
В этих трёх мыслях я окончательно утвердился, когда провёл вечер с бутылочкой вина и фильмом "Point break".
"Что-то про копов и сёрферов", - как-то так для себя я обозначил этот фильм до просмотра. Но, чёрт возьми, насколько он оказался глубже! Простое кино про агента ФБР, внедрившегося в банду сёрферов-грабителей, превратилось для меня в кшатрийскую балладу об истинной красоте и свободе духа.
Два героя. 1) Герой Патрика Суэйзи Боди (в оригинале Bodhi, отсылка к Бодхисаттве) - сёрфер, растворяющийся в водной стихии, гуру и харизматичный предводитель банды грабителей; 2) Молодой агент ФБР (Киану Ривз), втирающийся в доверие к первому.
Одна стихия. Один герой одержим ей изначально, а второго она захватывает по мере развития фильма, постепенно вытаскивая его из системы, которой он служит. Это кино, как и многие другие фильмы из девяностых, обладает почти экстатическим эффектом, что не удивительно:
Всю вторую половину 20 века изувеченное устаревшими догмами и величием техники американское общество искало истину и её проповедников, чтобы и их переварила бездна потребления и зрелища.
Сперва эта истина скатилась к ним камнем (рок-н-ролл), её проповедником стал самопровозглашённый король ящериц, вместо крови и вина была лизергиновая кислота, а вместо литургии были концерты. Как сказал Баба Рам Дасс: «ЛСД - это Христос, пришедший в Америку в Кали-Югу."
Затем Америка в геометрической прогрессии рождала деструктивные секты, религиозные банды, пророков-убийц и просто безумных анархистов: "Семья" Чарли Мэнсона, Джонстаун, "Ветвь Давида" Дэвида Кореша, теракт в Оклахома-Сити, Нация Ислама, перестрелка в Северном Голливуде и т.д.
Но и кинематограф не избежал культивирования героев и пророков. В обществе зрелища просто не могло этого не произойти. Так, например, харизматичные герои фильма "Прирождённые убийцы" вдохновляли зрителей на убийства. Позитивного однако был больше. Лично я, например, обожаю американское кино из девяностых и начала нулевых за возрождение романтизма, культ свободы, личной войны, анархии, юродства и нищеты духом: за Короля-рыбака, Фореста Гампа, Джона Коффи, Лебовски, за копов-бунтарей в лице Макклейна и Риггса, за "Схватку" Майкла Манна, "Мертвеца" Джима Джармуша, Тайлера Дёрдена, Энди Дюфрейна, Ворона, пришельца с планеты Ка Пэкс, и кучу других великих киноперсонажей.
Касаемо же "Point break", не гуглив, уверен заранее, что целое поколение молодых американцев после его просмотра мечтало стать таким же, как и Боди. А сам фильм стал кино-версией песни "Smells like teen spirit".
Жаль лишь, что дух свободы и авантюризма носился над американским обществом для того, чтобы однажды смыться тотальным комфортом и безопасностью.
https://www.youtube.com/watch?v=LniUPlffoB0