Ситуация на топливном рынке России остается весьма напряженной, и разные стороны уже не стесняются озвучивать то, о чем было принято раньше молчать. Вот и «Роснефть» в ответ на слова премьера Дмитрия Медведева про «эгоизм» нефтяных компаний встала в защитную стойку [
https://bit.ly/2JsV8Cl].
В основном в релизе «Роснефти», конечно, уверения в том, насколько компания хорошо делает свою работу в части обеспечения топливом, да и вообще молодец. Но есть несколько интересных моментов.
Во-первых, про убыточную нефтепереработку. По сообщению компании, «потери составляют «3 тысяч рублей на тонну дизельного топлива и 7 тысяч рублей на тонну бензина АИ-92». От крупнейшей нефтяной компании страны такое заявление равнозначно признают огромных проблем в отрасли. О них и так было известно, но теперь пикировка вышла на высокий уровень и в публичную плоскость.
Во-вторых, «Роснефть» говорит о росте цен на топливо в 1,5 раза к 2024 г. (как раз к завершению президентского срока Владимира Путина, интересное совпадение) из-за налогового маневра в нефтяной отрасли.
А мы напоминаем серию постов, в которых как раз и говорил о стоимости бензина в 60 руб. за литр к концу президентского срока [
https://t.me/mislinemisli/2332]. Никого не удивил рост на 45% с 2012 г. по 2018 г., так почему сейчас так все разволновались? Более того, цены в 50-55 руб. как раз бы и были к концу года, если бы не решение по акцизам. Оно весьма неожиданно, так как акцизы остаются важным источником поступлений в бюджет, а к 2024 г. 100% сборов от акцизов будут оставаться в региональных бюджетах, так что акцизы будут расти и нынешнее снижение и заморозка будут компенсированы в эти шесть лет.
«Роснефть», фактически, обвинила правительство и его бюджетную политику в сложившейся ситуации с топливом. И это прямо перед «Прямой линией с Владимиром Путиным», где уж точно будет много вопросов по этому поводу. Судя по всему, все стрелки переведут именно на правительство, так что Медведеву еще не раз придется обвинять жадные нефтяные компании и мировые цены на нефть. А что еще остается, если этот полный провал сейчас быстро никак не исправить? Ну и явно будут вопросы к ФАС (которая тупо замалчивала проблему, делая вид, что хорошо) и, возможно, к Минэнерго.
Впрочем, системных изменений все равно не будет, просто сейчас лопнул нарыв, который зрел долгие годы. Это должно было случится рано или поздно, потому что искусственное сдерживание цен в угоду политическим целям делало только хуже. Рост цен неизбежен, и тут с «Роснефтью» сложно спорить, просто надо привыкнуть к этому, и не принимать популистские решения. Все телодвижения связаны с тем, что все произошло очень невовремя, а так бы спустили аккуратно на тормозах.
P.S. Что касается инфляции, то ЦБ реально очнулся и вернулся в реальность. Эльвира Набиуллина заявила, что рост цен бензин вызывает беспокойство, и что это даст прирост в общую инфляцию от 0,2 до 0,4 п.п. Более того, этот фактор регулятор будет принимать во внимание при решении по ставке. А всего 2 недели назад (21 мая) зампред Ксения Юдаева на голубом глазу заявляла, что ситуация с топливом «не оказывает влияния» на инфляцию. И про риски промолчала, хотя в апреле был рекордный рост на оптовом рынке, а в мае он начался на АЗС. Здесь мы видим эту же попытку замалчивания, но сейчас уже молчать не получается, приходится признавать очевидное. А ну еще сюда добавляется привычное отсутствие координации в ЦБ: во время сложной ситуации менеджмент как обычно говорит противоположные вещи. Ну, нам не привыкать.