Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 April 25
Научно-образовательная политика
Мы, конечно, ничего не утверждаем, но часть редакции в мелодичной песне на ЦТВ КНДР с нарезкой Кем Чен Ына, которого никто давно не видел и который, как говорят, уже не с нами, уверенно слышит мелодию "Don Juan est mort" ("Дон Жуан умер"). А уж выводы - о нашем ли редакционном музыкальном слухе, о северо-корейском транзите ли - делайте сами.

Северо-корейская песня: https://t.me/worldprotest/7006
Дон Жуан:https://youtu.be/2kvhIiciXGQ
источник
2020 April 26
Научно-образовательная политика
ММСО online

Уже сегодня начинаются мероприятия деловой программы   Московского международного Салона образования (пройдет с 26 по 29 апреля в онлайн формате). Для реализации проекта будет задействована новая коммуникационная digital-платформа, которая объединит чиновников, профессиональное, экспертное и бизнес-сообщества, учащихся и их родителей. Такой формат позволяет принципиально расширить аудиторию, ​увеличив количество уникальных посетителей до 250 000 человек​, и впервые в таком масштабе объединить весь русскоговорящий мир вокруг общих проблем и ценностей.

Мы спросили сегодня Максима Казарновского, директора и продюсер деловой программы ММСО - сколько участников уже заполнили форму участника?
Оказалось, что для участия записались уже более 150 000 человек!

Это больше чем любой образовательный форум, на котором мы были.
У ММСО реально есть шанс войти в новую российскую историю как крупнейшая дискуссионная площадка нашей сферы.

В деловой программе Салона традиционно будут подняты актуальные темы и вопросы по всем уровням образования, а также вопросы государственной политики в сфере образования.

В рамках кластера «Высшее образование» состоится обсуждение вопросов массового перехода вузов в онлайн и трансформации вузовских процессов в текущих условиях.

Особое внимание будет уделено сохранению качества образования в сложных условиях, особенностям приемной кампании, участникам Салона также будет представлен суперсервис «Поступление в вуз онлайн». Особое место в обсуждениях займут вопросы цифровых университетов, как 5 уже созданных в 2019 году, так и планируемых приобрести такой статус в 2020 году.

Важной частью программы станет обсуждение вопросов, связанных с реализацией национального проекта «Образование». Прежде всего это дискуссионная площадка «Экспорт российского образования: инструменты поиска и привлечения иностранных граждан к обучению в России», в рамках которой состоится обсуждение подготовки национальных кадров для зарубежных стран, взаимодействия между российскими государственными структурами, органами региональной власти и вузами, вопросы создания и продвижения образовательных программ, востребованных на зарубежном рынке, медиастратегии продвижения вузов на национальном и глобальном уровнях и, конечно, особенности реализации Федерального проекта «Экспорт образования». Спикеры поделятся лучшими практиками привлечения иностранных граждан на обучение в российские вузы, необычными кейсами  проектирования и продвижения программ за рубежом.

На Салоне будут обсуждены промежуточные итоги реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого», которые удалось достичь к началу 2020 года. Основные вопросы повестки: трансформация дополнительного профессионального образования в вузах, получение грантов и субсидий на обучение граждан, актуальные направления сотрудничества вузов и работодателей в 2020 году, ускоренное обучение специалистов для регионов, а также перспективы развития проекта в будущем.
Особое внимание на салоне будет уделено вопросам развития отраслевого образования. Это как вопросы с регуляторами, так и вопросы выявления и удержания талантливой молодежи в отраслях, вопросы прогнозирования потребности отраслей в кадрах и формирование образовательных программ опережающей подготовки в интересах развития отраслей. Также будут рассмотрены вопросы трансформации самих университетов: сетевые университеты, университеты предпринимательского типа, город-университет и другие.

И в этом году эксперты НОП участвуют в 8 панельных дискуссиях ММСО, в том числе в главной дискуссии вузовского дня (27.04, 9:15).

Будет интересно!

Присоединяйтесь к тысячам единомышленников, регистрируйтесь прямо сейчас на сайте ММСО 2020:

https://mief2020.mmco-expo.ru/reg/select

Участие во всех мероприятиях бесплатное.
источник
Научно-образовательная политика
МИСиС, мы вас уважаем, и вы это знаете. Но и Telegram уважаем.
Надо быть профессионалами и тут.

Более 800 ботов на 1200 подписчиков канала - друзья, это провал.
Если надо - обращайтесь, научим.
И давайте без обид.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Лаборанты, напоминаем, что сегодня День открытых дверей в Институте образования Вышки!

Куча крутых лекций про образование, кроме презентации академических программ.


https://t.me/edpolicylab/609
Telegram
Лаборатория образовательной политики
⚡️⚡️⚡️Дистанционное образование уже можно полюбить только за то, что университеты не просто начинают менять формат занятий, но и за изменение самой формы коммуникации.

Институт образования ВШЭ проводит уже в это воскресенье, 26 апреля, День открытых дверей в онлайн-формате.

