Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 16
Научно-образовательная политика
Список открытых онлайн-курсов со ссылками.
источник
Научно-образовательная политика
Переход высшего образования в онлайн

Ключевые тезисы выступления министра науки и высшего образования Валерия Фалькова на заседании рабочей группы по переходу в онлайн.

1.  Приказ носит рекомендательный характер, так как в разных регионах разная эпидемиологическая ситуация.

2.  Никакого массового объявления каникул приказ не предполагает. Это излишняя мера, которая не оправдана. Мы рекомендуем организовать процесс таким образом, чтобы преподаватели и студенты были заняты.

3.  Приказ предусматривает весь арсенал возможностей при реализации образовательных программ. У студентов разные запросы. Есть возможность объявления индивидуальных каникул или перевод на индивидуальные учебные планы.

4.  Усиление воспитательной работы необходимо в условиях свободного времени студентов. Необходимо, чтобы они были заняты учебой или благими делами. Вузы могли бы задействовать и организовать студентов в качестве волонтеров для помощи людям пожилого возраста.

5.  Готовность информационной инфраструктуры, планов действия в конкретной ситуации и онлайн-курсов. Сегодня будут рассмотрены Рекомендации для перехода в онлайн с двумя вариантами перевода обучающихся: полным и частичным. Сегодня организована группа квалифицированных экспертов, как можно использовать и перезачесть онлайн-курсы, какие сложности могут возникнуть между студентами, преподавателями, образовательными организациям. В среду будет заседание рабочей группы по этим вопросам. Сейчас перечень бесплатных онлайн курсов уже есть. Полный комплекс ответов на вопросы рабочая группа даст к среде.

Нам удалось создать соответствующие формы для анализа, чтобы понять, в каком состоянии информационная инфраструктура, цифровые ресурсы и библиотека, какие онлайн-курсы необходимы по каждой образовательной программе.

В каждом вузе должна существовать цифровая образовательная среда – это требование ФГОС. Сейчас будет проверено, насколько университеты готовы в этом отношении. Ситуация в разных вузах разная. Тем, у кого не получается – будет оказана помощь каждому вузу. Параллельно с «горячей линией» с завтрашнего дня открывается Ситуационный центр. В ближайшие время будут запущены Яндекс.Чаты для информирования, в том числе – с ответами на все вопросы.

Еще раз обращаю внимание руководство вузов – задача состоит в том, чтобы обеспечить полноценный процесс обучения, использовать можно и нужно всё: и онлайн-курсы, и соцсети, и мессенджеры, и стриминговые платформы.

Параллельно мы проводим работу, чтобы понять, какие онлайн-курсы нужны, какие мощности у системы образования для их наработки, чтобы перейти в более размеренный режим.

Цифровая инфраструктура везде разная. Когда мы поймем состояние инфраструктуры и выясним узкие места – мы окажем всю помощь и поддержку, в том числе финансовую.

6.  Каналы коммуникации Министерство – вузы и общественность.

Первый – публичные заседания рабочей группы и, возможно, Оперативного штаба. Будем использовать площадки разных вузов. Я лично буду приезжать, сегодня собираем вопросы, ответы даем потом.

Второй – сайт Минобрнауки, на котором будет размещаться информация. В том числе, в ближайшие время – Рекомендации.

Третий – Яндекс.Чаты и возможность задавать вопросы через сервис Яндекс.Q.

Четвертый – «плечо подставила» Ассоциация «Глобальные университеты» (5-100), они уже сейчас консультируют коллег. У них есть хороший опыт самоорганизации, взаимопомощи, внедрения онлайн-курсов и работы в ситуации неопределенности.

Если потребуется – входите с предложениями, мы будем обязательно приглашать СМИ, редакции Телеграм-каналов, чтобы все было максимально широко и открыто. Главное – не переходить в истерические состояния.

