Одно из самых громких дел против Apple последних лет – дело о замедлении старых iPhone. Иск в США был урегулирован на общую сумму в 500 миллионов долларов – средства из фонда выплат пойдут на компенсации пострадавшим от действий Apple в размере 25 долларов на одного человека. Уже сегодня каждый пострадавший может получить такую компенсацию, заполнив форму на
специализированном сайте. Однако если пострадавшие считают такую сумму недостаточной, они могут от нее отказаться и принять участие в дальнейших судебных разбирательствах в индивидуальном порядке.
Безусловно, подача исков отдельными лицами – сложный и дорогостоящий процесс, требующий доказывания фактически понесенного ущерба. Мы рассказывали ранее, что дело о батарейках вышло за пределы американской юрисдикции – европейская ассоциация потребителей Euroconsumers в лице своих локальных агентств подала в суд на Apple в Бельгии, Испании, Италии и Португалии.
Ранее Главное управление по вопросам конкуренции, потребления и борьбе с мошенничеством (DGCCRF) во Франции оштрафовало Apple на 25 млн евро за то, что компания не предупредила пользователей о замедлении работы устаревших моделей айфонов после обновлений операционной системы. А в Израиле на том же основании против Apple был подан коллективный иск на $ 125 миллионов.
Что касается российской практики, первые иски по замедлению айфонов к Apple Rus были поданы еще в 2018 году, однако оставлены без движения. Причина таких решений заключается в неточных формулировках исковых требований. И несмотря на ожидания, сегодня подается незначительное количество исков, а принимается судами – еще меньше. Причина очевидна – условия, когда иски масштабируются, а суды в российской юрисдикции их не принимают с 2018 года, требуют анализа причины такого положения дел. С нашей точки зрения, очевиден запрос на повышение качества подготовки материалов, доказывающих вину Apple в отношении российских пользователей, а также на формирование высококвалифицированных международных юридических команд, и самое главное, на объединение пострадавших пользователей.
Институт коллективных исков в России находится в стадии зарождения. Мы считаем, что в таких условиях реализация вышеописанных задач могла бы лечь на плечи профессиональных юридических организаций, лидеров, имеющих успешный опыт в создании международных проектов. Помимо прочего, организации по защите прав потребителей, ориентируясь на практику своих европейских коллег, могли бы сыграть свою роль в данном вопросе.
Если иск Ohanian et al. v. Apple Inc. et al., обращает внимание на нарушения в сфере обманных действий путем введения в заблуждение, проявившихся в утечке персональной чувствительной информации целого класса истцов, то в других ситуациях это приводит к иным последствиям, подобным тем, которые сейчас масштабируются в различных юрисдикциях в так называемых «делах о батарейках». Самое интересное, что подобные «промахи» Apple продолжает периодически допускать. По всей видимости, в компании еще не сформировано внутреннее убеждение признания своих ошибок и учета мнений думающих пользователей.
Отсюда можно сделать вывод, что привлечение мегакорпораций к ответственности с признанием вины является самым действенным способом устранения порочных практик.
Об этом и многом другом поговорим завтра 20.02.2021 в 13.00 в
Clubhouse.