День открытых дверей пройдет с 12:00 до 15:00. Будет целых 5 виртуальных комнат, в которых Вы, наши лаборанты (решительно советуем "сходить" на этот ДОД), сможете узнать – как начать карьеру исследователя, педагога, руководителя, разработчика или предпринимателя в команде лидера рейтинга QS в России по образованию. Неформальное и содержательное общение, вопросы и ответы, TED-Talks и всё самое важное об институте и магистерских программах, 92% мест на которых – бесплатны.

Подробнее про формат, темы и выступающих можно прочитать здесь, но для этого также нужно пройти регистрацию воооот здесь.

По моему скромному мнению, это не просто День открытых дверей - это целая мини-конференция, так как здесь будут не только выступления академических…
источник
Научно-образовательная политика
Цифровая дилемма

В разговоре с нами первый проректор МИСиС Сергей Салихов поделился наблюдением: после перехода университета на дистанционный режим посещаемость студентами занятий (в онлайн-формате) выросла на 10%, как и вовлеченность  студентов в интерактивное общение с преподавателем.

Мы сегодня уточнили этот тезис у ректоров и проректоров 35 университетов: все коллеги подтвердили улучшение показателей посещаемости занятий.

При этом растёт требовательность студентов к своим преподавателям - сегодня они находятся не в вертикальной коммуникации, а в единой партнерской горизонтали. Этот формат общения схож с коммуникацией в социальных сетях, где студенты - как рыба в воде.

Но при этом "партнерский" стиль быстро выявляет "халтурщиков" среди преподавателей: соцсети полны историй, как условный профессор разместил сканы страниц учебника или лекций в интернете и это - "дистант".

В краткосрочной перспективе растущая требовательность студентов к преподавателям вызовет появление нового типа преподавателя. Не просто умеющего организовать учебный процесс в онлайн-режиме, но и планирующего свою работу в этом формате изначально (смешанном - живой контакт+ дистанционные сценарии).

Это, без всякого сомнения, станет определённой сложностью для старшего поколения ППС, которому внутренне сложно принять происходящее сегодня по всему миру, как полноценное обучение.

Они ждут возврату к старой доброй доске, мелу и горловой нагрузке.
источник
Научно-образовательная политика
НОП хочет поддержать нашего товарища Пашу Фролова из РОББО с его новым проектом.

Павел Фролов:

Друзья, у кого есть дети 8-15 лет без опыта в программировании? Мне очень нужна ваша помощь! 

В нашей команде ROBBOClub.Ru  мы сейчас тестируем новую дистанционную образовательную программу по программированию, схемотехнике и 3D-моделированию. Для этого мы тренируемся проводить короткий пробный онлайн урок на 30 минут.
Такой, чтобы ребенок:
1) понял
2) загорелся и написал собственную мини программу-игру,
3) увидел результат, что он смог!

Кто готов подарить 30 минут внимания и времени и заодно попробовать с ребенком новое дело?  

Не страшно, если он заскучает - это тоже обратная связь, мы просто прервемся.

Не важно, где вы живете, в какой стране.

Хорошо, если ребенок никогда не изучал Скрэтч (Scratch), программирование - заранее скажите, какой уровень, мы учтем.

Буду очень признателен всем, кто откликнется 🙏, пройдет пробный урок и напишет в комментариях у меня в соцсетях обратную связь!

Запись на бесплатный пробный онлайн-урок по ссылке: https://spb.robboclub.ru/online
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня стартовал  Московский международный салон образования.

А завтра, 27 апреля, одна из первых дискуссий будет посвящена новым подходам к организации высшего образования после периода дистанционной работы
https://t.me/scienpolicy/9365
источник
Научно-образовательная политика
А еще завтра сразу после сессии про высшее образование поговорим о школьниках. Сессия «Социальные лифты для школьников - миф или реальность?» организована платформой «Россия – страна возможностей».
На нашей платформы реализуются такие массовые конкурсы для школьников как «Мой первый бизнес» (более 700 тысяч заявок в прошлом году) и «Большая перемена» (уже более 100 тысяч заявок – регистрация открыта до 23 июня 2020 года).

Дата и время сессии: 27.04.2020 09:50 – 10:50

Прямая трансляция будет организована по ссылке:
https://mief2020.mmco-expo.ru/program/rossiya-strana-vozmozhnostey

Модератор сессии:
Алексей Комиссаров
, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», проректор РАНХиГС

Спикеры:
•  Владимир Мау, РАНХиГС, Ректор

•  Александр Демин
, Благотворительный фонд поддержки образовательных программ «Капитаны», Генеральный директор, руководитель международного конкурса «Мой первый бизнес» платформы «Россия - страна возможностей»

•  Дмитрий Земцов, Дальневосточный федеральный университет, Проректор по развитию, лидер рабочей группы «Кружковое движение» НТИ

•  Даниил Козлов, Компания “Global Venture Alliance”, Управляющий партнер

•  Ярослава Кузьмичева, Ученица средней школы, 8 класс, Участница конкурса “Мой первый бизнес”

Рынок труда стремительно меняется, все больше работодателей согласны брать на работу молодых специалистов без диплома о высшем образовании, появляются вакансии, для которых школьники и тинэйджеры уже квалифицированы, несмотря на юный возраст: SMM-специалисты, ИТ, веб-дизайн и тд. • нужны ли социальные лифты молодежи до 18 лет. Могут ли они уже понять, в чем нуждаются и хотят участвовать? • альтернативные пути поступления в вуз и профориентации • какие профессиональные компетенции реально освоить на школьной скамье? • школьное предпринимательство - мода или первый шаг к успеху?

