспертизы того, кто ведет программу или онлайн-тренинг, нужно знать особенность применяемых цифровых решений.

Заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский:
В будущем, в котором мы живем сейчас, важна роль оффлайна, но надо ценить радость от онлайна. Сейчас входим в новую сферу деятельности – University Relations – то, как транслируются запросы в образовательную систему. Эта среда позволяет направлять большое количество человек на целевое обучение. Проблема в том, кому дать направление. Выстроена система прогнозирования и планирования, выстроена система отбора и тестирования тех, кто направляется на обучение. Производится оценка ментальных особенностей и склонности к точным наукам. Для целевиков в дополнение к образовательному треку предполагается дополнительное профильное обучение, исходя из конкретных корпоративных потребностей. Появляется траектория развития от студента к работнику.

Важно обеспечить равенство знаний преподавателей, руководителей и специалистов, а также включать молодых преподавателей в молодежную политику компании. Один из ключевых моментов – обновление материально-технической базы. Создан регламент оснащения каждой программы. Используется сетевая форма образовательных программ и заключение соответствующих договоров. Не стоит забывать о международной кооперации. Все продукты вуза включаются в экспортный портфель. Важный блок – участие компании в управлении университетскими комплексами. Разрабатывается совместная стратегия развития комплексов. Для реализации всех планов был создан соответствующий центр компетенций. Синергия должна случиться за счет «микса» трех точек зрения.

Наблюдать за отношением бизнеса к образованию было особенно интересно. Если раньше мы видели «одностороннее сотрудничество» корпораций с академическими вузами, где бизнес выступал как заказчик конкретных навыков и компетенций. В ходе дискуссии стало понятно, что такое отношение «размывается». Корпорации сегодня тоже знают о нацпроектах и заинтересованы во встраивании своих программ в общую канву образования. Есть четкая тенденция к систематизации и консолидации образования в единую общую систему. Корпоративным университетам не хватает признания качества своих образовательных программ, а академическим университетам не достает гибкости и ухода от консерватизма. Корпорации в обучении часто делают акцент на софт-скиллс, забывая о том, что это надстройка над хард-скиллс. Из выступлений экспертов очевидно, что такое отношение меняется. И как знать, может быть, в скором времени мы увидим наименования корпоративных университетов в списке тех, кто активно вовлечен в создание научно-образовательной архитектуры национального масштаба, ведь каждой из сторон есть, чему поучиться друг у друга.
источник
Научно-образовательная политика
Советы-координаторы

Приказом Министра науки и высшего образования РФ образованы координационные советы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по следующим областям образования: «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Искусство и культура», «Математические и естественные науки», «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки», «Гуманитарные науки» и «Оборона и безопасность государства. Военные науки», а также утверждены составы и положения о координационных советах.

В состав координационных советов вошли представители федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования, представители Минобрнауки России и других органов государственной власти, вузов и научных организаций, работодателей и других заинтересованных структур.

Эксперты будут готовить рекомендации по повышению качества и развитию системы высшего образования.

Координационные советы являются совещательными органами Минобрнауки России и созданы для координации деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования (ФУМО), действующих в соответствующих областях образования.  Свои предложения по вопросам развития соответствующих областей образования эксперты будут направлять в Министерство.

На координационные советы возложены полномочия разрабатывать предложения по вопросам обеспечения качества организационного и научно-методического обеспечения высшего и дополнительного профессионального образования, анализировать перспективы развития соответствующих областей образования, формировать предложения о структуре и содержании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и примерных основных образовательных программ,  о целесообразности внесения изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по соответствующим областям образования, готовить рекомендации о программах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и тематиках научно-исследовательских и проектных работ. Решения координационных советов носят рекомендательный характер.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/press-center/index.php
источник
Научно-образовательная политика
Росмолодежь подвела итоги Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц и вузов.

Победило 177 вузов с 377 проектами.  

Общая сумма грантовой поддержки - 900 млн рублей.

Редакция НОП обнаружила в составе победителей большое количество достойных университетов и немало наших хороших друзей.

В то же время ряд победителей (особенно из числа негосударственных образовательных организаций) вызывает большие сомнения.

Часть из победивших проектов, по нашей информации, уже реализованы, а некоторые представляют собой массовые мероприятия форумного характера, очевидно «заточенные» под живой, а не дистанционный формат проведения.

Будем рады ошибиться, но в условиях спада в экономике на вузах-победителях лежит особая ответственность: мероприятия в рамках данных грантов могут существенно укрепить их имидж.

