«Обесценивание» в переговорахНаверняка Вы сталкивались с подобной ситуацией: отучились, получили 5 высших образований, практически все Вы знаете и понимаете. Красивый и наглаженный идёте на собеседование, чтобы устроиться на работу, а сотрудник отдела кадров говорит Вам:
-Все Ваше образование, дипломы и все остальное никому не нужны. Какое образование? В Российских вузах? Да Вы сами ему верите? Вот если бы Вы принесли мне диплом об окончании, к примеру, Гарварда, вот тогда другое дело, а так - не впечатляет.
Или вот это:
-Вот поживёшь с мое, тогда и будем разговаривать.
Как будто срок, проведённый в этом бренном мире, как-то очень уж существенно влияет на наличие серого вещества в черепной коробке. Недаром Турецкая пословица гласит: «Ум не в возрасте, а в голове».
Вы пребываете в неистовстовой ярости: Что? Не нравятся тебе российские вузы? Да ты двух слов связать не можешь, ковыряешься в носу ещё при этом и ничего не делаешь! Сидишь здесь, потому что у тебя папа хорошо общается с начальником этого отдела!
Или:
Да какой возраст! Причём здесь это!
Поубавьте немного свои эмоции, сейчас во всем разберёмся.
Дело в том, что оппонент применяет в отношении Вас психологический приём «Обесценивание». Как это работает? Переговорщик-оппонент вводит свою шкалу ценности
(предъявляет свою картину мира) и роняет Вас ниже ее. И тут хоть ты вдребезги разбейся! В его картине мира и шкале ценности Вы - никто. Поверьте: уронить можно любого человека независимо от статуса, должностного и имущественного положения. Президент все делает на благо государства? И высокие технологии развиваются, и объемы добычи природных ресурсов растут? Все же хорошо? Конечно нет! В любом случае найдётся тот, кто скажет: и что? А вот люди живут у него бедно, а вот система здравоохранения не работает, а вот аварий на дороге много и так далее, то есть, уронит заслуги президента ниже своей шкалы ценностей.
Приём «Обесценивание» в отношении Вас могут применять:•Пожёстче (ваша продукция - полная ерунда);
•Помягче (сомневаюсь , что это принесёт пользу).
Что мы делаем обычно? •Защищаемся, оправдываемся (нет, послушайте, наш товар вот такой-то и такой -то, образование такое -то и такое-то);
•Нападаем (чего? Нет, это все-таки товар такооого качества и т.д.);
•Бездействуем (просто молчим, хлопаем глазами и пожимаем плечами).
Что необходимо делать?
Выдержите паузу (сбейте своё эмоциональное напряжение), а затем
проясните свою картину мира (я здесь для того, чтобы договориться о приеме на работу или о том, чтобы поспорить?).
Оппонент, применяя этот приём, пытается либо втянуть Вас в спор, либо заставить оправдываться, либо молчать. Как только начинаете спорить, оправдываться или молчать - Вы в его руках.
Спорить и оправдываться нельзя! И соглашаться тоже. Необходимо гнуть свою линию поведения. Главное, помните, для чего Вы здесь и что конкретно Вы хотите? Нужно ли Вам сейчас что-то кому-то доказывать или лучше сконцентрироваться на достижении своей истинной цели? И имейте свою твёрдую аргументированную позицию, так оппоненту тяжелее будет Вас сломать.