Включайтесь! Будет интересно
источник
Научно-образовательная политика
Участники сессии ММСО «Переход на дистанционное обучение в условиях пандемии COVID-19. Кейсы российских университетов»
для НОП @scienpolicy

Ректор МИСиС Алевтина Черникова:

Пандемия коронавируса оказала значительное влияние на все без исключения сферы экономики и социальной жизни нашей страны. Система высшего образования наряду с другими общественными институтами сегодня проходит стресс-тест, и в этих условиях сложно переоценить значение межвузовского сотрудничества, обмена опытом и лучшими практиками.
Об этом будем говорить завтра и
приглашаем принять участие в нашей дискуссии на сессии «Переход на дистанционное обучение в условиях пандемии COVID-19. Кейсы российских университетов»


Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35:

Завтра в дискуссии обсудим
сложные моменты перехода в онлайн и ответы на них: онлайн практики, цифровая физкультура, цифровые волонтеры.
Поговорим о проектных интенсивах, инструментах подбородок ресурсов и сетевых программах как ответах на текущее вызовы и будущее системы после изоляции. Кроме этого:  "бережливое образование", стратегии сохранения мотивации, практики восстановления на канале GoOnline и Форсайте eduNet НТИ 2.0


Александр Молчанов, куратор кластера «Высшее образование» ММСО:

Переход целого вуза на дистанционное обучение, да еще в такие короткие сроки – это огромный вызов абсолютно для всех организаций, и для ведущих вузов с десятками тысяч студентов и для небольших региональных вузов. Вот о том, как разные по масштабу и подчиненности вузы в разных регионах страны переходили на дистанционное обучение, с какими проблемами сталкивались и как их решали, и что будут еще делать в ближайшее время мы и поговорим на нашей панельной дискуссии

https://mief2020.mmco-expo.ru/program/perekhod-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-keysy-rossiyskikh-vuzov
источник
Научно-образовательная политика
За сегодня, в первый день работы  ММСО посетило более 50 тысяч уникальных посетителей.

Это почти в три раза больше чем всех участников крупнейшего в России Питерского форума 2019 за все дни его работы.

При том, что сегодня на ММСО был не самый посещаемый "родительский день" и работало только 4 зала из восьми.
источник
2020 April 27
Научно-образовательная политика
Академическая мобильность: кейсы, но не система

Индикатор публикует обзор круглого стола «Проблемы национальной исследовательской мобильности: вызовы и перспективы», который проходил в формате видеоконференции в рамках Апрельской конференции ВШЭ.

Участники дискуссии сосредоточились не на причинах неудач, а на позитивных примерах и возможности их распространения на всю страну. Так как почти все представляли ВШЭ или другие вузы, академические институты в обсуждении почти не возникали, все примеры были университетскими. Свои «истории успеха» представили два вуза, для которых стимулом привлекать новых сотрудников стал Проект 5-100.

Проректор Тюменского госуниверситета Таисия Погодаева выразила мнение, что региональный университет может привлечь новых сотрудников из других регионов только созданием условий для реализации их исследовательских или преподавательских амбиций. Близкий фактор – «гравитационное воздействие» известного ученого, который уже обосновался в вузе. Свой опыт ТюмГУ считает в целом успешным – исследователи из других регионов создают в университете свои лаборатории и научные центры, число привлеченных сотрудников растет. Тем не менее с эффектами низкой внутренней мобильности вуз сталкивается постоянно. В пример Таисия Погодаева привела ежегодный конкурс на должности профессоров в Школу перспективных исследований ТюмГУ. Он международный, и из года в год доля его участников с российским гражданством не превышает 10–11%. «Проще привлечь профессора из Гарварда, чем из Москвы», – заключила проректор, предположив, что российские ученые меньше западных склонны к риску.

Опыт второго университета – Дальневосточного федерального – представил Александр Филатов. В ДВФУ он заведует лабораторией моделирования социально-экономических процессов, а ранее руководил кафедрой математической экономики в Иркутском государственном университете. В обоих вузах он инициировал исследовательскую мобильность для повышения квалификации коллег. Форматы работы при этом отличаются от тюменских: математиков и экономистов из ведущих вузов и институтов по большей часты приглашали и приглашают в Иркутск и Владивосток не работать постоянно, а прочитать цикл лекций, поучаствовать в семинаре или научной школе (например, «Байкальских чтениях»). Материалы таких выступлений затем дополняют программы местных преподавателей. Коллеги Филатова и он сам тоже участвуют в летних и зимних школах для преподавателей. Цель такой формы мобильности, конечно, иная, чем у ТюмГУ, – не столько закрепить новых сотрудников, сколько создать интеллектуальный поток и наладить сотрудничество. Впрочем, в последнее время взаимодействие вылилось и в постоянные форматы, например в совместные с другими университетами образовательные программы в ДВФУ. Различие в целях, однако, не снимает трудностей привлечения ведущих ученых за Урал. В первый раз в ИГУ, признался Филатов, любого гостя можно «завлечь» Байкалом, но на вторую и третью поездку этого оказывалось недостаточно. Стимулом становились сами по себе мероприятия как интересные площадки, где ведущие математики и экономисты могли как минимум послушать друг друга. В ДВФУ у Филатова ресурсов появилось куда больше, да и часть ученых, охотно посещавших Иркутск, удалось перенаправить в регулярные поездки и на Дальний Восток.

