#longread
Часть вторая Что касается роста цен на бензин, о чем предупредил Банк России в докладе о денежно-кредитной политике, то здесь стоит отметить одну деталь: в ЦБ говорят исключительно о росте цен за счет акцизов.
То есть рост на 5,3% в этом году (+2,07 руб. к стоимости литра бензина и +0,76 руб. к стоимости дизтоплива) – это рост при полном переносе повышения акциза на розничные цены. В реальности ситуация может быть иной, и вряд ли она будет лучше.
Да, ФАС может говорить, что цены расти не будут, но верится в это с трудом.
С начала года стоимость бензина в России не росла. АИ-95 замер на отметке 41,2 руб. за литр, АИ-92 – 37,7 руб. Дизельное топливо подорожало на 20 коп.
То есть в повышение акцизов пока еще не нашло отражение в рознице, и просто за счет этого фактора бензин должен во втором полугодии стоить уже в районе 43,3 руб. за литр АИ-95 (39,8 – АИ-92).
При этом нефтяники уже достаточно давно сдерживают рост цен, и это завершится рано или поздно. Так что увеличение стоимости топлива более высокими темпами вполне вероятно.
Есть и другая проблема: баланс спроса и предложения. Производство бензина лишь немного превышает потребление, а ФАС и Минэнерго вынуждены были даже пойти в конце прошлого года на экстренные меры, чтобы стабилизировать рынок. Это дало свои результаты, цены расти перестали (с сентября 2017 г. по декабрь 2017 г. бензин подорожал примерно на 3%). Но ситуация все равно сложная, несмотря на модернизацию НПЗ, которая началась в 2011 г., профицита бензина на рынке нет из-за роста продаж автомобилей, спрос оказался выше, чем ожидалось.
На этой неделе стало известно, что ФАС даже направила «Сургутнефетегазу» предостережение [
https://goo.gl/GxY3Ew] относительно того, что компания решила экспортировать бензин, несмотря на неудовлетворение внутреннего спроса. Это прекрасно характеризуется ситуацию. Запаса прочности просто нет.
После старта автомобильного сезона будет еще интереснее. Особенно если желание экспортировать будут поддерживать другие производители. ФАС тщательно следит за происходящим, сдерживая намерения нефтяников экспортировать нефтепродукты. Поэтому серьезный дефицит нам не грозит в этом году (если только неожиданно не «встанут» крупные НПЗ), но все же цены будут расти более активно. С другой стороны, опять обещают запустить установки для производства товарного бензина на некоторых НПЗ, но ранее сроки запуска постоянно откладывались. Надежды на Антипинский НПЗ, например, все меньше из-за происходящего между акционерами [
https://goo.gl/Etf2Dd]. Остается ТАНЕКО, будем надеться хоть на них [
https://goo.gl/6mF6Az].
А с модернизацией ситуация вообще интересная. Она вроде идет с 2011 г., но результаты весьма условные. Выпуск товарного бензина сократился на 1,8% в 2017 г., составив 39,2 млн тонн. И это было обусловлено падением спроса, но вот быстро нарастить производство в ответ на увеличение спроса НПЗ не могут. Фактически, нужно больше новых мощностей. И все бы хорошо (просто вкладывать никто особо не хочет), но планы Минфина по очередному налоговому маневру вызывают тревогу. Сейчас пошлина на экспорт сырой нефти выше, чем пошлина на экспорт нефтепродуктов, поэтому выгоднее перерабатывать нефть в России. Минфин считает, что подобные льготы избыточны, они должны быть отменены [
https://goo.gl/7MqEjL], а поддержка будет адресной только для тех, кто провел модернизацию. Сейчас подобные меры будут означать закрытие части НПЗ, а объемы переработки упадут примерно на 20%. По крайней мере, так считают в Минэнерго. Учитывая, что Минфин хочет обнулить пошлины уже в 2018 г., удар по нефтепереработке стоит ждать уже скоро, и на внутреннем рынке это отразится в первую очередь.