Действующий глава Кабардино-Балкарской республики Юрий Коков крепко держит власть и в ближайшее время вряд ли сдаст ее конкурентам. Политическая дальновидность с одной стороны, и череда случайных побед с другой, делают из Юрий Кокова политического долгожителя, но, увы, никак не тяжеловеса. Всем своим влиянием он обязан тем, что представляет интересы сразу двух из трех групп влияния: силовиков из федерального центра и местную «клановую аристократию». Причем каждая из этих групп убеждена, что Коков отстаивает именно ее интересы, а другую всего лишь использует.
1⃣ Силовики. Для них Коков – не представитель кланов или народа КБР, а полностью свой. До назначения главой республики Юрий Коков занимал должность руководителя отдела по борьбе с экстремизмом ГУ МВД РФ в звании генерала-полковника юстиции. А в органы попал еще в 1991 и сразу стал заместителем начальника криминальной милиции, что и не удивительно: в это время республику возглавлял его родственник Валерий Коков. Сейчас Юрий Коков – один из немногих глав субъектов СКФО, который не ожидает чисток.
2⃣ Кланы. Власть в республиках Северного Кавказа традиционно держится не только на поддержке федерального центра и местных бизнес-элит, как в других регионах России, но и на умении балансировать между интересами многочисленных кланов. В Кабардино-Балкарии кланы традиционно играют меньшую роль, чем в Дагестане или вайнахских республиках (Чечне и Ингушетии), но иногда выступления их представителей превращаются в серьезную политическую и даже физическую угрозу. Так случилось в 1992 г., когда разъяренная толпа поднялась против тогдашнего главы Валерия Кокова, которому пришлось эвакуироваться из Нальчика. Сейчас в республике наиболее сильными и претендующими на власть считаются 2 клана – Коковы и Каноковы.
📌
Коковы – балкарский клан, который с конца 70-х годов контролировал серые финансовые потоки в республике, а в конце 80-х – почти всю политическую и экономическую жизнь КБР. Сейчас, помимо главы, клан опирается на влияние Хисы Беккаева – директора курорта Эльбрус и сенатора Мухарби Ульбашева.
📌
Каноковы – новый клан, созданный бывшим главой КБР Арсеном Каноковым. С конца 80-х Каноков пользовался покровительством Коковых, благодаря чему уже в 1991 г. ему удалось построить холдинг «Синдика», бюджет которого к середине нулевых в несколько раз превышал бюджет республики. Свой клан Арсен Каноков организовал в середине 90-х. Помимо самих Каноковых, вошли родственники его матери - Жамборовы и родственники зятя - Тлехуговы. На короткое время им удалось отлучить от власти Коковых – с 2005 по 2013 год.
Сейчас Каноковы не решаются на открытое политическое противостояние Коковым, опасаясь за бизнес-активы в других регионах России и прессинга со стороны силовиков, но в ближайшее время войдут в фазу жесткого открытого противоборства на фоне слухов о возможной отставке Юрия Кокова. Впрочем, нигде, кроме журналисткой среды, и как следствие СМИ эти слухи не ходят и в Москве считаются абсолютно беспочвенными. Тем не менее, Каноков начинает подкармливать журналистов и общественников, чтобы создать вокруг действующего главы отрицательный информационный фон. На случай победы противников, Коковы готовят нового кандидата от своего клана – Казбека Кокова, друга директора Краснодарского университета МВД в Нальчике Заурби Шхагапсоева и других силовиков.
Я уверен, что Коков останется на посту как минимум до 2020, когда федеральный центр спросит за исполнение программы развития, которая вряд ли будет реализована. Тогда-то на большую политическую сцену снова пустят Каноковых с плеядой их эффективных менеджеров.
Товарищ Ставин
@StavIN для Незыгаря
@russica2. Проект88