В целом явление внутрироссийской мобильности пока выглядит фрагментированным, и диалог о нем исчерпывается обсуждением кейсов, подвела итоги круглого стола научный сотрудник Института образования ВШЭ Вера Мальцева.

Стоит отметить, что академическая мобильность заложена как необходимое условие успешности в целый ряд мероприятий нацпроектов «Наука» и «Образование», а также в иные формы поддержки научно-технологического прорыва – например, в программу научного наставничества. Ситуация с коронавирусом в мире подталкивает к расширению масштабов внутрироссийской мобильности – переходу от «московского кадрового пылесоса» к развитию целого набора региональных научно-исследовательско-образовательных центров.

Подробнее на Индикаторе.
источник
Научно-образовательная политика
Научная политика: федерализм vs сеть

В научной политике России всегда доминировал централизованный макрофедерализм.

Долгое время ключевым «ведомством» в сфере исследований и разработок являлась Российская академия наук, которая имела три региональных отделения – Сибирское, Дальневосточное и Уральское. Исторически сложилось, что Сибирское является самым мощным – выдавливая два других на восток и запад соответственно. В дополнение к этому в ряде регионов существовали свои академии наук – наиболее яркими примерами являются Татарстан и Якутия.

РАН долгое время фактически выполняло функции протоминистерства науки, отвечая не только за научные, но и за административные и финансовые вопросы.

Ситуация изменилась с началом реформы Академии в 2013 году. По итогам ее первого этапа РАН сохранила экспертные и научно-координационные функции, а созданное Федеральное агентство научных организаций взяло на себя административно-финансовые дела.

Макрорегионы получили механизм координации и поддержки в духе идеологии «двух ключей» – отделения Академии наук все так же обсуждали исследовательские вопросы, а созданные в ФАНО территориальные управления – занимались соответствующими финансовыми и хозяйственными вопросами.

Данный «федерализм двух треков» сохранился и в эпоху нового Министерства науки и высшего образования.

Сибирское отделение долго и последовательно боролось за возможно большую автономию от головной РАН. Неудивительно, что именно на его «территории» недавно был создан Иркутский филиал СО РАН. Взят курс на усиление федерализма именно на уровне регионов.

Параллельно с данными процессами идет интеграция внутри (макро)регионов. Одной из наиболее ярких инициатив является создание «Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций», а также «Большого университета», который объединяет вузы, научные центры и НИИ на региональном уровне.

С другой стороны, то же Сибирское отделение РАН продолжает курс на пересборку научно-образовательного пространства макрорегиона для установления более действенного контроля. Здесь в качестве «тарана» используются Новосибирский Академгородок и НГУ.

Заметим, что СО РАН использует классический принцип «разделяй и властвуй» – с одной стороны, стимулирует регионализацию научно-политических структур, с другой – продавливает идею консолидации научно-образовательного пространства.

Создание федеральных округов внесло свое измерение в региональную научную политику, которое получило особое звучание с момента запуска национальных проектов. В них федеральные округа получили вполне практическое измерение – например, в каждом из них должен быть один из университетов программы «Российского академического превосходства» («5-100» 2.0).

На уровне субъектов федерации еще больше механизмов для интегрирования – например, научно-образовательные центры мирового уровня, которые служат инструментом пересборки региональных научно-образовательных пространств, а также средством «стяжки» различных регионов вокруг НОЦ. Многие из центров (как отобранных, так и претендентов на нацпроектный статус) являются межрегиональными – например, Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ Тюменской области, ХМАО и ЯНАО (точка сборки – Тюменский государственный университет) или среди кандидатов – НОЦ «Инженерия будущего» Самарской области, который объединяет участников из 6 регионов.

Эти процессы создают свое отдельное сетевое измерение научно-образовательного пространства страны, которое ориентировано в большей степени на университеты как узлы, нежели на научные институты. А вся сеть возглавляется коллегиальными органами управления – советами.

В итоге на площадке региональной научной политики начинается противостояние иерархического (РАН – теруправления) и сетевого (НОЦ, НЦ МУ, советы и пр.) начала. В этом свете возможное расформирование территориальных управлений Минобрнауки (о чем циркулируют серьезные слухи) означает не столько упрощение и централизацию управления, сколько переход к более сетевой форме – с повышенной автономией участников вкупе с «советской» моделью координации.
источник
Научно-образовательная политика
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков обратился с приветственным словом к участникам и посетителям Московского международного салона образования, который в этом году проходит полностью в онлайн-формате.

