Посмотрел дебаты Сёмина с Ватоадмином (Тополевым) у Светова.
В целом менее феерично, чем Просвирнин vs. Рудой, но более-менее содержательно.
Сёмина считают харизматичным но вообще он просто наглухо упоротый горлопан (ну или работает таковым), это даёт порой некую фору, но честно говоря уровень аргументации совершенно убийственен. Что, компенсируется упоротостью и самоуверенностью.
Ватоадмин казался более подготовленным по фактам, но не дожимал оппонента сам подставлялся и в целом выглядел более бледно. И у него, помимо прочего были большие проблемы в методологи, но это спасибо ВШЭ в общем. Хотя, признаю, с его взглядами знаком постольку поскольку.
Так что несколько замечаний к матчасти, которые не столько камень в Ватоадминский огород, сколько вообще.
Главным образом, надо понимать, что никакого капитализма не существует. Есть священное, данное Богом, право собственности, есть право людей на свободный обмен товарами. Есть нормальная жизнь, да она несовершенна, но по сравнению с чем? С химерами, которые в реализации превращают жизнь в АД?
Поэтому утопистам пришлось выдумать какое-то слово, чтобы отличать нормальную экономическую жизнь от химер и они выбрали жаргонное, по сути ругательное слово из лексикона биржевых спекулянтов. При этом система экономических отношений в эпоху раннего модерна, развитого модерна XX в., и нашего постмодернового общества сильно отличается и называть всё это одним словом "капитализмом" только потому, что это не социализм - бред.
Большим бредом можно считать что Марксизм - т.е. протухшая маргинальная политэкономическая теория из середины позапрошлого века может что-то предсказывать. Марксизм всегда спасала фанатическая сектантская убеждённость его сторонников, которые делали вид, что всех провалов во всех случаях практического применения не было, не замечали, что тотально ненаучный характер "теории" противоречит философии науки в любых интерпретациях (марксизм ни верифицируем ни фальсифицируем). И многие положения на которых основывались рассуждения Маркса-Энгельса опровергнуты современной наукой (ну, например, никогда не существовало первобытно-общинного коммунизма в том виде в котором его описывали).
Поэтому на полном серьёзе спорить с марксистами бессмысленно. Сёмин это лишний раз продемонстрировал.
Что до социализма в качестве ужасного будущего, тут какое дело. Если брать начало XX века, то тогда мечтания о светлом будущем и братстве трудящихся могли выглядеть привлекательно. А в начале XXI уже все эти мечтания для самих сторонников социализма выглядят малоубедительно, а вот ненависть к окружающей реальности самая настоящая. Нет, ну реально, все кроме каких-то совсем сказочных мудаков, понимают, что жизнь в совке была нищая, но зато начальники вроде тоже не жировали (хотя жировали конечно). Все понимают, что репрессии 1917-1953 были, что пострадали во множестве невинные люди, но по тем ли иным соображениям предпочитают оправдывать или отмалчиваться, потому что начальство тоже сажали и расстреливали.
Поэтому социализм для большинства его современных сторонников в РФ это не билет в светлое будущее, а атомная бомба, вроде той, которую дворник Спиридон ждал на голову свою и мучителей ибо "терпежу нету".
Так что надо понимать, что весь этот советский некропатриотизм со вздохами о докторской колбасе по 2.20, и обостренное чувство социальной справедливости помноженное на полностью выхолощенное национальное чувство, генерируют настолько дикую ненависть ко всему окружающему, что когда носителей этого идеологического штамма станет достаточно много они станут просто опасны. Другое дело, что никто не работает на это успешнее, чем чиновники у которых "государство не просило вас рожать" вместе с системой выхолаживания русского национального начала из политической и культурной жизни.
https://youtu.be/b4Cq4T81kl4