Или растоптать его.

Будем наблюдать за ходом работ.
источник
2020 May 01
Научно-образовательная политика
Рассуждая о митрополите Тихоне (Шевкунове), всегда надо держать в уме то, что он закончил сценарный факультет. И медийка для него - что монастырь родной.

Это не рядовой деятель РПЦ, это очень современно мыслящий медиа-менеджер.

Не исключаем, что свой архив он сам слил. Поскольку пока что из экспонированного следует, что он один из самых адекватных и прогрессивно мыслящих иерархов Церкви.

https://t.me/russicatop/10979
источник
Научно-образовательная политика
Партнеры по Большому Томскому университету создают общую платформу онлайн-обучения и готовятся к приемной кампании

Томский консорциум научных и научно-образовательных организаций утвердил план работы по проекту «Большой Томский университет».

План представили заместитель председателя совета консорциума, врио ректора Томского политехнического университета Виктор Дёмин и директор по развитию проекта Лилия Кирьянова.

Он включает блоки по направлениям «образование», «общая инфраструктура», «научные проекты», «позиционирование», «город-университет», «кадры», «экспорт образования».

План рассчитан на период до 1 июля и будет корректироваться в зависимости от ситуации, в том числе изменения эпидемиологической обстановки.

В блоке «Образование» планируется разработать межуниверситетскую систему повышения квалификации преподавателей, запустить междисциплинарные образовательные программы и модули для магистрантов и аспирантов.

Еще один партнерский проект – создание единой платформы дистанционного обучения. Для этого сформирован каталог образовательных онлайн-ресурсов университетов Томска, доступ к которым вузы предоставят друг другу бесплатно.

«На общей платформе онлайн-курсы будут доступны студентам всех томских университетов. Курсы, которые сейчас реализованы в системе LSM Moodle, готовы для массового использования, регламент и процедуру мы сейчас обсуждаем», – отметил ректор ТПУ Виктор Дёмин.

По блоку «общая инфраструктура» в план включены внедрение единой системы идентификации студентов и сотрудников на территориях кампусов, единых читательских билетов и доступа к ресурсам библиотек, общего пользования социальными, культурными и спортивными объектами.

В блок «научные проекты» вошли разработка совместных программ исследований, проведение школ для молодых ученых, создание центра биомедицины и биотехнологий.

Партнеры будут вместе заниматься продвижением возможностей Большого Томского университета в России и за рубежом, развитием Томска как города-университета, привлечением специалистов и иностранных студентов.

https://news.tpu.ru/news/2020/04/30/36163/

@tomskuni
источник
Научно-образовательная политика
Очень важно для всех участников "Большого университета" и формируемого НОЦ в Томске - играть в одной команде.

Учитывая мощный потенциал томского научно-образовательного кластера, непродуманные действия одного из участников могут ослаблять весь проект.

НОП ранее неоднократно обращал внимание на перегибы, имеющие место быть в PR-сопровождении успехов отдельных коллег-томичей.

Более того, мы об этом неоднократно разговаривали с координаторами PR по линии Минобрнауки.

Не поленимся и повторим:
неуместно, когда профильное для области РИА ТОМСК при "подсветке" Большого университета откровенно играет в одни ворота отдельного университета.

Нелогично, когда в СМИ и соцсетях выходит новость из жизни Большого университета с позиционированием пресс-службы одного из участников.

Некомандно, когда несколько ректоров, играющих в одной связке, не могут сесть и договорится о единых правилах - в конце концов, вы же плывёте в одной лодке.

Знаем, что новый директор по развитию проекта "Большой томский университет" Лилия Кирьянова видит путь его стратегического развития и укреплений позиций.

Важно не сбиваться с пути - в одной команде с коллегами.

https://t.me/tomskpolit/3413
Telegram
TOMSKPOLIT
​​Большому быть!

Недавно мы прокомментировали заявления Минобрнауки о создании в Томской области Большого университета, запуске единых вузовских сервисов и проведении уже в этом году первой единой абитуриентской кампании.

Вчера стало известно, что Томский политехнический университет (ТПУ) совместно с партнёрами по реализации проекта Tomsk United Universities договорились о создании:

– единой системы идентификации студентов и сотрудников томских вузов;

– универсальных читательских билетов для общего доступа к ресурсам библиотек;

– системы совместного пользования социальными, культурными и спортивными объектами;

– межуниверситетской системы повышения квалификации;

– междисциплинарных образовательных программ и модулей;

– единой для всех университетов платформы дистанционного обучения.