В этом году салон проходит в необычном формате. Наверняка мы запомним эту весну как время серьезной цифровой трансформации в образования, но возможно для кого-то оно так и останется время упущенных возможностей. Все зависит от нас – от нашего взгляда на образование, от нашей готовности меняться, от нашего взгляда в будущее и прошлое, от нашего отношения к тому, что происходит и как мы в этом участвуем. Вынужденный переход на онлайн много изменил в нашей жизни. И мне кажется, это не только и не столько про технологии. Если посмотреть вглудь, то это серьезные культурные сдвижки и трансформации, касающиеся поведения преподавателей и студентов, их отношения к университету, к образовательной деятельности, к деканатам и ко многому другому.

Знания и навыки, которые раньше были востребованы единицами, становятся актуальными для десятков тысяч преподавателей вузов, даже для тех, кто вчера еще отрицал дистанционные форматы работы. Умение держать эфир, владеть аудиторией, помнить о звуке, хронометраже, хотя бы немного понимать про современные цифровые инструменты и платформы и онлайн-курсы – все это стало реальностью [в рамках базовых компетенций педагогов].  

Лучшие преподаватели университетов без всякого преувеличения сегодня стали превращаться в режиссеров и продюсеров своих курсов.

ММСО – прекрасная площадка в это удивительное время., когда мы еще находимся внутри самой ситуации, когда еще не до конца понятно, что же в итоге произойдет с высшим образованием. Это прекрасная возможность обменяться мнениями и предложениями – каким становится будущее российского высшего образования, как трансформируются университеты, есть ли шанс у всех вузов зайти в будущее или кто-то все-таки примет консервативную модель развития и как только ситуация изменится, вновь вернется в привычной русло и скажет, что ни онлайн, ни цифровая трансформация, ни Zoom, ни многое другое из того, что сегодня является нормой – нам не надо. Я бы очень хотел, чтобы на полях ММСО появились новые плодотворные идеи, произошло заинтересованное обсуждение и в конченом итоге это позволило нам взять то лучшее, что мы сегодня с вами накопим в это непростое время –  лучшие технологии, практики, представления, идеи, модели, которые у нас появятся – взять их в будущее и тем самым сделать российское высшее образование более привлекательным в мире.
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус и наука: мнения (1/3)

В программе «Мнение» на канале Россия 24 сегодня гостями были министр науки и высшего образования Валерий Фальков и президент Российской академии наук Александр Сергеев.

ВФ: Я бы выделил три общесистемные проблемы, которые касаются абсолютного большинства, если не каждой научной организации.

Первая – это объем государственного задания. Понятно, что раз отменились или перенесены экспедиции, с учетом того, что большинство лабораторий вынуждено остановить свою работу, то у многих возник вопрос – как быть с объемом госзадания? Мы неоднократно обсуждали этот вопрос с научными организациями, договорились, что корректировки в сторону снижения объема госзадания не будет.

Второе – многие научные организации столкнулись с тем, что у них сокращаются внебюджетные доходы. Сейчас мы ведем достаточно серьезную работу по всем научным организациям – оцениваем последствия, сколько потеряет научная организация

Третье – всех беспокоят риски взятых на себя обязательств. Речь идет о конкурсах, грантах и т.д. Это внебюджетное финансирование, приезд ученых из-за рубежа. Здесь мы либо ведем соответствующие переговоры с фондами и находим понимание и поддержку, что касается министерства – учитывая сложную эпидемиологическую ситуацию сдвинули все наши конкурсы и пересматриваем условия по соответствующим обязательствам.

АС: Что касается экономических потерь, надо смотреть по тем средствам, которые институты будут получать. Валерий Николаевич сказал, что объём госзадания не изменится – это очень важно. С этой стороны потерь не ожидаем. А что касается конкурсно-договорной тематики – конечно, все организации, которые заключали договоры с академическими институтами, тоже попали в сложную ситуацию. Здесь следует ожидать снижения объема договорных работ. Мне хотелось сказать о том, что мы вместе с Минобрнауки сейчас работаем над тем, чтобы сформулировать ряд проектов (в виде программы) – каким образом мы можем наши академические институты и также исследовательские подразделения университетов подключить к проблемам, связанным с борьбой с коронавирусом. Есть довольно существенный потенциал в академических институтах и университетах, который может быть задействован. По крайней мере, около 10 крупных проектов сейчас есть. Мы их определили и надеемся, что вместе с Министерством сможем их продвинуть вперед. Это очень широкий спектр проектов – 5 по разработке вакцин, проект по разработке новых препаратов, различных средств дезинфекции, создание новых материалов, например, для защитных костюмаов. В качестве примера хотел бы сказать, что в системе Министерства и РАН есть очень сильные институты – например, центр Чумакова [Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН], который является ведущей организацией страны по разработке и производству вакцин. Центр в год производит более 100 млн доз вакцин – это и желтая лихорадка, и полиомиелит, и вакцина против энцефалита. В ней есть абсолютно полный цикл необходимого оборудования, компетенций, знаний, чтобы самым активным образом участвовать в разработке вакцины против коронавирусу. Мне кажется, сейчас очень важным эту программу совместно продвинуть таким образом, чтобы может быть часть работ, которые идут по государственному заданию, в тех организациях, которые могут работать против коронавируса, переориентировать на то, чтобы заниматься актуальными проблемами. Я бы очень хотел привести положительный пример – Российский фонд фундаментальных исследований, который организовало специальный конкурс по коронавирусу. И мы вместе с министерством должны работать над тем, чтобы научные институты и исследовательские части университетов принимали более непосредственное участие в борьбе с коронавирусом.

