Size: a a a

Кристина Потупчик

2017 June 03
Кристина Потупчик
В литрунете внезапно тяжба об Иэне Макьюене. Переводчик и писатель Алексей Поляринов выпустил на Горьком злобный текст, лучшая часть которого – врезка: «Мало кто знает, но в детстве Иэн Макьюэн упал в чан, до краев наполненный учебниками по писательскому мастерству, а потом угодил в больницу, где ему вместе с гландами по ошибке удалили оригинальность». Любители Макъюена (и среди них гранд-Галя литературной критики Юзефович) меланхолически запечалились.
Глупо не вставить свои пять копеек, тем более, что Макъюэн для меня очень важный писатель. Когда я приехал на свой самый любимый книжный фестиваль в мире (Эдинбургский, разумеется), то успевал только зевать по сторонам от обилия событий и форматов, звёзд и любимцев. Авторы гастрономических книг окормляли толпы хлебами и рыбами. Детективщики предлагали на месте решить следующее дело инспектора Ребуса. Спортивные журналисты жгли напалмом и барочные кружева проклятий витали в вечернем воздухе. Отдельно доставляли смешанных чувств цены на билеты, по тогдашним моим ощущениям – умозапредельные.
Нам же с коллегами выдали специальную карточку на шею (типа "Сиротка. Пускать везде, много не съест") и мы носились по фестивальному скверу, пытаясь нахвататься всего.
И вот - кажется, самое дорогое событие недели - встреча с Макъюеном. Биток, аншлаг, солдаут. Ни одной свободной ступеньки. М. начинает отвечать на первый вопрос, делает это таким бесцветным голосом, каким пересказывала бы сказанья лампадного масла тень ночного мотылька, уходит в подробности, начинает зачитывать кусочек из книги, чтоб их проиллюстрировать, – и зуд брегетов нам доносит, что новый начался event.
Чертыхаясь на рассадчиков, поставивших нас в дальний от двери угол, мы пробираемся оттуда наружу, чувствуя себя дико неловко, и в какой-то момент я могу окинуть взглядом вздымающиеся ряды зрительских лиц.
НЕ БОДРСТВОВАЛ НИ ОДИН.
С тех пор этот полный театр сражённых (иногда в причудливых позах) сном бойцов, с мирными лицами дремлющих из шестидесяти фунтов за жопу – вот это идеальная картина отношений писателя и читателя fine fiction в современном мире. И Макьюен пророк его.
источник
Кристина Потупчик
источник
2017 June 05
Кристина Потупчик
Аргентинский скульптор Марта Минухин собрала около 100 тысяч книг, которые были запрещены цензурой в разных странах, чтобы построить из них Парфенон. Получилось впечатляюще.
источник
2017 June 06
Кристина Потупчик
Поработала сегодня на фестивале "Красная площадь" книжным байером
источник
Кристина Потупчик
источник
2017 June 07
Кристина Потупчик
На Пушкинской человек десять таджиков деловито разметают по земле кубометра три опилок. Со всеми своими книжками чувствую себя волхвом в хлеву младенца александрсергеича
источник
2017 June 09
Кристина Потупчик
источник
Кристина Потупчик
Скарлетт Томас, "Орхидея съела их всех"  

Дослушала, наконец, на грядках этот странный роман про необычные отношения растений и людей. Во многих обзорах пишут, что Скарлетт Томас не радует захватывающим сюжетом, и, мол, в книге почти ничего не происходит. Но это как посмотреть. Вместо активных  внешних событий здесь внутренний поиск способа исполнения запретных желаний. Наркотики, путешествия, инцест, алкоголь, шопинг, загадочное наследство - все это соединилось в хронике обывателей благополучного среднего класса.

