Size: a a a

Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)

2020 July 15
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Чувство, что необходимо сменить обстановку, преследовало уже некоторое время, и сегодня мы наконец сели и уехали на остров Паг.

Это довольно большой и довольно необычный остров, который, в отличие от других хорватских островов, утопающих в зелени, издалека выглядит как насыпанная посреди моря огромная куча щебёнки. Ландшафт больше напоминает Египет, чем Средиземноморье.

Впрочем, на месте выяснилось, что растительность тут всё-таки есть, просто не везде. А ещё выяснилось, что паника на тему провального сезона на Паге выглядит как обычный сезон без паники на Шолте. Мы, как обычно, постарались выбрать самое спокойное место не острове, и, глядя на количество отдыхающих, думается, что если это провальный сезон, то не хотели бы мы здесь оказаться в не провальный. Необычно велик процент хорватов, судя по автомобильным номерам и речи, но вообще полно всех – и немцев, и австрийцев, и чехов, и словенцев. Видели даже одну российскую машину! Не знаю, как прорвался. А может тоже тут живёт. Или застрял и не стал уезжать, что правильно.

В масках тут ходит только обслуживающий персонал ресторанов и магазинов – для них это обязаловка, так что они эту маску формально надевают и она болтается у них где-то там под подбородком. Спросили местных про корону, говорят, не, не слышали. На Паг всего два пути – паром и мост, и оба с началом карантина перекрыли, так что они были полностью изолированы и про все эти ужасы континентальной жизни знали только из телевизора.

Что тут делать, мы пока особо не придумали. Тут есть знаменитый пажский сыр, который нам не очень, и больше мы почти ничего про Паг не знаем, так что будем доходить методом тыка. Я вообще приехал не отдыхать, а поработать с видом на море (в которое мы сегодня залезли, и оно, как обычно, холоднющее), так что больших свершений не планирую, но буду держать в курсе.
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
2020 July 17
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Погуляли по Новалье. Город с приятной набережной и вкусными ресторанами, но рассказать о нём особо нечего, поэтому ударюсь в топонимику.

Этимология названия «Новалья» довольно очевидно восходит к корню «новый» (хотя есть и другие гипотезы), что делает название «Старая Новалья» довольно забавным оксюмороном, но после Большого Лошиня, который сильно меньше Малого Лошиня, меня этим уже не удивишь. Значительно интереснее расположенный в границах общины Новалья микрогород Цаска (население 25 человек), в прошлом – Cissa, который был заселён римлянами примерно в IV веке.

Интересен он тем, что по нему проходит граница двух епископатов, являвшаяся также границей этнической сегрегации населения. Новалья заселялась с севера, с территорий Кркского епископата, переселенцами с острова Раб, а с юга – из Задарского епископата, мигрантами из города Паг и с континента. И в принципе в этом нет ничего примечательного, кроме того, что в масштабах не слишком большого острова все эти процессы были настолько локальными, что позволяют прослеживать себя в мельчайших подробностях. Например, по фамилии любого коренного жителя Новальи можно точно сказать, откуда прибыли его предки, и легко отслеживать миграцию переселенцев по острову. Всего этих фамилий около 60, особо не запутаешься.

И, конечно, тут полно топонимов, образованных от фамилий – теперь-то я их начал замечать. Сёла Зубовичи и Кустичи как бы намекают, куда переехали в поисках лучшей жизни семьи Зубовичей и Кустичей. И если вы встретите Зубовича в другой части острова, то это вряд ли будет совпадением, скорее, надо ставить точку на карте и делать выводы о путях расселения.

Также интересно, что историческая ситуация с разделением острова Паг на две территории с разным самоуправлением в какой-то степени сохранилась и поныне – остров находится на территории сразу двух жупаний, и граница проходит недалеко от Цаски. То есть если бы кто-то во время коронакризиса решил дословно соблюдать закон об ограничении перемещений, то из Цаски нельзя было бы поехать в Колан – это 10 минут на машине в пределах острова.

К счастью, жители Пага на все эти ограничения класть хотели.
источник
2020 July 22
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Настолько органично включились в островной темп жизни, что мне даже писать лень. На самом деле тут немало интересного. На днях были на Марсе (как тебе такое, Илон Маск?) Есть тут такая местность с действительно марсианскими пейзажами. А ещё есть последние сохранившиеся дикие оливковые рощи с деревьями возрастом полторы-две тысячи лет. Ну и конечно знаменитый на весь мир пажский сыр, очень дорогой и не очень вкусный.

