Все же возвращение Росстата в МЭР не прошло бесследно, и это печально. Это же надо было додуматься не считать единовременную выплату 5000 руб. в январе 2017 г. в качестве базы! В результате, эффекта высокой базы нет, реальные располагаемые доходы в 2017 г. (как теперь нам говорят) же не росли почти, а зато вот в январе 2018 г. вообще не падают. Чудесно.
Нужно прекратить падение реальных доходов? Не вопрос, сейчас сделаем! Просто подкрутим статистику, выкинем лишнее, никто не заметит. Браво, Орешкин! Просто вот преклоняемся перед способностью так лажать на виду у всех. Видимо, нестандартные решения, такие как подсчет промышленности по медиане, показались удачным ходом, поэтому креатива добавили еще.
Главный вопрос во всей этой истории: почему сейчас статистическое ведомство не учитывает единовременную выплату 5000 руб. в январе прошлого года, хотя весь 2017 г. этот фактор учитывался и никому не мешал? Якобы такая корректировка сейчас нужна для сопоставимости. Ага, весь год сопоставимость была не нужна, потому что рост в январе 2017 г. на 8,8% превращается в «тыкву», а полностью за год, как подсчитал Кирилл Тремасов [
https://t.me/russianmacro/1125], падение составит не 1,7%, а 2,1-2,2%. Вот только Росстат указал рост в январе прошлого года без фактора выплат в размере 1,3%, но не стал пересчитывать весь год. Да и за январь 2018 г. нормально считать не стал. Потому что страшно. В реальности падение составило 7%.
Ведомство Максима Орешкина не может делать более-менее точные прогнозы, МЭР ожидало роста реальных доходов в 2017 г. на 1,3%. Вот и закрывают дыры тем, что попадается под руку. Полностью согласны с
@russianmacro, это именно «откровенная манипуляция». Министр так боится за свое кресло, что перешел к грязным приемам? Еще бы, накануне выборов сообщать о падении реальных доходов на 7% - это равноценно самоубийству.
А ведь как задорно Орешкин критиковал Росстат в начале 2017 г., называл их статистику нерепрезентативной по фундаментальным и техническим причинам. Сейчас она очень репрезентативна, да? В реальности же ему не понравилось, что официальное признание падения реальных доходов, спада промпроизводства и оборота розничной торговли не дают возможность говорить о «прохождении кризиса» и прочей радостной чуши. При этом тогда подход Росстата соответствовал всем стандартам. Теперь никакой проблемы нет, «вредная» и «неправильная» статистика превратилась именно в то, чего от нее хотел Орешкин. Вот, наверное, в МВФ и ОЭСР удивятся свежему взгляду российского ведомства на статистику.
Да, у Росстата были проблемы с кадрами и зарплатами. Но перевод в МЭР никак эти проблемы не решил. Более того, в 2012 г. подчинение Росстата МЭР уже было признано неэффективным и отменено. И вот опять на те же грабли. Ну, как говорят, Максим Орешкин тогда ходил в «любимчиках», поэтому ему можно было (хотя он упорно отрицает, что инициатива исходила от него, но кто ж поверит?). Теперь же мы вместо статистического ведомства, которое иногда опаздывало по срокам и было достаточно закостенелым и негибким, мы получил абсолютно необъективное и бесполезное «нечто». Но перед президентом об успехах кому-то отчитываться будет явно проще.
P.S. В июне прошлого года Орешкин пригрозил увольнять сотрудников министерства за указания Росстату о необходимости правки статистических данных. Максим, начни уже с себя, а?