Видео-запись интервью: https://youtu.be/TtC6gZXb1rQ
YouTube
Александр Сергеев и Валерий Фальков о возможностях науки в борьбе с коронавирусом - Россия 24
О коронавирусе COVID-19 и о возможностях российской науки в борьбе с нынешней эпидемией Эвелина Закамская беседует с министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым и президентом Российской академии наук Александром Сергеевым.

Подпишитесь на канал Россия24: https://www.youtube.com/c/russia24tv?sub_confirmation=1


Последние новости России и мира, политика, экономика, бизнес, курсы валют, культура, технологии, спорт, интервью, специальные репортажи, происшествия и многое другое.
#Россия24 #Вести #Новости


Официальный YouTube канал ВГТРК.
Россия 24 - это единственный российский информационный канал, вещающий 24 часа в сутки. Мировые новости и новости регионов России. Экономическая аналитика и интервью с влиятельнейшими персонами.


Смотрите также:
60 минут - https://www.youtube.com/channel/UCR16nHT1nkmG7g9AkE9tGeQ?sub_confirmation=1
Новости в прямом эфире - https://www.youtube.com/playlist?list=PLLHjKKyQ4OaQ73BA1ECZR916u5EI6DnEE
Международное обозрение - https://www.youtube.com/playlist?list=PL…
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус и наука: мнения (2/3)

Валерий Фальков: В продолжение того, что отметил Александр Михайлович, я считаю, что главное – во-первых, понимание, что науку движут не министерства, а личности и конкретные исследовательские коллективы. Наша задача совместно с РАН – найти таких талантливых исследователей, у кого есть хорошие заделы, яркие идеи, найти такие исследовательские коллективы – дееспособные и конкурентоспособности – и в нужный момент их поддержать. Такие есть и в научных организациях, и в университетах. В этой связи мы не проводим разницы между академическим и вузовским сектором. Любое взаимодействие и интеграция приветствуются.

Что касается конкретных инструментов – есть разные возможности: и грантовое финансирование, и госзадание, и предстоящий конкурс Президиума РАН, где по укрупненным тематикам вполне может быть, в том числе, и тема, посвященная актуальной эпидемиологической ситуации или проблемам, связанным с распространением коронавируса. Эффект, конечно, появится позже, но это же достаточные серьезные исследования, результаты которых и многие годы после – будут востребованы. Наши университеты и научные институты находятся под научно-методическим руководством РАН, а мы совместно с Академией, как договорились, по-партнерски, внимательно смотрим за тем, кому конкретно оказать помощь: из числа ученых-лидеров и конкретных коллективов.

Жизнь, конечно, привнесла свои коррективы – мы прекрасно понимаем, что сегодня на передовой другие, более злободневные проблемы, но это не означает, что национальный проект «Наука» перестал быть приоритетом, что Министерство, научные организации, университеты, РАН об этом забыли и не занимаемся этом в ежедневном режиме. Все запланированные мероприятия в рамках нацпроекта «Наука» и в рамках других госпрограмм – так или иначе реализуются. Не буду перечислять, но там есть, в том числе, исследования, пусть не напрямую, но косвенно, касающиеся сегодняшней ситуации. Например, в области биологической безопасности. Результаты, которые сейчас имеем, все имеющиеся заделы мы пытаемся во взаимодействии с РАН профессионально оценить, получить хорошую экспертную оценку, чтобы сделать правильную ставку – дабы в максимально короткие сроки получить искомый результат.

Александр Сергеев: То, что касается нашего взаимодействия с Минобрнауки, оно хорошо выстраивается, и я бы даже сравнил это с переходом от ситуации от «мирного сосуществования», которое было раньше, в отношениях РАН с ФАНО или старым Минобрнауки, к полноценному сотрудничеству по фактически всем направлениям. Я очень благодарен Валерию Николаевичу за то, что он действительно таким образом развертывает политику Министерства.

По вопросу инструментов – вопрос очень острый, потому что действительно последние годы после реформы, РАН говорит о том, что она недовостребована. Не хватает реальных инструментов, с помощью которых мы могли бы более активно принимать участие и в проведении научных исследований, и в формировании научной политики страны. Я очень надеюсь, что, когда мы проведем время вместе, придет понимание ко всем, что такие полномочия Российской академии наук нужно увеличивать. Конечно, главный здесь вопрос в том, чтобы вернуть РАН право заниматься научными исследованиями. Это может быть звучит немного курьезно, но как известно, Академия не является де-юре научной организацией, не получает средств на научные исследования – это, конечно, очень сковывает нашу деятельность, что особенно видно сейчас.

