
Родился Василий Сергеевич Ощепков на Сахалине в конце 1892 года у каторжанки. В 11 лет стал сиротой. После этого оказался на попечении РПЦ в Японии. В Токийской семинарии, где он учился, преподавали, в числе прочего, и дзюдо. В нём Вася демонстрировал особые успехи, благодаря чему в итоге стал студентом института Кодокан, главного учебного заведения в мире дзюдо. Там он в 1913 году получил первый дан, а в 1917 году - второй.
В 1913 году он вернулся в Россию. Прожив не один год в Японии, Ощепков свободно владел японским языком, а японистов тогда как раз остро не хватало. Вернувшись на Родину, он устроился переводчиком в отдел контрразведки сперва в Харбине, а затем во Владивостоке. В последнем в то время была очень значительная японская диаспора, и шпиону затеряться в ней было проще простого. Примерно в это же время он открыл первую в стране школу дзюдо и даже провёл первые в мире международные соревнования между русскими и японскими борцами.
Но Василий Сергеевич был не только переводчиком и тренером. В 1919 году он работал у колчаковцев и японцев, а параллельно добровольно вышел на красное подполье и сливал информацию большевикам. Параллельно с этим он купил кинопроектор, чтобы зарабатывать деньги. Бывший ученик семинарии, предприниматель был красным шпионом. Забавно.
В 1920 году японцы оккупировали и северную часть Сахалина (южную они оттяпали на 15 лет раньше). Ощепков со своим проектором едет в Токио, где работает кинопрокатчиком. Отличное знание японского и наличие проектора очень помогли разведчику, так как, по закону, прокатчики обязаны были устраивать льготные киносеансы для военных. Это упрощало установление контактов, он был знаком со многими японскими шишками. Его донесения были всегда полны и, самое главное, действительно полезны.
В 1926 году ему, из-за конфликта с начальством, всё же приходится вернуться в Россию. Там его обвиняют в растрате, и чтобы возместить деньги, потраченные на агентов, но не подкреплённые расписками, ему приходится продать почти всё имущество, в т. ч. и проектор. Тем не менее, ценного специалиста терять никто не собирался, и его устроили в Новосибирск. С того момента и до самой смерти он занимался популяризацией дзюдо и развитием самбо. После доклада в 1927 году о дзюдо в СибВО немедленно организовали курсы приёмов самозащиты. В 1929 году, ввиду успехов Ощепкова, его вызвали в Москву, где он стал преподавать в Институте физкультуры. После одного из показательных выступлений, имевшего ошеломительный успех, стал обучать и милиционеров. В середине 30-х самбо и дзюдо было повсюду, а приемы самбо были даже в нормативах ГТО-II.
Но вскоре наступил 1937 год. Из всех советских структур сильнее всего пострадала разведка, и Ощепков в тех обстоятельствах не мог не оказаться на карандаше у красных палачей. В начале октября его арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму. К тому моменту у Василия Сергеевича давно было плохо с сердцем. 10 октября он умер от сердечного приступа.
В отличие от многих вещей, связанных с репрессированными, от самбо советские начальники отказываться не стали, слишком уж необходимо оно было для страны. Гонения начались только на дзюдо (Япония тогда была потенциальным врагом номер два), но многим самбистам оказалось достаточно лишь отречься от опасного японского единоборства. Любой, кто занимался этими видами борьбы, скажет вам, что разница между ними невелика. Таким образом, отец русского дзюдо не смог спастись сам, зато смог сохранить своё детище, сделав его изучение повсеместным ещё при жизни.
#разведчики #япония