Но это всё то, о чём написано в путеводителях, и о чём я потом упомяну в отчёте. Здесь мне хочется рассказать о каких-то сиюминутных впечатлениях. И вот они: Паг – остров с сильнейшей традицией охраны частной собственности. На каком-нибудь условном Хваре ты можешь ходить куда хочешь, не заботясь о том, частная там собственность, или где. Захотел залезть в чью-то оливковую рощу – залез, ты же турист, тебе можно, тем более что проход закрыт просто сухим сучком. Никто не против особо, туристы – наше всё. На Паге – противоположная картина. Паг – остров оград. Куда ни пойди – везде таблички «частная собственность», «проход запрещён», «территория охраняется злыми собаками и находится под видеонаблюдением», и ограды, ограды, ограды. И я бы понял, если бы это виллы какие были, или ещё там чего. Но это просто кусок выжженной земли, где не растёт ничего, кроме терновника. И через неё может проходить, например, дорога на пляж. И в 20:00 хозяин территории выгоняет всех нахрен с пляжа, потому что ему пора отдыхать и он закрывает ворота. Доходит до смешного, когда тщательно огорожена просто какая-нибудь группа булыжников.

Сложно сказать, почему именно здесь так повелось, но традиция явно не позавчера родилась. Собственно, одна из достопримечательностей острова – «пажские стены», древнейшие заборы для разделения территорий, сложенные из камней на сухую, без раствора. Эта конструкция традиционна для любой части Далмации и любого острова, но нигде я не видел этих стен в таком хорошем состоянии. Обычно в них давно уже понаделано проходов, и все давно забыли, кто и зачем их построил. Здесь же эти стены стоят нетронутыми, и, похоже, до сих пор демаркируют границы владений.

А ещё тут зайцы через дорогу бегают то и дело. Крупные такие, отъевшиеся, колючки всякой тут хоть отбавляй растёт. Сфоткать их, правда, дело безнадёжное, они превращаются в точку на горизонте раньше, чем успеешь сказать «вон заяц».

Но главное впечатление – тут холодно. Температура стоит 24-26, море – 20-22, и жарко тут бывает, если только сидишь на балконе в штиль и пьёшь горячий кофе. Из-за этой эпидемии мы провели рекордное количество времени без визитов в Россию. Раньше поездки туда вбивали клин в процесс нашей температурной адаптации, а теперь, похоже, всё слетело с катушек, и наши организмы решили, что зимы больше не будет. Штош, придётся их удивить.

И это не все откровения про Паг, у меня ещё кое-что припасено на следующий раз.
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
2020 July 25
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Йо-хо-хо, сухопутные крысы! Думаете, #žabar пропал? А вот хрен там, он внезапно сдал экзамен и получил права на управление почти любыми разумного размера плавсредствами в зоне 12 морских миль от ближайшего берега континента или острова (что в хорватских реалиях означает возможность неограниченного перемещения по национальным территориальным водам). Подробности будут позднее, когда вернёмся домой.
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Продолжаю срывать покровы. Паг изначально казался нам совершенно ничем не примечательным в отношении вина и кухни. Хорватское вино редко бывает выдающимся, но я люблю заморачиваться на автохтонные сорта, пусть это и так себе бухло, но уникальное, а вот на Паге ничего такого нет –  тут знакомые нам Мараштина и Плавац в полный рост. Ну окей, местный Прошек, но это тоже не автохтон и вообще не очень-то вино, если разобраться, в общем, на винный туризм мы не надеялись, его и не случилось.

Такая же ситуация с едой – хорватскую прибрежную кухню мы тоже особо не жалуем. Чаще всего это очень жирные нажористые блюда с неимоверным количеством гарнира, призванные за пару дней восполнить тот дефицит калорий, который все изо всех сил создают к летнему отдыху, и так везде – от Истрии до Дубровника. И вот тут Паг стал действительно откровением.