В центре внимания несколько поколений семьи ботаников, разбогатевших на продаже загадочных стручков орхидеи. Цветочное семейство страдает от психологических издержек благополучия: у них хватает денег на Мальдивы, но недостаточно, чтобы купить свой лес; они переживают о том, что подумает продавец в Гуччи, если все померить и ничего не купить, и даже о том, как бы не оконфузиться в рыбной лавке:
"Олли бережно хранит и с удовольствием прокручивает в памяти… о преимуществе местного дикого морского окуня перед искусственно выращенным... он хочет утереть нос рыбному торговцу, а сам-то -университетский лектор, живущий в огромном доме, где у него есть собственный кабинет, а над гостиной трудился дизайнер".

Каждый член семьи отличается необычным именем по названию растения и набором чудных особенностей и порочных склонностей. Кто-то сидит на палеодиете и мучается от запретной любви к сестре, кто-то мечтает вырыть пруд в саду и снять о нем фильм, ну а кто-то после шопинга в Prada мастурбирует в общественном туалете, представляя, как подвергается домашнему насилию.  

В книге нет ни одного счастливого персонажа. Характеры раскрываются через описание пустоты внутреннего мира, заполненного конвульсивным шопингом, необязательным сексом, алкоголизмом и комплексами. Где-то до середины повествования почти на каждой странице встречаются названия модных брендов - жизнь героев зависит от статусных символов, которыми они пытаются заглушить душевную неудовлетворённость. Например, искушённая уже во всем бабушка семейства переходит на новый уровень потребления и начинает играть на бирже - инвестировать деньги в модную одежду:
"Беатрикс всегда совершает обход "своих" брендов, в которые она инвестировала, исходя из статей в журнале "Vogue" или из рассказов внучек - правда, внучки уже староваты и не поспевают за модой, и с каждым годом положение только ухудшается. Впрочем, Бриония может быть вполне надёжным показателем того, что сейчас на пике моды. Она никогда не просчитывает шаги наперёд. Она покупает сумочку "Mulberry" именно в тот момент, когда это делают все. Но все равно гораздо раньше, чем инвесторы сообразят, что в моде происходит нечто важное".

Каждый раз, когда члены этой семьи чистят зубы с помощью "СмартГида", который разрабатывает сценарии чистки зубов, заказывают платье с Net-a-Porter или врут диетологу, ощущение внутренней пустоты обостряется, и цветочные герои начинают заниматься самообманом. И вот эти моменты Скарлетт Томас  удаётся описывать особенно хорошо, даже смешно.
За всеми странностями этих ботаников стоят самые обычные причины человеческой неудовлетворённости жизнью: запретная любовь, разочарование, одиночество и семейные трагедии, из которых автор сплетает очень загадочный и ироничный роман про душевный поиск.  

Разгадав тайну волшебных семян орхидеи, герои в итоге обретают просветление, которое помогает им вырваться из мира потребления и самообмана. На деле все достаточно просто: желания и мечты сводятся к изначально недостижимой свободе позволить все, чего они тайно желали, но не могли  разрешить себе.
источник
2017 June 16
Кристина Потупчик
Каждый год 16 июня поклонники Джойса отмечают Блумсдей — день, события которого описаны в романе «Улисс». Оказывается, маршрутом Леопольда Блума можно пройти не только в Дублине, но и в Москве!

http://www.kommersant.ru/doc/3328693
Коммерсантъ
«По Знаменке мы спускаемся в Аид»
В пятницу, 16 июня, любители литературы отмечают Блумсдэй — праздник, посвященный Джеймсу Джойсу и его роману «Улисс», который многими считается самой сложной книгой в мире. Поклонники писателя проходят маршрут главного героя Леопольда Блума, разыгрывают сценки из романа и обсуждают его глубокий символизм. Свой Блумсдэй пройдет и в Москве — уже в третий раз. Корреспондент “Ъ” Александр Черных расспросил его организаторов — основателей книжного клуба «Территория медленного чтения» Алексея и Зинаиду Одолламских, где в столице можно найти Мартелло-тауэр, Аид, Итаку и другие джойсовские места. А заодно выяснил, какое отношение к роману имеет Фома Аквинский, чем Одиссей напоминает Вуди Аллена и какой тайный смысл скрыт в фотографии Мэрилин Монро с томиком «Улисса».
источник
2017 June 17
Кристина Потупчик
Подборка интересных каналов на лето:

@malzoffsgallery - мой любимый журналист Игорь Мальцев  здорово умеет совмещать политику и чувство прекрасного. В его новом канале нашла
интересную историю о судьбе художника Уильяма Риммера, чья картина Evening (The Fall of Day) использовалась лейблом Swan Song Records, на котором выпускались легендарные Led Zeppelin.