В рамках совместных научных проектов будут разработаны совместные программы, пройдут школы для молодых ученых и будет создан центр биомедицины и биотехнологий.

Логичным продолжением станет проведение аудита всех ресурсов…
источник
Научно-образовательная политика
Друзья, мы редко "балуем" вас подборками, но к "1 мая" и накопившейся от длительной самоизоляции усталости, позволим себе порекомендовать Вам каналы для изучения и к размышлению:

@NeSocSeti - НеСоциальная Сеть (Тро Барбаросса)
@sbagdasarov - Семён Багдасаров, уникальная личность
@SolovievLive - Владимир Соловьёв, и этим всё сказано
@RitaEbzeeva - Москва на передовой борьбы с коронавирусом
@glavmedia - главные новости со всего мира
@bbbreaking - оперативно и без "воды"
@aviadispet4er - авиация, от гражданской до военной
@savanichi - интересный и всесторонний канал
@fighter_bomber - ОТОШШШЕЛ, это про его подписчиков
@wargonzo, @epoddubny и @Sladkov_plus - они там, где "жарко", хэдлайнеры российской военной журналистики
@sputniklive - лучший канал о странах ближнего зарубежья
@grey_zone - "музыканты" Банистана, наемники Телеграма
@valentinbogdanov - Валентин Богданов работает в тылу вероятного противника
@scienpolicy - аналитические сводки по ситуации в мире
@sheptoon - знает кто кого и как в кулуарах украинской власти
@godeye_ru - "запрещённые" из Украины, нужный канал
@QAnons_Channel_Germany - коллеги из Германии, рекомендуем

Несколько интересных агрегаторов:
@blickradio и @volgosluh
@vibornyk - политтехнологии и выборы
@informburo_sfd - информационный агрегатор
@truth_aggregator - только правда и ничего, кроме правды

@karaulny - "Караульный", последний в списке, но не по значению! Отдельный респект.

Работаем дальше!
"Военный обозреватель"
источник
Научно-образовательная политика
Мир после COVID-19: рефлексия по высшей школе (1/2)

@szhenov для @scienpolicy 1/2

В The Wall Street Journal вчера вышла статься о том, как коронавирус меняет ландшафт высшего образования в США, подталкивая колледжи и университеты к критической точке, заставляя их делать «трудные выборы» в стратегии развития.

Некоторые колледжи говорят, что занятия в больших лекционных классах на долгое время могут остаться в прошлом. Матчи вузовских спортивных команд тоже еще долго не возобновятся и нет никакого ощущения, когда колледжи вновь получат прибыль от спорта (а это важная строка в бюджетах колледжей).

Опрос 515 руководителей колледжей и университетов США показал – каждый источник финансирования находится под сомнением. Почти все руководители сталкиваются с нехваткой платы за обучение из-за непредсказуемых показателей зачисления и снижения объёма пожертвований вследствие падения рынков. В то время как государственные учреждения подстраиваются под резкое сокращение бюджета, многие семьи задаются вопросом – стоит ли платить за частную школу, если учащимся придется «посещать» занятия онлайн, из дома.

Чтобы справиться с кассовым разрывом, колледжи и университеты сокращают расходы, замораживают зарплаты сотрудников и останавливают планы строительства кампусов.

«Мировой порядок изменился», – говорит Сундар Кумарасами, вице-президент по приёму студентов в Северо-Восточном Университете США, где 18% студентов являются иностранными и, возможно, не смогут или не захотят поехать в США осенью.

«Когда мы строили модели развития, у нас не было переменной под названием вирус».

Роберт Земски, профессор Высшей школы образования Пенсильванского университета (автор книги «Стресс-тест колледжа») прогнозирует закрытие 1/5 частных гуманитарных колледжей страны уже в 2020 году (200 из 1000).

По данным Американского совета по образованию (American Council on Education), этой осенью вузы должны ожидать снижения числа учащихся на 15% и снижения доходов от обучения, проживания, питания и других услуг на 45 миллиардов долларов.

Принстонский университет, один из самых богатых в США, с фондом, оцениваемым в 26 миллиардов долларов, объявил о замораживании заработной платы и найма нового персонала. Принстон сокращает все несущественные расходы и не возобновляет трудовые соглашения с некоторыми преподавателями-контрактниками.

«Экономические условия были коренным образом изменены в течение нескольких недель, и университеты по всей стране вынуждены пересматривать каждый аспект своей деятельности. В ближайшие недели и месяцы нам придется сделать несколько трудных выборов», – говорит проректор Принстона Дебби Прентис.

