Кабмин окончательно
вошел в режим шухера: с одной стороны, надо выруливать нацпроекты, с другой – экстремально быстро выполнить директивы президента в социальной сфере, озвученные им в ходе послания Федеральному собранию.
Команде Мишустина и без нацпроектов было бы нелегко, учитывая, сколько всего нужно сделать в этому году. А с учетом всего того, что было провалено медведевскими, это теперь будет сродни восхождению на гору с 25-килограммовым рюкзаком. На велосипеде со спущенными колесами. В дождь. И всё это – под ободряющие окрики Мишустина.
Временное это правительство или не временное – уже столь важно, задачи перед ним стоят не картонные.Первый год работы по нацпроектам был типа пробным, или «техническим», как его милосердно окрестили после того, как стало ясно, что ничего не сделано. На фоне чернового 2019-го, нынешний год становится «решающим».
Поэтому Белоусов сейчас будет пинать Минэк, Минфин , Минтранс, Минобрнауки и ФАС, чтобы собрали и упорядочили списки всех указаний президента за последние годы и доподлинно выяснили причины их неисполнения и срыва сроков. Параллельно с этим Григоренко создаст специальную рабочую комиссию, которая будет следить за реализацией президентских и правительственных указов.
Вообще-то, мы и так знали, что
все полупровалено, тем более, Счетная палата подготовила на эту тему
обстоятельный отчет. Главное нововведение: запуск системы онлайн-мониторинга, которая позволит отслеживать исполнение поставленных задач в реальном времени. Хотелось бы, чтобы ключи от системы были не только у комиссии, а у любого пользователя сетью, как с госзакупками.
Счет указам идет на сотни, поэтому напомним вкратце, к чему все это должно привести в экономике: бедность к 2024 году должна сократится вдвое, к этому же времени Россия должна войти в топ-5 экономик мира, причем, уже в 2021 году темпы экономического роста должны каким-то образом оказаться выше мировых, а темпы прироста инвестиций – достигнуть 5–7%. Параллельно с этим нужно успеть с раздачей денег: в текущем году ожидается расширение программы маткапа и увеличение детских выплат.
Минэк, тем временем, остается верен заветам Орешкина и при новом главе выдает примерно такую же дичь: переписывает прогнозы по какой-то им одним понятной логике. Экономисты
скорректировали макропрогноз до 2024 года с учетом всех новых расходов, и почему-то у них вышло, что поправки бюджет повлияют только на 2020 год, и то незначительно: инвестиции упадут с 5% до 4,9% ВВП, промышленное производство замедлится до 2,3%, розничный товарооборот вырастет всего на 1,3%. Но главное – в 2020-м реальные доходы населения вырастут с 1,4 до 1,9%. Очевидно, что это произойдет благодаря соцподдержке, но почему, спрашивается, только в 2020?
Создается впечатление, что очень торопились выдать корректировку прогноза, поэтому просто забыли посчитать 2021-2024 годы, хотя именно в этот период допрасходы будут расти: в 2021 – до 0,4% ВВП, в 2022 год более 0,5% ВВП.
Зато, благодаря МЭР, лишний раз убедились в том, что все усилия правительства Медведева (да-да, мы по-прежнему пинаем трупик прошлого кабмина) оказались напрасны, прогнозы по промпроизводству и инвестициям становятся только хуже и никак не увязываются с наполеоновскими планами по вхождению в пятерку сильнейших экономик мира. Но давно ли мы удивляемся таким диссонансам?