Size: a a a

Жалкие низкочастотники

2020 June 11
Жалкие низкочастотники
Товарищ Topi Tjukanov обучил StyleGAN2 на старинных картах, написал об этом подробный пост, а также выложил обученную модель, которую назвал Mapdreamer.
источник
2020 June 15
Жалкие низкочастотники
Как я уже упоминал в прошлом году, у нас с Гришей Сапуновым на двоих есть более серьезный канал @gonzo_ML, где мы время от времени разбираем интересные нам научные статьи по машинному обучению и нейросетям (у канальчика также есть официальный чат для обсуждений). Канал изначально задумывался как русскоязычный, но вот, спустя 1.5 года после запуска мы с Гришей решили попробовать сделать его англоязычное зеркало в твиттере: https://twitter.com/gonzo_ml. Так что, если кому-то удобнее читать или делиться там, добро пожаловать.

Те же, кому не интересно читать про научные статьи, могут попробовать посмотреть свежую постановку "Вишнёвого сада" в Майнкрафте, но предупреждаю, это зрелище не для слабых духом.
источник
2020 June 16
Жалкие низкочастотники
Обнаружил красивые визуализации потоков перелётных птиц в Северной и Южной Америках, на сайте National Geographic их много разных.

А также: постер с самыми сложными развязками Великобритании и твиттер-тред про магнитные дискеты в аниме.
источник
2020 June 17
Жалкие низкочастотники
Тема гербов не отпускает — раньше я генерировал нейросетью их текстовые описания, а теперь мы замутили коллаборацию с каналом @NeuralShit, и вот вам телеграм-бот, по команде /gerb генерирующий гербы с помощью StyleGAN2: @this_coatofarms_doesnotexist_bot.

Пока генерация никак не использует тексты, но, может, ещё дойдут руки поэкспериментировать.
источник
2020 June 20
Жалкие низкочастотники
Я запускал демку с лентой Мёбиуса на фотоаппарате-мыльнице, играл Чижика-пыжика на дисководах и принтерах, делал бегущую строчку по фавиконкам вкладок браузера, рисовал на часах и сделал шкатулку с нейромузыкой. Я видел Doom на e-paper читалках, Quake на осциллографе и мультики на экране, сделанном из 640 бутылок.

Но демку на индикаторах загрузки 64 процессорных ядер я вижу впервые. Источник
источник
2020 July 04
Жалкие низкочастотники
Свежий наброс от Starkey Comics про генетику алфавитов. Как минимум некоторые места вызывают вопросы, но, в целом, карта интересная.
источник
2020 July 06
Жалкие низкочастотники
Давно тут не было по-настоящему нёрдовых шуток, так что сейчас вот вам сразу несколько.

Переход с раскладки qwerty на dvorak порождает циклическую группу порядка 210 (тогда как порядок группы, порождённой colemak, 42). Слева наверху dvorak^2, а внизу dvorak^-1. Источник -- вот этот прекрасный твиттер-тред.
Справа -- таблица истинности для оператора == в js. Источник. А вот тут можно посмотреть, что получится, если проитерировать её по правилам Conway's Game of Life.
Ну, и до кучи, шрифт Scunthorpe Sans, автоматически замарывающий ругательные английские слова с помощью лигатур.
источник
2020 July 09
Жалкие низкочастотники
Как обычно, я придумал, а оно уже есть: голландский фотограф Bas Uterwijk воссоздаёт портреты разных мифических и исторических персонажей с помощью Artbreeder, для чего завёл специальный инстаграмм GANBrood.
источник
2020 July 17
Жалкие низкочастотники
Опять нет времени объяснять, но нашёлся прекрасный твиттер-тред, где разные люди описывают по шагам, как у них в голове происходит вычисление 27+48.
Наверняка для этого есть какие-то специальные научные слова, но выглядит завораживающе.
источник
2020 July 22
Жалкие низкочастотники
Несколько лет назад моя на тот момент коллега Аня Шишлякова нарисовала отличную вязь с рабочей цитатой (вверху слева). Потом мне попался интересный текст Виктора Пушкарёва о разных типах славянской вязи. Ну и, само собой, мне стало интересно, как можно попробовать автоматизировать формирование лигатур, хотя бы на относительно формализованном примере моноширинной вязи.

В общем, на прошлых выходных руки дошли до того, чтобы собрать какой-то прототип. Он стохастический и не всегда работает хорошо, но обычно можно поиграться с параметрами и получить симпатичный результат.

Код доступен на гитхабе, а на медиуме — небольшое описание.
источник
2020 July 25
Жалкие низкочастотники
Мне время от времени доводится просматривать разные научные статьи, включая удивительные, но редко какая достойна отдельного поста. Так что их скопилось довольно много, и я решил выложить их пачкой. Некоторую часть прислали друзья и читатели, но я уже не упомню, кто и что, не обижайтесь.