И напоминаю о журналистской сущности Игоря Мальцева
@fuckyouthatswhy - здесь тоже много интересных историй из общественно-политической жизни, которые не всегда широко освещают СМИ. Например, о женщине-трансгендере, ставшей чемпионкой по горному бегу. Когда к ее успехам появились вопросы у спортивных чиновников (бывший мужчина мог иметь физические преимущества перед другими спортсменками), она пришла в офис федерации с тремя ножами и устроила бойню. Политкорректная Шотландия постаралась эту историю скрыть. Ну вы поняли.

@frekenbook - самый неожиданный канал про детские книжки.
Советская цензура, когда-то пытаясь скрыть подальше от взрослых глаз замечательного Даниила Хармса, отрядила его писать детские книги. А вот Срджан Драгоевич, например, пришел в детскую литературу сам, не скрываясь от цензоров, создал  свой «Какаград» с Говницей и Твердокаком. Был ещё  в таком же духе комикс «Ариоль», где свинья и кролик носятся с резиновой рвотой или делают самогонный аппарат, но это уже другого автора.

@telavivdaily - заметки девушки, живущей в Тель-Авиве уже два года. Случаи из жизни, особенности быта древнейшего народа, ну и, конечно же, лингвистические шутки. Будьте внимательны при изучении языка и пометьте себе, что «кос» на иврите — чашка или стакан, а "кус» — влагалище.

@rudniki - каменоломни правды. Свободные мысли не креативного класса. Некоторые необычные ассоциации на тему текущих новостей и ироничные переживания по этому поводу.

@history_gothy - прикольный канал про историю. Отсюда, например, я узнала, что первые волейболисты появились ещё в племени Майя на территории Мексики во втором тысячелетии до нашей эры. Тогда с ними не церемонились и приносили победителей в жертву богам - при этом игроки старались оказаться на жертвеннике и охотно расставались с жизнью. Самый натренированный побеждал, его тут же обезглавливали, на поле выходили другие команды и играли уже не мячом, а человеческой головой 😳

@trendec - первый серьезный канал о мемах и трендах, без тупых шуток и демотиваторов. Только аналитика самого актуального в медийном поле и четкий разбор механики вирусных трендов.

@dorogoydedushka - тот момент, когда авторский канал «Ельцин-центр» в телеграме лучше, чем музей в Екатеринбурге. Потому что автор поясняет за современные политические процессы, а не ностальгирует по «святым» девяностым.

@Tomilin88 - Тот самый парень, который овладел девушкой в Саратове, назвавшись кремлёвским политологом (хотя работает барменом в ДНР).

@centraltelegraph - летопись жизни подростка нулевых, которую пишет нынешний тридцатилетний эсемемщик. Каждый вечер он ностальгирует о студенческих пьянках, панк-сейшенах, школьных разборках и вспоминает тех, кто выбрал вещества и потерялся в своём расширенном сознании.

@marketologmanager - идеальный книжный справочник нонфикшн-литературы. Очень достойная подборка авторов и удобная навигация по темам. Каждую книгу из рекомендаций можно скачать прямо в канале.

Без пяти минут ветеран телеграма Михаил @sapiton пишет о книгах, гаджетах и культурных явлениях.