ВФ: Все, что способствует достижению серьезных научных результатов – приветствуется Министерством, и мы не отвергаем любые идеи, которые исходят, в том числе, и от РАН. Но мы с Александром Михайловичем – дня не проходит – чтобы не осуждали те или иные актуальные вопросы деятельности научных организаций или какую-то научную проблематику, да все, что актуально в данный конкретный момент.
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус и наука: мнения (3/3)

Валерий Фальков: Относительно научных исследований – я думаю, что большой потенциал еще есть в том, чтобы РАН более активно участвовала в научно-методическом руководстве научными институтами. Этот потенциал, в частности, может быть реализован в формате создания соответствующих наблюдательных советов по аналогии с тем, что мы имеем в продвинутых университетах. Соответственно наблюдательный совет – это особый орган управления, в котором могут быть представлены самые разные заинтересованные участники, представители не только коллектива научного института, учредителя или бизнеса (что крайне важно, поскольку наука не сама для себя существует, а для того, чтобы делать соответствующий вклад в экономику), но и представители РАН. Мы это уже широко обсуждали – с Александром Михайловичем и его коллегами, что через такого рода наблюдательные советы в научных институтах могла бы быть выстроена совершенно другая работа, и совершенно другая помощь оказывалась бы нашим научным организациям со стороны РАН.

Мы не должны допустить каких-либо сокращений в научных институтах. Это не планируется, этого точно не будет.

Вопрос возможностей – это вопрос приоритетов. Мы знаем, что в последние годы науки о жизни все больше притягивали к себе внимание исследователей со всего мира, крупные научные прорывы и в разных других областях научного знания, конечно, совершались, но это мировой фронт. Россия давно это поняла. У нас, в частности, есть Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий и много еще всего другого. С учетом того, что это не первая пандемия, и очевидно не последняя, несмотря на казалось бы совершенно другой уровень развития цивилизации и общества, но вы видите, какие лишения приходится терпеть. Я думаю, что для науки, научных коллективов, отдельных ученых – открываются большие возможности. Это вопрос приоритезации на будущее – что связано с науками о жини, биологическими науками, вирусологией, производством вакцин – все это неизбежно потребует корректировки в определенном смысле и государственной политики, и постановки соответствующего акцента.

Эти исследования получат поддержку не только государства, но и со стороны внебюджетных источников. Так всегда бывает, когда внимание общества приковано к какой-то проблеме, а все они в настоящее время междисциплинарные, сейчас было бы неверно говорить, что это все в проблематики наук о жизни. Здесь нужны достижения самых разных наук. В данном случае мы будем говорить о том, что определенные корректировки в приоритетах государственной политики сами собой напрашиваются. И в длинную – проблематика эпидемиологической ситуации, борьбы с вирусами получит выражение в самых разных акцентах (науки о жизни, математические модели и т.п.).

Александр Сергеев: Вопрос очень серьезный. Мы знаем, что финансирование одного рабочего места в Китае сейчас раз в 8-10 больше, чем в России. Поэтому и результат там получается гораздо быстрее, и КНР действительно по многим направлениям выходит на передовую мирового фронта научных исследований. И в США, и в Европе – очень сильным является связь науки с промышленностью. В этом отношении мы действительно должны принять самые серьезные меры к тому, чтобы эти цепочки трансформации знания, которое у нас есть, в соответствующий продукт, запустили как можно скорее и гораздо эффективнее, чем это было до последнего времени.
источник
Научно-образовательная политика
Коррективы научно-образовательного федерализма

Президент Владимир Путин в минувшую пятницу подписал Федеральный закон, который всерьез расширяет полномочия регионов и изменяет модель взаимоотношений центра и субъектов федерации.

По научно-образовательному вектору изменений не так много.

Увеличились полномочия регионов по контролю и надзору за присуждением ученых степеней и званий. В полномочиях Рособрнадзора и ВАК (Минобрнауки) остается мониторинг эффективности и качества этих процессов, осуществляемых в регионах (ст. 8).

Также теперь реорганизуется процесс согласования региональных министров по образовательным вопросам – Минпросвещения согласовывает кандидатуры на уровне субъекта, а затем его соответствующие органы власти – проводят ту же процедуру в отношении руководителей муниципального уровня. Это, по идее, должно способствовать формированию единого управленческого пространства в масштабах страны, а также укреплению административной вертикали (ст. 29).

Полный текст ФЗ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004240048
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые представители СМИ.

Приглашаем вас завтра, 28 апреля в 11:00, присоединиться к нашей онлайн пресс-конференции.

Всероссийский молодежный кубок «Управляй!»: старт нового сезона

В ТАСС состоится пресс-конференция в онлайн-формате посвященная старту нового сезона всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй!» - конкурса президентской платформы «Россия - страна возможностей», который реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».