Многие вузы уже сейчас рассматривают возможность остаться полностью онлайн осенью или сократить число студентов в кампусе.

Общая обеспокоенность вузов – студенты бросают учебу, потому что они больше не могут позволить себе обучение.

https://www.wsj.com/articles/coronavirus-pushes-colleges-to-the-breaking-point-forcing-hard-choices-about-education-11588256157
источник
Научно-образовательная политика
Мир после COVID-19: рефлексия по высшей школе (2/2)

@szhenov для @scienpolicy 2/2

На этом фоне сценарии посткоронавирусного образования будущего от экспертов Всемирного экономического форума выглядят довольно реалистично.

Так, один из прогнозов экспертов подразумевает популяризацию концепции «обучения в любом месте и в любое время» – цифрового образования в различных форматах. Традиционное индивидуальное обучение в аудитории будет дополнено новыми методами обучения – от прямых трансляций до «образовательных воздействий» и использования виртуальной реальности. Обучение может стать привычкой, которая интегрируется в повседневную рутину, то есть истинный образ жизни.

Согласно второму прогнозу, во многих странах станет актуальным трендом формирование учебных консорциумов и коалиций, включая  правительства, издателей, специалистов в области образования,вузы, поставщиков технологий и операторов телекоммуникационных сетей.

В третьем прогнозе говорится о расширении в будущем цифровой пропасти, обусловленной зависимостью качества обучения от уровня и качества цифрового доступа: сегодня в сети находится только 60% населения земли.

Авторы канала @RF2035 (среди которых, по моей информации, и спецпредставитель Президента РФ Дмитрий Песков), довольно скептично оценили прогноз экспертов, назвав его простым, очевидным и частично «близким к 0» по реалистичности.

На мой взгляд, простота и очевидность предложенных сценариев-вызовов не говорит о нереалистичности прогнозов.

Действительно, тут нет новизны формулировок, но и такого контекста мир еще не видел: коронавирус сделал ключевой повесткой высшей школы те аспекты, которые ранее были вторичными и перспективными – потому и вузы в целом с большим трудом осмысливают своё будущее в эпоху «новой нормальности».

https://www.weforum.org/agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-education-and-what-changes-might-be-here-to-stay/
источник
2020 May 02
Научно-образовательная политика
Кейс похороненного многими Ким Чен Ына (включая главредов популярных СМИ, получивших вести аж из Китая прямо вчера) служит хорошим напоминанием того, что настоящая жизнь - она всё же в offline.

И если ты давно не был на публике или в паблике - это не значит что ты умер.
источник
Научно-образовательная политика
Впечатлившись заболеванием Министра Якушева и прочитав публикации в отдельных СМИ, многие горячие головы бросились рассуждать "кто же заразил министра?" Верный ответ - никто.

Валерий Фальков в полном здравии  работает в штатном режиме в самоизоляции.
И мы не предполагаем, а знаем.

https://iz.ru/1006971/2020-05-02/ministr-nauki-i-vysshego-obrazovaniia-falkov-ushel-na-samoizoliatciiu
источник
Научно-образовательная политика
Наши друзья из Лаборатории "Развитие университетов" Института образования НИУ ВШЭ запустили новый еженедельный дайджест "COVID-19: Пандемия и высшее образование", в котором освещают актуальные новости и практики, применяемые университетами во время COVID-19.
Обзор российских практик выходит каждый понедельник, в то время как дайджест, посвященный мировому опыту - каждую пятницу.

https://uni.hse.ru/covid19
источник
2020 May 03
Научно-образовательная политика
ДВФУ продолжает выполнять функции социального лифта для чиновников в образовании.

Михаил Сивцев, Директор департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» назначен Министром образования Якутии.

Надеемся, что выпускник РАНХиГС хорошо помнит и о первом высшем, полученном в СВФУ имени М. К. Аммосова - тут у Михаила Сивцева есть масса возможностей для поддержки alma mater.
источник
Научно-образовательная политика
Данное заявление доцент ВолГУ сделал не сейчас, а два года назад - именно тогда экс-ректор университета Василий Тараканов озаботился проблемой возросшей критики со стороны общественности в свой адрес.

Кафедра информационной безопасности ВолГУ была создана тогда именно для отбивания информатак на ректора.