@moskvafishki - один из самых известных каналов о Москве расширяется в офлайн. Автор - историк, писатель, исследователь Москвы теперь еженедельно проводит экскурсии по улицам и переулкам города, где показывает мало кому известные мелочи и детали.
На эти встречи он также приносит подлинные старинные газеты,
журналы, билеты, документы и прочие артефакты, позволяющие ощутить "вкус эпохи". Регулярно хожу на его экскурсии и вам рекомендую. Может встретимся там ;)
источник
2017 June 21
Кристина Потупчик
источник
Кристина Потупчик
Эдуард Лимонов, «Великие»

Эдуард Вениаминович собирает друзей. С годами Лимонов превратился из иконы постсоветских панков и красных скинов в мудрого литературного командора, и вот он уже собирает  под одной обложкой противоречивых героев, с которыми было бы нескучно поговорить об ушедших эпохах, семейных проблемах, ну и о старой доброй революции, конечно.
Последний раз Лимонова я читала в 9-м классе на уроке физики. «Это я — Эдичка» - издание с настолько неприличной обложкой, что пришлось обернуть газеткой. Увидела на днях маленький сборник «Великие» в книжном, ну и рука сама потянулась. Книжка забавная, хоть и есть небольшой налёт копипастных энциклопедий «100 великих людей», которыми я тоже, кстати, увлекалась в 9 классе.

Сборник состоит из небольших эссе о нескольких знаменитых личностях — Сократе, Платоне, Федоне, апостоле Павле, Ницше, Дарвине, Марксе, Бакунине, Фрейде, Поле Поте и Усаме бен Ладене. Лимонов сужает этих людей до самых интересных деталей и интерпретирует лишь малоизвестные факты из биографий.

Так, например, до увлечения психоанализом Фрейд искалечил немало пациентов, напрасно удаляя им носовые перегородки. А первая теоретическая работа Фрейда была о половых различиях у речных угрей, что бросает на фрейдизм несколько юмористическую тень, которую кроме Лимонова вряд ли кто-то заметил.

Апостол Павел у автора раскрывается как гениальный менеджер, который заменил Тору Христом и заманил огромное количество язычников в христианство, разрешив им не делать обрезание и есть некошерную пищу. Павел, будучи пиарщиком, изящно использовал медиаповод о распятии и воскресении Иисуса, чтобы выстроить из этого кейса образ искупителя грехов и построить одну из главных мировых религий.

Изрядно раскрыты сексуальные проблемы и комплексы Ницше - его любовь к дочери русского генерала так и осталась без сатисфакции. Её родители отказали ему в женитьбе. Правда потом Лу Саломе предложила Ницше и ещё одному претенденту на своё сердце жить втроём. До этого, насколько я понимаю, не дошло, зато запрячь себя вместе с соперником в одну повозку Ницше позволил. На фото ниже Лу радостно позирует с плёткой, готовясь игриво хлестать двух немецких философов.
Сердечные дела были не единственной трагедией Ницше. Третичный мозговой сифилис вызвал психическое расстройство, которое проявлялось в мании величия и прочих унизительных подробностях истории болезни. Он прятал мелкие вещички, толкал других пациентов, писал в собственные ботинки, разговаривал с воображаемой свитой слуг, считая себя то Фридрихом Вильгельмом Вторым, то Герцогом Кумберлендским, санитара же считал Бисмарком. Планы найти выход из старого христианского человека остановило безумие, оно же, впрочем, позволило такому последователю Ницше как Гитлер без лишней рефлексии  реализовать на практике кое-какие подходы по созданию сверхчеловека.
Но, несмотря на всё это, Ницше по праву занял место в книге Лимонова и вполне органично смотрится в ряду других «великих».
источник
Кристина Потупчик
"Идешь к женщине - не забудь плетку" (с) Ницше. Ну-ну!
источник
2017 June 23
Кристина Потупчик
источник
Кристина Потупчик
Смотрите, какое крутое выступление Михаила Казиника в Совфеде, про культуру и воспитание. Учит сенаторов скрипку любить, святой человек.
источник
2017 June 25
Кристина Потупчик
Тем временем на Радио Орфей упомянули балет Кленовского «Прелести гашиша», поставленный в Мариинке в 1885
источник
2017 June 27
Кристина Потупчик
Читать можно и нужно не только книжки, но и интересные телеграм-каналы про не менее интересные книжки.