7.  Мы понимаем, что в этой новой ситуации возникает большое количество рисков – налоговых, финансовых, надзорных (в т.ч., госзадание, аккредитация и т.п.). В Оперативный штаб включен представитель Счетной палаты, скоро добавится представитель ФНС. По аккредитации – пока решений о сдвиге или отмене нет. Надо действовать в рамках правового поля. Руководство Рособрнадзора прекрасно понимает, в какой ситуации все находятся.
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус: правила и направления действия

Прямая речь министра науки и высшего образования Валерия Фалькова:

Академическая мобильность должна быть сведена к минимуму.

Все массовые мероприятия должны быть отменены или сведены к минимуму. Можно использовать опыт Москвы – все численность свыше 50 человек.

Нужно серьезно отнестись к профилактическим мерам: санитарная обработка в общежитиях, развертывание станций контроля температуры, если коллеги приезжают из-за рубежа – особенно тех, где сложная эпидемиологическая ситуация – непростительно, если они выходят на работу. Где есть такая возможность – нужно делать максимум.

Молодежь зачастую бессимптомно переносит вирус, при этом являться распространителем вируса. Один студент или школьник может заразить до 1500 человек. Необходим контроль и принятие своевременных мер.

Минобрнауки пока не переходит на полностью дистанционный формат.

Ситуацию нужно решать, исходя из текущей обстановки в организации.

На каникулы и в отпуска всех студентов и сотрудников отправлять не нужно.

Наша задача – обеспечить реализацию образовательных программ в новых условиях с использованием современных информационных технологий, опираясь друг на другу. В тех случаях, где есть сложности – мы (Минобрнауки, Ассоциация «Глобальные университеты», конкретные вузы) готовы оказывать любую поддержку.

В ближайшее время будут обнародованы Рекомендации по переводу образовательного процесса в онлайн-пространство.
источник
Научно-образовательная политика
МИСиС, прямо сейчас. Ректоры - перед вами 2 сценария организации   учебного процесса и министр Валерий Фальков только что утвердил их. Принимайте в работу!
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Фабрика процессов – оффлайн и онлайн

11 марта на базе Мордовского государственного университета им Н.П. Огарева открылась «Фабрика процессов» Республики Мордовия – учебная площадка, которая позволит на практике осваивать принципы и инструменты бережливого производства.

Это учебно-методическая площадка с имитацией производственных и офисных процессов. С одной стороны, она помогает понять, в чем суть «бережливого производства» и что нужно делать на рабочем месте, с другой стороны, показывает, как действия сотрудников предприятия влияют на экономику всей компании.

В церемонии открытия приняли участие Заместитель Председателя Правительства – Министр промышленности, науки и новых технологий РМ Александр Седов, ректор МГУ им. Н.П. Огарева Сергей Вдовин, директор Торгово-промышленной палаты Республики Мордовия Юрий Левашкин, Заместитель министра социальной защиты, труда и занятости населения РМ Алексей Сальников, директор Фонда развития промышленности РМ Алексей Кудашкин и руководитель Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Алексей Сафонкин.

Как отметил Александр Седов, «Фабрика процессов» создана в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», одной из главных задач которого является рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики. Обучение будут проходить сотрудники действующих предприятий, участвующих в реализации нацпроекта. Однако этим работа площадки не ограничится:

«Создание подобного центра в стенах Мордовского университета не случайно. Во-первых, здесь созданы комфортные условия для ведения образовательной деятельности. Во-вторых, мы рассчитываем привлечь преподавателей вуза к совместной работе и дальше развивать образовательные программы. Третья важнейшая задача – вовлечь студентов в эту деятельность, чтобы они получили представление о методах и способах повышения организации и производительности труда на том же материале, на котором учатся сотрудники действующих производств. Выйдя из стен университета, они придут на предприятия и в организации республики с базовыми знаниями и практическими навыками реализации мероприятий, связанных с бережливым производством».

«Сегодня в стране формируется инновационная система, связанная с повышением производительности труда. Наш регион активно включился в эту работу. Мы понимаем, что национальные проекты открывают новые возможности как для предприятий и организаций, так и для учебных заведений,
- подчеркнул ректор МГУ им. Н.П. Огарева Сергей Вдовин. – В нашем вузе мы сможем интегрировать практические навыки, получаемые в рамках обучения на «Фабрике», в образовательный процесс. По многим направлениям подготовки мы уже готовы включить в учебные программы модуль, связанный с организацией бережливого производства».