Когда мы ожидаем от путешествия каких-то кулинарных впечатлений, мы тщательно подходим к вопросу ещё на этапе подготовки – изучаем Мишлен, TripAdvisor, локальные гастрономические путеводители и т. п. От Пага мы не ждали вообще ничего, и заходили в любые места, ориентируясь на самое простое – рейтинг на гугл-картах. И неизменно попадали в заведения с очень добротной и самобытной кухней, которая, хоть и продолжала далматинские традиции, была на голову выше, чем на Корчуле и Хваре, и при этом прилично дешевле (впрочем, последнее, вероятно, стоит списать на корона-кризис, а не на особенности острова).

Поняв, что мы чисто случайно обнаружили хорватский гурманский Эльдорадо, мы решили идти до конца, и пошли дегустировать высокую кухню в единственный на Паге (и один из семи в Хорватии) ресторан с мишленовской звездой. Там, конечно, цены были не такие гуманные, но мы неожиданно сошлись во мнении, что из всех посещённых нами заведений высокой кухни (не сказать, чтобы их было много, но кое-что было) это было самым интересным, аутентичным и вкусным.

Очень неожиданно было получить такие впечатления от острова, где мы надеялись только на невкусный сыр и так себе вино, и даже привезли с собой гору продуктов, чтобы готовить самим.
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
2020 July 28
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
#žabar вернулся домой, и, как и обещал, начинает описывать, как же так получилось.

Итак, в последний раз #žabar выходил на связь в конце сентября прошлого года. С тех пор мало что изменилось. Я читал и перечитывал найденные в сети материалы для подготовки к экзамену, собирал скудные обрывки информации о ходе самого экзамена, узлы вязал уже с завязанными глазами, но во многих темах откровенно плавал, и прогресса не было. Световая сигнализация наводила на меня ужас, а список обязательного оборудования катера – тоску. Но что самое главное – я не представлял, насколько хорошо я должен всё это знать, какой объём будет достаточным для сдачи экзамена, и хватит ли мне моего языкового уровня. Экзамен можно сдавать и на английском, но этого я делать точно не хотел. Учитывая, что вся морская терминология была для меня совершенно новой, мне пришлось выучить её на хорватском, и потом искать сопоставимые русские понятия, чтобы понимать, о чём идёт речь. Притягивать сюда ещё и третий язык было бы окончательным взрывом мозга, тем более что английская морская терминология очень специфична.

Мы приехали на Паг, и никаких мыслей по поводу реализации моих планов у меня не было. Но в первый же день, когда мы гуляли по набережной, Ксюша что-то там фотографировала, как обычно, а я тем временем разглядывал окрестности, и увидел приклеенное на столбе объявление: «Курсы подготовки водителя катера». Объявление было на хорватском и немецком. Я подумал, а вдруг это судьба, и сфоткал его.

Вечером мы вернулись в наш апартамент, и я пошёл по ссылке в объявлении. Предложение было очень заманчивым, и от него было сложно отказаться. За нескромную сумму в 300€ (для иностранцев; для граждан Хорватии сумма меньше) эти ребята предлагали два дня курсов, а на третий день – сдачу экзамена с моментальным получением прав. Но, что подкупило меня больше всего – они гарантировали полный возврат денег в случае несдачи экзамена. Да, 300€ может показаться запредельной суммой, с учётом того, что в Загребе эти курсы начинаются от 30€, но это была стоимость под ключ – со всей бюрократией, пошлинами, документами, фотографией на права, заполнением заявлений и вообще абсолютно всем необходимым. Если вычесть отсюда все сопутствующие расходы, получалась не такая уж и большая наценка. На сайте был указан адрес, и я поискал его на карте. Он оказался в 500 метрах от нашего апартамента. Теперь я точно был уверен, что это судьба.

Я связался со своим будущим наставником по имени Дражен, и мы договорились о времени: в среду набирается группа и мы учимся три часа, в четверг снова собираемся и учимся ещё два часа, в пятницу снова встречаемся, за один час повторяем всё, и сразу после этого учащиеся самостоятельно добираются до города Сень на континенте (это 15 минут парома и ещё 50 минут на машине) и сдают там экзамен.

Я небезосновательно надеялся, что группа не будет слишком большой: сезон в этом году довольно хреновый в связи с короной. В среду выяснилось, что всё ещё лучше, чем я думал – в группе был только я и девочка Лана из Загреба, лет примерно 25-и, которая тоже решила заделаться мореходом. Мы все трое познакомились друг с другом, и начали первое занятие.

