
Ранее Антон Силуанов отмечал, что новые облигации российские инвесторы смогут покупать не через Euroclear, а значит им будет обеспечена анонимность для западной финансовой системы. Очевидно, такая защита предусматривается именно для защиты от санкций. Кроме того, если Минфин не сможет осуществить платежи в долларах, евро, фунтах или швейцарских франках (достаточно невозможность выплаты в одной из четырех валют), то все инвесторы получат рубли.
Такой вот призыв для всех инвесторов: «Несите деньги к нам, не бойтесь, никакие санкции вам не страшны». И хотя на первый взгляд кажется, что это просто отличный ход для повышения доверия к российским активам, дыма без огня не бывает. Вряд ли Минфин озаботился бы такой схемой, если бы подобные ограничения не были реальным риском, пусть даже низким.
С другой стороны, это возвращает нас к проблеме рынка ОФЗ, где доля нерезидентов слишком высока. В среднем сейчас – это 33,9%, включая неликвидные выпуски, а по долгосрочным бумагам показатель около 70%. То есть, фактическим, именно иностранные инвесторы контролируют рынок ОФЗ. Кэрри с рублем становится менее привлекательным из-за снижения доходностей ОФЗ и роста ставок в США, поэтому нужны дополнительные гарантии. В 2018 г. покупать ОФЗ будут не так активно. Очевидно, что Минфин старается как можно дольше удерживать интерес нерезидентов.