
ЯК: У нас будет 4 опции, мне кажется: это, собственно, онлайн-курсы. Их у нас очень мало, в Китае – 24 тысячи. У нас их только порядка 1 тысячи. И этим все сказано.
Это смешанная форма, когда онлайн-курс замещает только лекции, а все остальное происходит в традиционном формате.
Это онлайн-конференции, которые в основном сейчас все испробовали.
И это использование цифровых библиотек, тренажеров, симуляторов. Понятно, что их мало. Тренажеров и симуляторов это вообще единицы. Но в зависимости от того, что есть, будет это более или менее интенсивно использоваться. Мы в вышке приняли решение замещения всех лекций онлайн-курсами в течение 5 лет. Сейчас мы используем 500 онлайн-курсов, из них только 100-110, по-моему, своих. В пятницу наш ученый совет принял решение о том, что с 1 сентября, 25% курсов будет реализовано в онлайне для всех 4 кампусов вышки: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. 10 % наших курсов станут открытыми. То есть мы туда дополнительно будем записывать, естественно по определенной процедуре, коллег из других университетов.
ЕС: Спасибо большое. А как на будущее высшей школы смотрит ректор РАНХиГС?
Владимир Мау: Образование – вещь достаточно консервативная. И революция идет постепенно. Сейчас с пандемией, конечно, происходит скачок. Мы видим, что скачок удался. По поручению Минобрнауки был проведен опрос преподавателей, согласно ему 98% утверждает, что полностью перешли на дистант. Это напоминает сцену из фильма «Москва слезам не верит», что «через 20 лет будет телевидение и только телевидение». Разные форматы и разный уровень технологической продвинутости. Образование разное. Опыт показал – что ничего нового: есть хорошее и не очень хорошее образование, что дистант не исправляет ничего. Он помогает хорошему стать эффективным и «не очень» помогает «не очень» качественному образованию стать лучшим. Сейчас появится больше стремления и возможностей у студентов. Онлайн – это следующий шаг после ЕГЭ. Единый государственный экзамен в свое время открыл хорошим небогатым студентам в хорошие вузы. Сейчас это продолжает и онлайн.
ЕС: По обратной связи онлайн не совсем такой, о котором мы говорим, даже по опыту ведущих вузов мира. Какие вызовы будут наиболее актуальны для высшей школы в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
ДА: Ситуацию форс-мажора переживает не только система высшего образования. Регулярная новая ситуация только должна возникнуть усилиями вузов, Министерства и студентов. Первый вызов – интеллектуальный: нужно сконструировать от того опыта, который сейчас получен, новую систему высшего образования. Второй вызов – технологический, связанный с системой коммуникаций. Третий вызов – экономический – новые затраты при сокращении доходов. Четвертый вызов стоит перед управленческими командами – не проявить управленческую близорукость. Задать нужный вектор развития – над этим надо работать.
ЯК: Традиционный для образования вызов качеству сегодня трансформируется в вызов открытости, готовности брать чужой контент, включаться во взаимодействие и т.д. Цифра приводит к постоянному перераспределению уже на уровне отдельных курсов со стороны студентов, постоянному вызову сопоставлению качества. Для вузов – это поддержание постоянной конкуренции. Надо расширять свое влияние за пределами вуза, если хочешь сохранить его внутри.
ВМ: Фундаментальные вызовы цифровой эпохи связаны с динамикой технологий и рынком труда. При поступлении студент не знает особенностей специальности, на которую идет. Этот разрыв может быть решен только частично. Сейчас повышается межотраслевая конкуренция образования, вузы начинают конкурировать не только с вузами, но и другими корпорациями, которые оказывают образовательные услуги. Этот процесс будет усиливаться. Вызовов много. Но еще один – психологический вызов. Желание вернуться в оффлайн у 88% преподавателей. Больше всего принимают дистант преподаватели компьютерных и военных вузов, но многие хотят вернуться к традиционной форме.