[Продолжение следует]
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Нас посадили за столы, на каждом из которых лежала морская карта №100-18 региона Rijeka-Kvarnerić. Так как #žabar карты уже учил, её чтение не вызывало затруднений. Также нам выдали в вечное пользование учебное пособие, которое я прочитал в тот же день целиком, после чего сказал нашему наставнику:
– Какая хорошая книжка, мне такая раньше не попадалась!
– Ещё бы не хорошая, это я её написал, – довольно ответил он.

Дражен сразу предупредил нас: я учу вас сдавать экзамен. Управлять катером вы научитесь как-нибудь, когда-нибудь, в каком-нибудь другом месте. Можете хоть вообще никогда не учиться, это не моё дело. Но экзамен вы сдадите. Это – моё дело. На том и порешили.

Дальше последовали некоторые вводные, о которых не пишут в руководствах, и это было как раз то самое, за что стоило отдать 300€, даже если бы они не включали в себя экзамен, книгу, и всё остальное. Это были знания о внутреннем устройстве экзамена.

Экзамен можно сдать в 9 местах в Хорватии. 8 из них – это так называемая «lučka kapetanija», то есть «портовое капитанство», такое здание в порту, где сидят капитаны, и раз в неделю они собираются, чтобы принять экзамен у кандидатов. Из этих портов семь расположены на море, и один – внезапно в городе Сисак, откуда до моря дальше, чем до гор Боснии. Но так уж здесь повелось. Девятое место – это Министерство моря в Загребе. Сдача экзамена в каждом из этих мест имеет свою специфику.

Хуже всего сдавать в Загребе. Там ты проходишь по куче экзаменаторов, один спрашивает навигацию, второй – мотористику, третий – метеорологию, и так далее. То есть по каждому из разделов тебя хоть что-то, да спросят. Процент заваленных там самый высокий.

В капитанствах проще, там экзамен принимает чаще всего один человек, который спрашивает все темы, и некоторые из них может вообще пропускать. При этом в каждом капитанстве есть свой список «любимых» тем, которые в том или ином объёме спрашивают всегда, и есть список тем нон грата, которые не спрашивают никогда. Довольно часто эти предпочтения связаны с территориальной принадлежностью капитанства. Нас натаскивали на сдачу экзамена конкретно в капитанстве города Сень. У нас был список из 46 вопросов, которые там обычно задают, и ответ на каждый из них был помечен в учебном пособии со ссылкой на номер вопроса. По сути, это обычная зубрёжка с привязкой к экзаменатору. Например, нам сказали, что можно вообще не учить разделы «мотористика» и «узлы», потому что их не спрашивают в Сени никогда (вот это было очень обидно, потому что узлы я знал действительно хорошо). Но надо обязательно выучить довольно специфичную тему схемы движения в узких каналах, потому что на территории капитанства Сень как раз есть один такой канал, и про это всё время спрашивают. А если сдавать в Задаре – то это ни за что не спросят. Короче, мы платили за тайные знания о специфике экзамена в конкретном месте.

[Продолжение следует]
источник
2020 July 29
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Следующая вещь, за которую #žabar не зря отдал деньги – это мнемонические правила. В любом руководстве всё расписано подробно и правильно, но при этом совершенно непонятно, как это запоминать, объём информации неприличный. Самый лучший пример этого – световая сигнализация. Когда смотришь на 80 только ОСНОВНЫХ комбинаций огней, становится совсем грустно. У меня были большие проблемы даже с тем, чтобы запомнить, что красный свет – это левый борт, а зелёный – правый, я путал это весь год, пока учил самостоятельно. И это закончилось за одну минуту, когда Дражен сказал: «Коммунисты – леваки». И всё, больше у меня красный цвет ни с чем, кроме левого борта, не ассоциировался. Вот она, сила мнемонических правил.

Все остальные огни тоже казались лишёнными логики, но кое-что неявно логичное в них всё-таки было, и он смог это объяснить. Эти объяснения и примеры были неполными, неточными, и не во всех случаях рабочими, но вполне достаточными для сдачи экзамена, а именно в этом и состояла его задача. Кроме того, он рассказывал о лайфхаках, позволяющих не завалить вопрос в случае, если ты знаешь только часть ответа, и приводил примеры подлянок, которые применяют, если по какой-то причине хотят тебя завалить. В общем, о потраченных деньгах я не пожалел ни на секунду.

