Раскол на Афоне как самое мягкое, что может быть.
Прихожане РПЦ не смогут молиться и причащаться в храмах на горе Афон в Греции из-за разрыва общения между Московским и Константинопольским патриархатами. Об этом сообщил пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, передает ТАСС.
«Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями», — сказал Волков.
Звучит весьма безапелляционно. Внутри РПЦ усилилась оппозиция экуменистическому сближению с Римской католической церковью. Позиции отвечающего за это направление митрополита Волоколамского Илариона ослабли. Решение Константинополя по Украине укрепило позиции критиков близких отношений между властью внутри РПЦ, включая роль Светланы Медведевой, которая была инициатором и лоббистом сближения с католиками.
«Встреча патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване состоялась при содействии Кремля», - пишут эти критики.
Что это может значить для Афона, куда в паломнических целях ездят тысячи россиян? Где на их деньги восстановлены и живут многих храмы и скиты?
Афонское братство давно стал ареной экуменистических войн внутри православия.
Американцы эти войны поддёргивают через оппозиционный к афонскому правительству в Кариесе монастырь Эсфигмен, который встал в оппозицию ко всем сразу.
Афон всегда находился в сложных отношениях с Варфоломеем, ситуация обострилась в последние годы.
В 2017 году более 100 иноков отказались поминать патриарха Варфоломея в ответ на решения Критского собора Константинопольского патриархата, который прошёл в 2016 году.
Соборное послание провозгласило лидирующую роль патриарха Варфоломея.
Варфоломей в открытом письме настоятелей ряда афонских монастырей был обвинён в том же, что побуждает его вмешиваться в дела РПЦ на Украине: в экуменизме, в частности в диалоге с Римской католической церковью, а также в диктате и единоначалии.
Были признаны церквами Римская католическая церковь, ряд протестантских, были разрешены к освящению браки между православными и католиками.
Многие поместные церкви (Черногорская, Антиохийская, другие) не приняли решения Собора.
Более того, внутри РПЦ многие начали возмущаться политикой экуменизма и сближения с Римом внутри РПЦ. Возвысились голоса о том, что вопросы мирового православия должны решаться в Москве, а не Стамбуле.
По окончании Собора на Крите более 50 монахов-келиотов (в том числе авторитетный старец Гавриил Карейский) в открытом письме Священному Киноту (административному органу управления Афоном) и игуменам афонских монастырей назвали «Святой и Великий Собор» «разбойничьим» и «антиправославным», призвав прекратить поминовение Вселенского патриарха Варфоломея.
Они заявили, что Собор узаконивает официально и на высшем уровне ересь экуменизма.
В письме также говорилось о том, что Собор игнорировал роль монашества и особенно отношение Святой Горы Афон к папству и экуменизму.
Открытое письмо подписали насельники Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиландар, Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также монахи и старцы из населенных пунктов Карея, Капсала и различных скитов.
Обратим внимание на то, что в большинстве указанных монастырей находятся священные для православных артефакты, периодически ввозимых в Россию на средства высокопоставленных жертвователей.
В ответ на позицию подписантов письма Варфоломей потребовал их выселить с Афона.
Что будет сейчас, предположить трудно. Например светское греческое правительство проводит планомерную политику по подчинению Афона правилам экономической жизни государства и однозначно выступит на стороне Варфоломея.