
Веду к старому тезису: большевики (и нынешние "либералы") по странной прихоти судьбы кровно ненавидят русских.
На днях по-людски, медленно и степено, дочитал последний роман Акунина о Фандорине (господи, хоть бы действительно последний).
Говорить о нём именно как о художественной книге скучно и неинтересно — это откровенно слабое произведение. Если говорить о детективной части сюжета, то она там спорадическая, разбитая на пару-тройку мелких частей. Главная интрига — а кто же всё-таки красный шпион при генерале Май-Маевском (в романе, ради художественности, в фамилии генерала заменена целая одна буква!) — совершеннейшим образом предсказуема, если вы хоть раз в жизни видели старый советский сериал "Адъютант его превосходительства" с молодым Юрием Соломиным. Как исторический роман "Не прощаюсь" вышел тоже весьма слабым, но уже не по причине злоупотребления отсылками и аллюзиями.
Акунин (который и неудавшийся Д'Аннунцио либерального протеста и внук сотрудников НКВД) ставил перед собой цель показать "правды" всех сражающихся сторон в Гражданскую войну: чёрную (анархисты), зелёную (анархисты, которе не анархисты, а какие-то сельские учителя с комплексом фюрера), красную (её олицетворяет один из персонажей другого акунинского цикла и важный персонаж "Шпионского романа"), белую (она тонким слоем размазана по генералу Май-Маевскому и Деникину) и (ВНЕЗАПНЫЙ РУССКИЙ ФАШИЗМ) коричневую (её олицетворяет бывший царский офицер и будущий красный командир, гибрид Тухачевского и Слащёва, своими взглядами предвосхищающий классический, в понимании советского интеллигента Акунина-Чхартишвили, фашизм-нацизм).
И вот тут-то и вышла самая пикантная ситуация. При описании всех этих "правд" Акунин наиболее убедительно и полно смог описать правду красных и зелёных — русский народ, народ лентяев и рабов, который надо воспитывать и воспитывать, переделывать и переделывать и только сильной рукой, только загнав в стадо. Возможно, потому что один из условно-положительных героев повести сотрудник ЧК, Акунину с какой-то особой симпатией удаётся описать большевиков. Мол, есть, конечно, дуболомы и уроды в ВЧК, но вот в Реввоенсовете сидят истинные профессионалы и борцы за идею. Зелёные, которые суть эсэры, изображены крайне смешно и глупо — эдакие народники-переростки, учителя, решившие учить страну, попутно не имея ничего против её распада. Мы, мол, хлебом весь мир закормим, а индустриальный Север России (это вот где Акунин такое чудо в начале ХХ века нашёл?) пущай сам по себе развивается.
А вот белые и чёрные показаны просто как набор глуповатых, позднеперестроечных и советски-киношных штампов. Благородные романтики, последние рыцари и т.п. Правда, среди белых есть кровавые маньяки из казачества (откуда ж ещё) и профессионального офицерства, готовые не только пытать всех и каждого, но и проговаривающие вслух идеи откровенно фашистского толка: загнать всех недовольных по концлагерям и т.п.
Примерный мальчик, с гуманитарным образованием, выросший под песни и фильмы о комиссарах в пыльных шлемах, решил написать книгу о Гражданской войне в России, со всем набором штампов и представлений о той эпохе, позаимствованными из своего детства-юности.
А мы-то, дураки, ретродетектив ждали, ага.
Про всякие глупости, вроде уклоняющегося от пуль пенсионера-Фандорина или откровенно дубовые и предсказуемые сюжетные повороты и поступки персонажей писать не собираюсь. Там этого добра на три вагона критики хватит.