К утру пятницы я был уже очень даже уверен в себе. А вот Лана паниковала и даже думала, не отложить ли экзамен на неделю, чтобы выучить всё получше. Это при том, что я два дня уходил с занятий налегке, а она одалживала у Дражена карты, треугольники и циркули, чтобы позаниматься дома.

– Слушай, – говорил я ей, – я вот даже язык нормально не знаю, и готов сдавать. Не кипишуй. Всё норм будет.

Совместными усилиями мы с Драженом настроили её на оптимистичный лад, и она согласилась сдаваться.

[Продолжение следует]
источник
2020 July 30
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
И вот #žabar стоит в здании портового капитанства города Сень в ожидании вызова на экзамен. Кандидатов было много, человек двадцать. Их вызывали по фамилии, они заходили на несколько минут, и выходили в явно приподнятом расположении духа – сдали. Это вселяло надежду. Среди экзаменуемых было немало немецкоговорящих – Дражен рассказывал, что экзамен в Германии намного дороже и намного сложнее, поэтому они приезжают к нам.

Лану вызвали первой. Она чуть ли не вцепилась в меня и пыталась объяснить, что «мы же вместе пришли сдавать», но капитаны были неумолимы. Она вышла минуты через три. Сдала успешно. А скоро пришла и моя очередь.

Маленькая комната, в которой два места для экзаменаторов. От экзаменуемых они отделены идиотской прозрачной перегородкой в связи с короной – через неё ни хрена не слышно и приходится почти кричать, а рядом так же кричат ещё один экзаменатор и ещё один экзаменуемый. Всё происходит очень быстро – капитаны хотят быстрее разделаться с экзаменом. Полный дурдом. Диалог с моим экзаменатором я привожу в целости, как я его помню, за исключением того, что и вопросы, и ответы переспрашивались по два раза из-за перегородки:

– Дмитрий?
– Дмитрий!
– Хорватский, английский или немецкий?
– Хорватский!
– Что означают цифры на карте? (просовывает руку сбоку от перегородки и показывает на лежащую передо мной карту, ту самую, №100-18, Rijeka-Kvarnerić)
– Глубины в метрах.
– Что означают голубые зоны?
– Мелководье от 10 до 20 метров.
– Сколько метров в одной морской миле?
– 1852.
– Измерь расстояние между двумя точками на карте (перегибается через перегородку и показывает две точки).
– (беру циркуль, расставляю, переношу на шкалу широт) – 4,7 морских мили.
– Ну, там 4,8 на самом деле, окей. Что это за обозначение на карте? (показывает на подводный электрический кабель)
– Подводный электрический кабель.
– Отлично, что запрещено в этом месте?
– Бросать якорь.
– Что означает буква «М»?
– Илистое дно, лучше место для якорения.
– Окей, покажи как должны расходиться две моторные лодки (на карте стоят два деревянных макета лодок, он перегибается через перегородку и ставит их под прямым углом друг к другу)
– Вот так (показываю приоритет справа)
– Окей, а теперь если одна из них – рыбацкое судно?
– Вот так (показываю приоритет по типу судна и маневр с правым разворотом)
– Отлично, если ты собираешься поворачивать направо, какой звуковой сигнал ты должен подать?
– Один короткий.
– (берёт карточки световой сигнализации, тут я вспотел)
– Что это?
– Борт судна длиннее 50 метров на якоре.
– А это что?
– (чуток торможу) Нос… Рыбацкого судна… Траулера.
– (откладывает карточки) Окей, сколько каналов у УКВ-радиостанции?
– 57.
– Как они нумеруются?
– 1-28 и 60-88.
– Отлично, спасибо, Дмитрий, ваши права будут готовы в течение получаса, подождите в коридоре.

И всё?! Мать вашу, а на хрена я учил латеральную и кардинальную системы, расшифровку характеристик маяка и признаки приближения бури с северо-востока?! Зачем я знаю, как выглядит нос минного тральщика в темноте, и парусная яхта на моторном ходу днём? Зачем я помню, что моторная лодка должна выдерживать дистанцию 150 метров до необорудованного пляжа? Почему я умею прокладывать курс по карте с использованием двух треугольников при том, что у меня в телефоне полноценный GPS-приёмник с морскими картами впридачу?

Но несмотря на отсутствие ответов на эти вопросы, я был, конечно, страшно доволен собой.

[Продолжение следует]
источник