
Первый подход привёл к поддержке Лукашенко и белорусского антимайдана со стороны РФ.
Он не имеет дело с лояльностью РБ как субъекта или с воздействием на РБ как объект в рамках геополитики. Единственным измерением этого подхода является стабильность власти, так как ситуация в РБ примеривается на ситуацию в РФ.
Проблема этого подхода в том, что РБ не является субъектом РФ, а является суверенным и всё более враждебным государством, которое за счёт РФ стремительно перестаёт быть Россией и дрейфует в сторону иных наций и иных цивилизаций. Соответственно, поддерживая враждебный режим Лукашенко под лозунгами внутренней стабильности, АП (i) способствует геополитической и цивилизационной сепарации РБ от России и (ii) проводит неверные аналогии, т.к. РБ благодаря антирусским националистам всё более становится игровой площадкой различных сил Запада, Китая и Аравии, и ситуацию внутри неё всё меньше можно примерить на внутрироссийскую.
Второй подход неточен и игнорирует производные — поведение, внутренние параметры и изменения в РБ.
Для подхода военных важен статус-кво: зафиксированное положение РБ как военно-политического союзника, наличие каких-то каналов связи между военными, формальное взаимодействие по линии МВД и спецслужб, учения и т.п.
Хотя и тут вполне себе видно, что РБ дрейфует в сторону военного альянса с НАТО, а учения с РФ проходят всё больше порознь, то есть военные и разведка РФ явно халтурят. Так или иначе, у них нет ни институтов, которые могли бы понимать причины охлаждения и дрейфа РБ на Запад, ни инструментов для изменения поведения РБ.
А вот промежуточного подхода до последнего времени не было, да и сейчас не факт, что есть.
Это и не натягивание на глобус внутренней политики (каковой РБ не является, несмотря на существование за счёт бюджета РФ), и не формальные рамки рамки военного-политического союза, который опирается на ослабевающие «пророссийские» элиты в РБ.
Это институциональное отслеживание внутренней политики и повестки в РБ, её внешней политики и связей, а также их модерирование под возвращение в Россию.
Это чёткие знания обо всём, чем дышат белорусские элиты, о видении и идеологии, которые они продвигают внутри республики.
Это подконтрольный президент, министры и силовики.
Это наличие в РБ путинских экспертов и исключение работы в РФ враждебных батькиных экспертов.
Это обладание всеми ведомствами РФ объективной картины происходящего в РБ, без всякого креатива «белорусизации нет», «нужно спасти Лукашенко от поляков и американцев», «союз работает, не раскачивайте лодку», «у белорусов своя культура» и т.д.
Это когда Москва решает, каким западным структурам, НГО и медиа можно работать в РБ и какую повестку можно продвигать через популярные медиа.
Это зачистка в РФ любых сторонников враждебных России сил в РБ.
Это контроль каждой копейки, поступающей в РБ, где любая скидка, дотация, кредит или преференция приносит конкретный результат по возвращению Беларуси в Россию.
Это контроль субъекта, живущего за бюджетные деньги РФ, контроль расхода средств, контроль лояльности, контроль цивилизационного выбора.
И этого измерения просто нет, оно отдано либо европейским агентам влияния, либо новиопам и старцам, либо интересантам белорусского ландромата.
РФ продолжает путь СССР и является империей наоборот, где пигмеи приходят в немытых лаптях в метрополию и буквально требуют и хамят всем по кругу, а перед ними оправдываются — последнее ток-шоу Соловьёва с белорусским нациком Шпаковским тому иллюстрация.
Если бы этот подход существовал, то как только начались белорусизация, продвижение бело-красно-белых орнаментов, латинки, костёлов, создание западного института, контакты элит РБ с ЕС и США — последствия этого были бы мгновенно просчитаны, и это было бы закончено Россией в считанные месяцы, вместе с властью Лукашенко.
И это должно было произойти в 2010 году.