* Математический анализ авторского пунктуационного стиля ((,,).;.,””,:(,);,?;,??).
* Автоматический анализ уточек, собранных из LEGO.
* Статья о корпусе историй, рассказанных пациентами с повреждениями мозга (сам корпус пока не опубликовали, увы)
* Взлом шифра Enigma генетическими алгоритмами.
* Изучение художественных предпочтений мышей (спойлер: мыши под морфием предпочитают Кандинского).
* Анализ выражений кошачей морды и их связи с эмоциями.
* Решение фейнмановской задачи о спагетти (спойлер: можно, но нужно перекрутить).
* Датасет звуков, производимых сломанными игрушечными автомобилями.
* Изучение разноцветных гранул в условиях микрогравитации суборбитальных полетов (я там есть в Acknowledgements).
* Документ AT&T 1985 года, описывающий эксперименты с "крабами", ползающими по экрану ОС и пожирающими кусочки изображения.
* Модель координации действий пожарных и роботов при тушении лесных пожаров.
* Генерация изображения блюда по тексту рецепта и схемы вязания по фото связанной вещи.
* Кубик Рубика для моделирования чёрных дыр и кварков.
* Моделирование изгиба книжного листа.
* И пара статей об автоматическом анализе звука жужжания пчёл в улье.
источник
2020 July 30
Жалкие низкочастотники
Попалась свежая работа с CVPR -- по статичной фотографии восстанавливают нейросеткой карту глубины и потом рендерят вокруг неё всякий параллакс. Не без глюков, но в целом очень прилично выходит. Страничка с демками и колаб, где можно поиграться самим.
Uncrop! Enhance!
источник
2020 August 03
Жалкие низкочастотники
Придумал построить граф городов-побратимов, напарсив данные из Википедии, но наученный прежним опытом решил сначала поискать, вдруг кто уже до этого додумался. И точно, нашёл целую статью по анализу этого графа: Not all paths lead to Rome: Analysing the network of sister cities, картинка с кластеризацией -- из неё. Санкт-Петербург оказался на первом месте и по степени вершины, и по betweenness.

До кучи: много лет назад я как-то построил "вокзальный граф", связывающий города по наличию взаимно именованных вокзалов.
источник
2020 August 06
Жалкие низкочастотники
Генеративные элементы декорации интерьера, отрендеренные в Houdini. Автор Richard Lord.

Также, сегодня я узнал о пасхальном яйце в питоне (import antigravity).
источник
2020 September 01
Жалкие низкочастотники
Как обычно, нет времени объяснять, так что вот вам твит с js-сниппетом на 194 байт для продедурной генерации анимированных Space Invaders. А также конкурсные работы этого года на JS в категории до 1024 байт.
источник
2020 September 07
Жалкие низкочастотники
Несколько лет назад я забавы ради прикрутил детектор к вебкамере в нашей столовой, чтобы построить график длины очереди и выявить часы пик. Но я тогда и не подумал, что рядом есть комплементарная ниша — народ собирает open-source DIY-проекты с себестоимостью порядка $10 для замера интенсивности использования офисных туалетов. Вот проект команды APSL с Пальма-де-Мальорки, а вот более старый проект от Made by Many.

Также: попробуйте первый quake на OpenGL шейдерах, посмотрите на карты меандрирования Миссиссиппи или почитайте про word2vec для старославянского.
источник
2020 September 14
Жалкие низкочастотники
Давно не было рубрики "странные роботы", исправляюсь: товарищ Tobias Kuhn в своём блоге уже несколько лет публикует свой прогресс по направлению к созданию чего-то вроде механического жонглёра. На данный момент у него получился классный Octo-Bouncer, умеющий набивать теннисный шарик разными способами. Ардуино, четыре шаговых движка, обработка 120 FPS.
источник
2020 September 15
Жалкие низкочастотники
На волне новостей про жизнь на Венере вспомнил, как в детстве читал в древних подшивках советских журналов дивные проекты венерианских дирижаблей. Как верно пишут коллеги, в адской атмосфере Венеры есть слой на высоте около 50км от поверхности, где условия относительно сносные. Посему храбрые советские учёные пытались спроектировать парящие станции на базе хитроумных аэростатов — с ходу я вспомнил и нашёл пару статей некоего Г. Москаленко.

В первой, из журнала "Авиация и космонавтика" за 1973, автор разбирает плюсы и минусы применения разных типов летательных аппаратов в условиях Венеры. Во второй, из Науки и Жизни за 1981 год, он уже предлагает более подробное описание дирижабля с двумя рабочими газами с разными температурами конденсации, что должно позволить производить вертикальные манёвры за счёт разницы во внешних плотности и температуре.