Происходящий перевод образования в дистанционный режим дает Мордовскому государственному университету шанс оперативной цифровизации созданной «Фабрики процессов», что может послужить модельным решениям для реализации масштабных инициатив не только в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости», но и в федпроекте «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование».

В целом же работа Мордовского государственного университета по вектору ДПО (впрочем, как и по многим иных) заслуживает самой высокой оценки среди экспертов, аналитиков и администраторов научно-образовательной сферы. «Фабрика процессов» - это эффективный и действенный механизм не только внедрения технологий бережливого производства, но также оптимизации процессов и усиления навыков командной работы.

Подробнее: https://www.mrsu.ru/ru/news/index.php?ELEMENT_ID=74756
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️Видео-запись заседания рабочей группы под руководством министра науки и высшего образования Валерия Фалькова по организации образовательного процесса в вузах.

https://youtu.be/omCqCPfYj5E
источник
Научно-образовательная политика
Участники конкурса «Лидеры России 2020» по специализации «Наука», которые прошли в полуфинал, смогут найти применение своим силам, так как в этой сфере высока востребованность управленцев нового типа. Об этом заявил в понедельник в ходе церемонии открытия полуфинала конкурса помощник президента РФ Андрей Фурсенко:

«Хочу сказать, что все вы находитесь у нас на учете. Вы высказали готовность заняться управлением в области образования и науки, очень непростой и востребованной вещью. Уже одно это для нас, для людей, которые этим уже занимаются, очень важно. Я думаю, что каждый из вас в той или иной степени точно будет востребован».

Он отметил, что среди участников полуфинала – все квалифицированные люди, у которых есть идеи, как можно было бы изменить работу в сфере образования и науки, что можно привнести нового. Андрей Фурсенко рассчитывает, что они найдут применение в такой важной для развития страны области.

Подробнее: https://tass.ru/obschestvo/7988137
источник
Научно-образовательная политика
Ведущий политический канал Телеграма НЕЗЫГАРЬ (@russica2) шутя перескочил отметку в 300К подписчиков.

Поздравляем с этим событием не только команду канала и всех его читателей, но и коллег - тех кто соглашается или спорит с Незыгарем, уважает или ненавидит его.

Мы не всегда согласны с коллегами, иногда спорим – но тем ценнее свободная дискуссия, в которую не боится вступать Незыгарь.

Без Нзг телега была бы совсем другой, и вы все это знаете.

В наших Альпах много красивых вершин, но каждый видит и знает Монблан.
источник
Научно-образовательная политика
@kruzhok_info специально для @scienpolicy

⚡️Мы собрали данные о том, как будут работать школы 17 марта ⚡️
@kruzhok_info специально для @scienpolicy

⚡️Мы собрали данные о том, как будут работать школы 17 марта ⚡️

1. Школы закрыты на карантин или перешли на дистанционное обучение: Кемеровская область, Липецкая область, Псковская область, Рязанская область, Республика Ингушетия, Республика Коми, Воронежская область, Кировская область, Курганская область, Самарская область, Свердловская область, Тульская область, Ульяновская область, Севастополь, Чукотский автономный округ.

2. Школы продлили каникулы или установили досрочные: Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Камчатский край, Краснодарский край, Астраханская область, Курская область, Магаданская область, Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ

3. Введено свободное посещение занятий: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область, Новгородская область, Новосибирская область, Республика Алтай, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Ярославская область

4. Школы на расслабоне по поводу вируса, занятия продолжаются, как обычно: все остальные - еще 50 регионов.
источник
2020 March 17
Научно-образовательная политика
Арктика: научно-образовательные векторы СВФУ

В Якутске успешно завершила свою работу Арктическая зимняя школа, которая проходила на базе Северо-Восточного федерального университета с 25 февраля по 7 марта 2020, со-организатором которой выступил Северный Форум.