К сожалению, «Телеграм» стал главной темой этой недели не по самому позитивному поводу. Как вы наверняка знаете, со дня на день наш с вами уютный уголок поклонников литературы может быть заблокирован.

Оставим за скобками — правильно это или нет.
Сегодня я хочу рассказать, как при помощи нескольких несложных пассов избежать страшной участи оказаться «за бортом» и сохранить доступ к любимым литературным (и не только) каналам.
http://telegra.ph/TelegramZHivi-06-27
источник
2017 June 28
Кристина Потупчик
Короче мы решили подождать, пока телеграм заблокируют, и только после этого завести канал для «Фаланстера», но немного не дождались, не терпится уже! Подписывайтесь, у нас тут будут горы полезной информации, анонсы книг, мероприятий, лекции про Гегеля, ссылки на всякую чушь, клипы группы «Цыганята и Я с Ильича», мемасики с Дугиным — короче все, что мы любим и ценим.
источник
2017 July 01
Кристина Потупчик
источник
Кристина Потупчик
Ирвин Шоу, «Ночной портье»

Сразу стоит сказать, что одноимённый сериал с Томом Хиддлстоуном в главной роли или фильм Лилианы Кавани не имеют никакого отношения к этой книге. Решила, что надо всё-таки предупреждать о таких вещах. Одна моя чувствительная знакомая замучила вопросом, что бы ей почитать "легонького" про приключения и любовь - ну я и посоветовала "Ночного портье". Она решила всех перехитрить - не читать книгу, а посмотреть фильм, не подозревая, что иногда под одним и тем же названием могут существовать совершенно разные по сути вещи.

Конечно же знакомая обнаружила «Ночного портье» Лилианы Кавани. И, видимо, он ей даже понравился, раз садомазохистские отношения бывшей заключенной концлагеря с нацистским охранником показались ей «пронзительнейшей любовной историей». С чем, кстати, и не поспоришь.
А вот книжка  Ирвина Шоу, хоть и не обладает столь надрывной любовной линией, но в то же время не лишена определённого шарма.

Литература эта немного о другом. Шоу написал лёгкий, авантюрный роман о двух парнях, которые, внезапно разбогатев при необычных обстоятельствах, решают приумножить свалившийся на их головы капитал. Они разъезжают по лучшим курортам  Европы на шикарном «Ягуаре», курсируя от одной компании богачей к другой в поисках перспективных объектов для удачной инвестиции.
В дополнение к интересной детективной, любовной и приключенческой линиям приятным бонусом становится чувство юмора автора. На противоположностях двух главных героев, а также разнице в их подходах к ведению бизнеса автор  выстраивает  язвительные и ироничные диалоги.

Такой роман, как «Ночной портье», хорошо брать с собой в путешествие или на пляж, его даже можно слушать в формате аудиокниги, когда полешь грядки на огороде или бегаешь. Конспектировать там особо нечего, глубокую рефлексию такая литература не вызывает, книга исключительно для отдыха.
Крайне динамичный, но вместе с этим и довольно неправдоподобный сюжет романа (что, к слову, его не особо и портит) вызывает такие же ощущения, как при просмотре захватывающего сериала. Но несмотря на то, что это довольно качественная беллетристика, злоупотреблять творчеством Ирвина Шоу и читать все его произведения за один присест я бы не советовала. Это расслабляет и читать после литературу более серьёзную будет трудновато.

"Ночной портье» — лёгкое в не самом плохом смысле чтение, полезное в малых дозах. Например, в качестве компенсации за наше прохладное лето. Герои романа почти на каждой странице распивают прохладное шампанское и купаются в лучах нежного солнца альпийских лугов или лазурного берега. Именно за такую возможность хоть немного, но всё-таки погреться на солнце, я и люблю книги Шоу.
источник