О конкурсе, его новом формате, при разработке которого была учтена необходимость перехода учебных заведений на дистанционное обучение и непростая ситуация на рынке труда для молодежи, а также о задачах, которые участники будут решать в рамках кубка, расскажут:

•  министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков,
•  генеральный директор АНО «Россия - страна возможностей» Алексей Комиссаров,
•  ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Владимир Мау,
•  заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, победитель конкурса «Лидеры России», наставник кубка «Управляй!» Дмитрий Волков,
•  директор Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС, руководитель кубка «Управляй!» Вячеслав Шоптенко,
•  победители кубка «Управляй!» Дмитрий Федоров и Вадим Бутко,
•  призер первого и второго сезонов кубка «Управляй!» Максим Кирилов,  
•  суперфиналист и победитель специализации «Наука» третьего сезона конкурса «Лидеры России» Иван Ефремов.
Всероссийский молодежный кубок по менеджменту "Управляй!" - это образовательно-оценочный проект для студентов и недавних выпускников вузов и колледжей в возрасте от 18 до 25 лет, который является молодежным аналогом конкурса управленцев «Лидеры России».

Мероприятие пройдет в онлайн-формате. Представители СМИ могут принять участие в пресс-конференции дистанционно при предварительной аккредитации. Для этого необходимо при регистрации указать личный мобильный номер с установленным приложением WhatsApp.

Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса
https://tass.ru/press/9769 , а также в группе Пресс-центра ТАСС в Facebook.

Справки и аккредитация:
+7 (926) 608-08-16
press-center@tass.ru

Адрес:      
Москва, Тверской бульвар, дом 2, 2-й этаж
источник
2020 April 28
Научно-образовательная политика
Экспертные прогнозы о будущем российского высшего образования (1/5)

Одной из ключевых дискуссий вузовского дня Московского международного салона образования – 2020 стала панельная дискуссия / круглый стол «Новое высшее образование: каким оно будет после вынужденного периода дистанционной работы». Модератором выступил научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.

Евгений Сженов: Тема нашего разговора не просто актуальна, по мнению ведущих экспертов и у нас, и в мире, вынужденный переход на онлайн-обучение естественным путем вызовет, если не революцию, то по меньшей мере, полноценную реформу в образовании. Все мы на время погрузились, как будто в иную параллельную реальность. Каким будет будущее высшего образования? К каким изменениям готовиться преподавателям и руководству вузов уже сейчас? Какие вызовы стоят перед нами уже сегодня? Наши спикеры не просто знают ответ, они в полной мере являются архитекторами высшего образования в России. С нами сегодня Дмитрий Владимирович Афанасьев, заместитель Министра науки и высшего образования РФ, Ярослав Иванович Кузьминов, ректор «Высшей школы экономики» и Владимир Александрович Мау, ректор РАНХиГС. Вернётся ли высшее образование после коронавируса в докоронавирусный формат, а если нет, то что ждет вузы?

Дмитрий Афанасьев: Доброе утро, уважаемые коллеги! Вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз. Но я бы начал отвечать по-другому. Я вижу 2 возможных негативных сценария, которые мы ни в коем случае не должны допустить. Первый сценарий, когда студенты и преподаватели, пережив сложное время, пережив новые технологии, скажет: «Ну а теперь давайте вернемся и будем жить по-прежнему, забудем этот период или оставим его в памяти всего лишь». И другой сценарий, когда вузы, спохватившись, что они не готовы были встретить новый вызов, начнут на скорую руку, что называется, клепать плохие онлайн-курсы, чтобы закрыть дефицит имеющихся информационных ресурсов. Вот эти крайности, между которыми мы должны найти свое решение, потому что никто не говорит в серьез, что лекционно-семинарская форма умрет сразу и везде прям на завтрашний день, а вот каким будет новое вот это самое смешанное обучение, как оно интегрирует задачи, чтобы образовательному процессу быть вариативным, чтобы интегрировать индивидуальные образовательные траектории и групповую работу, чтобы развивать, так называемое, адаптивное обучение и так далее – здесь огромный простор дискуссии, поэтому главный ответ такой: будущее будет таким, каким мы его создадим и отсюда из министерства, и из вузов.

ЕС: Спасибо большое. Ярослав Иванович, Вы задолго до начала пандемии громко говорили и предприняли конкретные действия по повышению качества и широты охвата онлайн-форматов. Что скажете по этом вопросу?

Ярослав Кузьминов: Короткий ответ: высшее образование в старый формат не вернется. Не вернется по одной причине: сопротивление новому обычно основано на том, что новое не пробовали, его к себе не прикладывали. Сегодня у нас 90% преподавателей и 100% студентов попробовали и не просто попробовали, а начали реально работать в цифровой среде, поэтому психологический порог преодолен и будущее оно будет совершенно точно другим. Все поймут, что образование делится не на очное, вечернее и так далее, не по месту его получения, а по интенсивности включения в него преподавателей и студентов. Можно зевать на лекциях, можно играть в морской бой на семинаре, а можно очень интенсивно работать в онлайне и 36% опрошенных студентов говорят, что они стали гораздо интенсивнее работать. Не преподаватели, преподаватели почти все, а студенты. Это очень важный результат.

Видео-запись: https://yadi.sk/i/6BY13I_E8b2SQQ
источник