Судя по всему, кафедра с задачами справилась так себе, потому что уже в начале 2020 года в университете появился новый руководитель Алла Калинина, имеющая вес в волгоградских бизнес-кругах.

https://t.me/doxajournal/3675
источник
Научно-образовательная политика
Канал "Научно-образовательная политика" @scienpolicy поддержал акцию коллег "Telegram - врачам".

Только что мы перечислили 20 тысяч рублей.

Вместе - справимся.

https://t.me/mediatech/9442
Telegram
Медиатехнолог | #оставайтесьдома
​​​​​​Всем привет, это Медиатехнолог.

Два дня назад Путин объявил о том, что карантин и режим самоизоляции продлены до 11 мая, но это не означает того, что их не продлят в третий раз. Президент заявил, что именно сейчас наступает самый трудный и опасный период. Значит больных будет больше. Значит, тем, кто беспрерывно лечит больных и спасает жизни уже третий месяц, понадобится наша помощь и поддержка. Плюс ко всему вчера мы все узнали, что заболел даже премьер-министр Мишустин.

Команда телеграм-блогеров не может остаться в стороне от сложившейся ситуации! Государство - это мы. Мы приняли решение помочь врачам, борющимся с коронавирусом. Они находятся в самом эпицентре болезни и не должны отвлекаться на покупку/готовку/заказ еды.

1 мая, в день солидарности всех трудящихся, мы даём старт акции «Telegram - врачам»

Цель акции: Создать максимально комфортные условия для работы врачей, которые каждый день ведут бой за наше с вами здоровье и здоровье наших близких.

Мы договариваемся с ресторанами и сервисами доставки…
источник
Научно-образовательная политика
Алексей Александрович!

И проект Сбербанка хороший, и Александр Григорьевич Асмолов человек заслуженный, в нашей сфере известный и уважаемый (в том числе нами).

Но в целом ваш "первый публичный рейтинг российских экспертов в сфере образования" столь же далёк от фактической расстановки экспертных позиций в образовании, сколько Александр Григорьевич от первого места в рейтинге.

Мы не стали это писать в момент  публикации рейтинга в феврале (так как часть из Вашего списка действительно авторитетные эксперты, наши добрые друзья, коллеги или авторы НОП).

Но раз Вы решили чуть педалировать эту историю, не смогли остаться в стороне.

Согласно методике ЦПК, эксперты из рейтинга "выделяются в отдельную влиятельную группу акторов, которые дают квалифицированные оценки действиям властей, формируют особую повестку, а также сильно влияют на мнение целевых аудиторий".

Положа руку на сердце, "влиятельная группа акторов" в рейтинге ЦПК составляет с натяжкой 10 человек.

Основная масса списка, это либо "сбитые летчики", действительно имевшие вес в далёком прошлом (более 3х лет назад), либо конъюнктурщики, не вхожие никуда, но очень стремящиеся в рейтинги, панельные дискуссии и разного рода вебинары в качестве спикеров (в том числе на коммерческих условиях).

В частности, мы уже больше года отказываем четверти из вашего списка топ-экспертов: коллеги настойчиво просят опубликовать коммерческие статьи об их величии, помочь включить их в число участников разного рода дискуссий с чиновниками и ректорами вузов или банально просят ввести их в тот или иной круг общения.

На наш взгляд, Вам бы чуть адаптировать критерии оценки.
При необходимости всегда готовы помочь.

https://t.me/Chesnakov/1503
Telegram
Чеснаков
О дистанционном образовании

Посмотрел на дискуссию вокруг одного интересного проекта.

https://vbudushee.ru

Дискуссия не впечатлила. А вот сам проект внимание привлек.  Интересный по ряду причин.

Первая. Актуальная. Одна из самых сложных сейчас проблем - подготовка преподавателей. Детям тяжело. Учителям еще тяжелее.  Все с этим сталкиваемся.

Вторая. Личная. Почему это  интересует именно меня? Как и любого преподавателя, которому нужно готовить онлайн курс. С нуля. Полная засада.

Третья. Исследовательская. Центр политической  конъюнктуры готовит ежемесячные рейтинги. Опрашиваем профильных экспертов по разным сферам, выявляя лучших и признанных среди них. Так вот, по рейтингу специалистов в сфере образования, первое место у председателя экспертно-стратегического совета проекта Александра Асмолова.

http://cpkr.ru/issledovaniya/budushchee/reyting-ekspertov-v-sfere-obrazovaniya/

По рейтингу экспертов в сфере цифровой экономики, первое место у Германа Грефа.

http://cpkr.ru/issledovaniya/budushchee/reyting…
источник