В этом году Якутск посетили участники из таких стран как Норвегия, Финляндия и Польша, представившие Университет Тампере, Университет им. Адама Мицкевича в Познани, Университет Осло, а также Норвежский университет естественных и технических наук.

За время программы участники прослушали курс лекций по следующим модулям:

– Изучение вечной мерзлоты
– Климат и природные экосистемы Арктики
– Региональное развитие Арктики
– Этнография и культура коренных народов

Лекции читали ученые и ведущие специалисты СВФУ, Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, Института мерзлотоведения СО РАН, Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Арктического государственного университета культуры и искусств, Якутской государственной сельскохозяйственной академии, а также сотрудники государственных структур, таких как Министерство внешних связей Республики Саха (Якутия), Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), Министерство экологии Республики Саха (Якутия).

Программа школы не ограничилась лекционными занятиями, но также предусмотрела множество учебных полевых выездов в стратегические точки развития региона а также в популярные туристические направления, в т.ч. Жатайская судоверфь, ж/д станция Нижний Бестях, природный парк Ленские столбы, а также посещение Института мерзлотоведения, Секретариата международной организации «Северный Форум», IT-парка «Якутия» и др.

В завершении программы участники поделились своими впечатлениями и приобретенным опытом, а также рассказали о собственных исследованиях в рамках итогового форума школы «Инновации и окружающая среда в Арктике».

Организаторы получили великолепные отзывы об участии от студентов. Со слов участников участие в школе стало одним из наиболее запоминающихся событий. Многие студенты отметили в своих отзывах что им больше всего понравились учебные полевые выезды, особенно посещение Природного парка «Ленские столбы», который входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также, конечно, общение с местными жителями, возможность обрести полезные контакты. Самые положительные замечания и высокие оценки получили лекции по ООПТ и сохранению биоразнообразия, актуальным проблемам социально-экономического развития АЗРФ, транспортной инфраструктуре Якутии и Северному морскому пути.

Северо-Восточный федеральный университет активно развивает разнообразные формы образовательной деятельности. Это служит отличной возможностью интегрировать усилия самого вуза и его партнёров, а также выступает в качестве фундамента для реализации программы развития научно-образовательного центра «Север», созданного на базовой площадке СВФУ четырьмя регионами: Якутия, Магаданская область, Камчатский край, Чукотский автономный округ.

НОЦ «Север» благодаря уникальному набору участников – регионов, университетов, научных институтов, индустриальных партнеров – обладает компетенциями мирового уровня по комплексным проблемам развития Арктики – в особенности ее восточной части. Это делает заявку Якутии на получение нацпроектного статуса для центра (в том числе – НОЦ в Арктической зоне РФ) одной из наиболее сильных среди конкурентов.

Подробнее: https://www.northernforum.org/ru/news-ru/783-arkticheskaya-zimnyaya-shkola-svfu-2020-zavershilas-v-yakutske
источник
Научно-образовательная политика
🎥 Прямой эфир Учёного совета ДВФУ

😷 Научный доклад доктора биологических наук Михаила Щелканова «Новый коронавирус SARS-CoV-2: факты и фейки».


https://youtu.be/i_U0_pVY7wU
источник
Научно-образовательная политика
Лидеры науки и финансов

Сегодня, 17 марта 2020 года, в 21:00 в Москве в Доме культуры национального исследовательского технологического университета «МИСиС» будут объявлены победители специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020».

Итоги специализации «Наука» подведут: помощник Президента РФ, наставник конкурса «Лидеры России» Андрей Фурсенко; министр науки и высшего образования РФ, наставник специализации «Наука» конкурса «Лидеры России» Валерий Фальков; ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», наставник специализации «Наука» конкурса «Лидеры России» Алевтина Черникова и руководитель конкурса «Лидеры России», генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

Начало в 21.00. Москва, Дом культуры национального исследовательского технологического университета МИСиС, Ленинский просп., 4.
источник