А пока я это искал, наткнулся на удивительную страницу Евгения Шиховцева с расчётами геометрии и физики аэростатов под атмосферы разных планет.
источник
2020 September 16
Жалкие низкочастотники
Есть такой учёный в Стенфорде, Терри Виноград, известный специалист по человеко-машинным интерфейсам. В его честь названа Winograd Schema Challenge (альтернатива теста Тьюринга), а в молодости Терри прославился созданием программы SHRDLU. Она была результатом его диссертации в MIT AI Lab и представляла собой систему управления виртуальной средой с помощью команд на английском языке. На экране отображалось пространство, содержащее разные объекты (кубы, шары, конусы, ...), и оператор мог отдавать команды вида "возьми большой шар" и "положи его на синий куб". Система отвечала на вопросы о расположении блоков, обрабатывала команды перемещения, сносно справлялась с разрешением анафор по контексту, отвечала на вопросы о предыдущих действиях, отрабатывала базовую физику — что на чём может лежать и т.п.. (SHRDLU можно считать первым примером interactive fiction, жанра, о котором я уже как-то писал.) Всю эту магию Терри опубликовал в конце шестидесятых, чем вызвал хайп вокруг исследований в области AI и NLP, обернувшийся позже некоторым разочарованием. Оно во многом было связано с тем, что в SHRDLU так хорошо были выбраны параметры среды (типы объектов, их характеристики, словарь команд), что система легко справлялась с редуцированным пространством задач и воспринималась, как универсальная, но все попытки как-то развить её и сделать что-то более полезное, чем пирамидки на кубиках, проваливались. Чуть ли не с этого началась первая AI winter, а сам Виноград, разочаровавшись, решил заниматься человеко-машинными интерфейсами в более широком смысле.

Код SHRDLU был написан на языке Micro-Planner, реализованным на MacLisp на компьютере DEC PDP-6 с ОС ITS. Язык Плэнер разрабатывался тем же самым Виноградом и его коллегами, и представлял из себя смесь Лиспа с некоторыми идеями, которые позднее вошли в Пролог. (Успех SHRDLU стал основой для распространения Плэнера, по слухам оказавшего определённое влияние на авторов Пролога). Страшнее зверя, чем этот Плэнер, лично я среди языков, пожалуй, не встречал. Кроме того, как было принято в те лихие времена, SHRDLU был самомодифицирующимся, т.е. при обработке команды он мог переписывать и перезапускать свой код. Но самое главное, в классическом ночном угаре перед сдачей диссера Терри пришлось внести несколько патчей прямо в машинный код своего интерпретатора Лиспа. В итоге получилось, что выполнить код SHRDLU можно было только этим конкретным модифицированным бинарником, для которого не было исходного кода. Это никого не напрягало, и программа разошлась в народе более чем десятком копий (а в мире было всего 23 компьютера PDP-6). Но по мере того, как операционная система ITS обновлялась, совместимость этого модифицированного бинарника с осью постепенно терялась, и по воспоминаниям Дейва Макдональда (студента Терри Винограда) через несколько лет SHRDLU совсем перестал работать — код сохранился, но не было железа+OS, чтобы его запустить. Сохранилось видео работы, сохранился также транскрипт диалога с программой, использованного в диссертации ("SHRDLU demo"). С тех пор люди время от времени пытаются восстановить работу алгоритма, существует много довольно похожих на оригинал клонов, но ни один из них не даёт в точности те же ответы, что приведены в SHRDLU demo.

О названии Терри пишет, что хотел выбрать "ненастоящую" аббревиатуру, и первое, что пришло в голову, было слово SHRDLU, которое он в юности встречал в журналах типа Mad Magazine, где оно использовалось для обозначения бессмыслицы. Эта традиция пришла со времён, когда наборщики на линотипах заполняли этими буквами ошибочные строки — кнопки backspace на линотипе не было, и, сделав ошибку, проще было забить строку до конца мусором, чтобы её потом отбраковал корректор; иногда, однако, корректоры пропускали такие строки и SHRDLUSHRDLUSHRDLU попадало в печать. Почему именно эти буквы? Кнопки на линотипе были отсортированы по частоте использования в английском языке (а не как в истории с QWERTY), первый ряд был ETAOIN, а второй — SHRDLU. Вот такая история.
источник
2020 September 18
Жалкие низкочастотники
Симпатичная визуализация движения миланских автобусов в пространстве и времени от команды Ito World. Тот же ролик с приятным звуком на Vimeo.

Также: онлайн редактор реалтайм глитч-эффектов на видео-потоке с вебкамеры.
источник