
Первое, что бросается в глаза – это география вузов. Можно выделить четкую тенденцию к регионализации научно-исследовательских школ. Что хорошо с разных точек зрения. Стремление абитуриентов поступать в лучшие вузы страны до недавнего времени приводило к огромному ажиотажу для поступления в московские и петербургские вузы. Что, в свою очередь, ведет неравномерному распределению квалифицированных специалистов между столицами и регионами. Одним из решений проблемы стало создание первой волны НОЦ, которые должны были интегрировать науку, бизнес и власть для обеспечения эффективного и отчасти автономного функционирования региона. Одно из условий – создание достойных условий труда, чтобы молодым специалистам не приходилось покидать регион проживания в поисках лучших условий. Вузы, которые выступают точками сборки или активными участниками НОЦ, широко представлены в рейтинге.
Также стоит особо подчеркнуть, что вузы, которые не выглядят лидерами в стране, могут являться системообразующим элементом для регионов и местных сообществ. Это соотносится с идеологией опорных вузов.
Практически треть российских вузов, вошедших в рейтинг, это технические вузы. В этой связи не стоит забывать о планах создания сети научных центров мирового уровня, в том числе международных математических центров, задача которых внести вклад в опережающее развитие сектора исследований и разработок. Как видно, база для создания первой волны НЦ МУ заложена прочная. Приятным открытием стало включение в рейтинг молодого, но очень быстрыми темпами набирающего обороты Иннополиса.
Заметим, что по своему духу многие ЦУР ООН коррелируют с «третьей миссией университета», которая является одним из краеугольных камней соответствующего российского рейтинга.
Государство реализует ряд проектов, направленных на поддержку и развитие университетов. Мы видим, что все они дали «всходы», поскольку в основном именно вузы, участвующие в программах поддержки и развития вошли в рейтинг. В данном случае стоит говорить об том, что он отражает эффективность реализуемых программ. И все их, согласно рейтингу, можно считать состоявшимися, а сами программы стратегически верными. Кроме того, как известно, нацпроект «Наука» содержит задачу войти в пятерку ведущих стран мира в сфере науки. Положительная динамика места России в рейтинге по сравнению с 2019 годом показывает правильность предпринимаемых системных мер по данному направлению.
Большое значение для России в настоящее время является роль на международной арене в передовых инновационных отраслях для ответа на «большие вызовы» в качестве одной из ведущих держав. Наука и образование – локомотивы научно-технологического прогресса. В данном случае звучание России в мире стратегически важно для устойчивого развития государства. Ранее не менее внимательно мы наблюдали за выходом последнего рейтинга QS, в котором, надо сказать, состав российских вузов значительно отличается от рейтинга THE ЦУР. В первом случае мы имели дело с частной (предметной) оценкой, во втором – с системной. Но в обоих случая присутствие России заметно расширилось, что отражает интенсивную системную работу Министерства науки и высшего образования для реализации целей страны в долгосрочной перспективе. Это подтверждает преемственность политики Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова в сфере науки и высшего образования, заявленную при вступлении в должность и уже демонстрирующую уверенные успехи. Взвешенный подход нового министра, умение смотреть на перспективу и грамотно выстроенный анализ ситуации не привели к разрушению того хорошего, что было сделано предшественником. Применение лучших практик и баланс между всеми элементами политики уже скоро должны дать новые «всходы».