И снова удивительный Банк России. Пока мы обсуждали не очень логичные действия регулятора, ЦБ опять сломал логику собственных заявлений.
Теперь ЦБ ускорил процесс изъятия валюты из банковской системы. И это при том, что пару дней назад регулятор сообщил о том, что девальвация нежелательна, а курсообразование должны быть рыночным.
ЦБ вдвое увеличил требования к банкам по возврату кредитов в долларах, которые они получили в 2014-2015 гг. На этой неделе в рамках аукциона валютного РЕПО ЦБ предложил банкам $1,9 млрд, а погасить им предстоит $2,3 млрд.
Сама по себе операция обыденная, регулятор уже давно сокращает валютную подпитку, изымая долларовую ликвидность. Но если раньше рынок терял $200 млн в неделю, то теперь все $400 млн.
Учитывая спрос на валютных аукционах ЦБ, валюта банкам нужна, а значит регулятор таким образом пытается помешать дальнейшему укреплению рубля или даже немного его девальвировать. Finanz, со ссылкой на аналитиков пишет, что для полного отказа от валютного кредитования при таких темпах потребуется 9 недель.
Это, кстати, отличное решения для ЦБ и к нему претензий как раз нет: более слабый рубль необходим для бюджета, он снижает на него нагрузку (что особенно ценно в свете планов Минфина потратить весь Резервный фонд на финансирование дефицита уже в этом году). Да и такие шаги дают возможность не отказываться от политики свободного рубля, противостоять призывам к началу прямых операций по покупке валюты в резервы.
Вопрос к Центробанку только один: почему нельзя сразу сказать о своих планах открыто? Условная Эльвира Набиуллина или Ксения Юдаева ведь могли неоднократно заявить о том, какие инструменты и как ЦБ может использовать. И мы были бы спокойны: руководство Банка России знает, что делает, курс удержат в необходимых границах. Это именно то, что требовалось от ЦБ в 2014 г., когда нужно было просто успокоить инвесторов, трейдеров и простых обывателей. И опять на те же грабли, просто уже не так «больно».
Партизанская политика, которую регулятор ведет своим заявлениям, запутывает всех. А потом его представители очень удивляются, когда узнают о низком уровне доверии рынка к ЦБ. Формально же ЦБ действует строго в соответствие с мандатом, ни на шаг не отходя от своих правил, обязанностей и возможностей.