Size: a a a

2020 October 12
Groks
Очень ценное исследование. Исторические данные свидетельствуют о том, что среднегодовая доходность по акциям компаний из S&P 500 с CAPE выше 40 составляет -5.4%. Если кто не знает, то CAPE — это Cyclically Adjusted P/E Ratio или коэффициент P/E Шиллера, где вместо «earnings» берётся средняя прибыль за последние 10 лет, скорректированная на инфляцию. Напомню, что у Теслы P/E сейчас больше 1000, у Zoom — свыше 600, у SalesForce — 100 (CAPE лень считать, но аномалия очевидна). Инвесторы, видите ли, инвестируют в будущее.

https://jeroenbloklandblog.com/2017/05/04/cape-the-good-the-bad-and-the-ugly/ #аналитика
источник
2020 October 14
Groks
groks
Когда я начал сеять сомнения по поводу целесообразности всеобщей одержимости переходом на удалёнку, некоторые сочли мою позицию за примитивную роль антагониста. Ну, мол, где я, а где Google, Facebook, Twitter и все прочие? А как вам Рид Хастингс? Основатель и глава Netflix заявил, что не видит в удалённой работе ничего положительного, только негатив.

Да, пандемия заставила заскорузлый корпоративный мир перейти на новый для него формат работы. В связи с этим многие «традиционные компании» разглядели преимущества данного формата и вспомнили про книгу Remote. Но удалёнка подходит далеко не всем. Поэтому не нужно бездумно гнаться за Калифорнийскими трендами.

Удержание сотрудников по домам со стороны некоторых гигантов долины вовсе не означает наличие у них опыта с повышением продуктивности. Мотивы могут лежать в других плоскостях: например, в индексации зарплат по месту локации или банальное следование настроениям персонала, когда большинство считает, что карантин необходим.

Есть множество исследований свидетельствующих о том, что среди либералов гораздо больше сторонников всевозможных ограничительных мер, нежели среди людей консервативных взглядов. И вот как Google в таком случае со своей корпоративной демократией и либеральной культурой может не ратовать за удалёнку? #мысливслух
Происходит именно то, что я подозревал, говоря о мотивации Долины к переходу на дистанционный режим работы. На WSJ вышел подробный материал об индексации зарплат по месту локации. Согласно опросу Sequoia, 22% компаний уже следуют этой тенденции, а зарплаты сокращаются на 10-20%. Но даже при таких условиях покупательская способность только возрастает, если человек переехал, скажем, в Техас или Теннесси. Поэтому почти 50% людей не против индексации.

Многие, глядя на решения Гугла, Твиттера и иже с ними, уверовали в повышение продуктивности на удалёнке. Однако оно не доказано. А вот то, что обслуживание персонала является главной статьёй расходов для техкомпаний — факт. И они мудро режут косты, извлекая выгоду из пандемии. Не забывайте ещё про стоимость недвижимости в Калифорнии, обслуживание офисов, медстраховки, питание и всякие плюшки для сотрудников. Даже если продуктивность снизится и её придётся компенсировать наймом, то удалёнка с индексацией будет выгоднее.

https://www.wsj.com/articles/silicon-valley-pay-cuts-ignite-tech-industry-covid-19-tensions-11602435601
источник
Groks
groks
Происходит именно то, что я подозревал, говоря о мотивации Долины к переходу на дистанционный режим работы. На WSJ вышел подробный материал об индексации зарплат по месту локации. Согласно опросу Sequoia, 22% компаний уже следуют этой тенденции, а зарплаты сокращаются на 10-20%. Но даже при таких условиях покупательская способность только возрастает, если человек переехал, скажем, в Техас или Теннесси. Поэтому почти 50% людей не против индексации.

Многие, глядя на решения Гугла, Твиттера и иже с ними, уверовали в повышение продуктивности на удалёнке. Однако оно не доказано. А вот то, что обслуживание персонала является главной статьёй расходов для техкомпаний — факт. И они мудро режут косты, извлекая выгоду из пандемии. Не забывайте ещё про стоимость недвижимости в Калифорнии, обслуживание офисов, медстраховки, питание и всякие плюшки для сотрудников. Даже если продуктивность снизится и её придётся компенсировать наймом, то удалёнка с индексацией будет выгоднее.

https://www.wsj.com/articles/silicon-valley-pay-cuts-ignite-tech-industry-covid-19-tensions-11602435601
А вот пример того, как популяризируется тезис о повышении продуктивности во вполне себе авторитетном The Conversation. Обращаю ваше внимание, что я нисколько не искажую содержание статьи, можете всё проверить сами.

Итак, профессор экономики Квинслендского университета ссылается на константу Марчетти — некую теорию о том, что на протяжении многих десятилетий ежедневные поездки у человека занимают примерно один час.

Далее он говорит, что если этот час высвободится, а отведённое на работу время и продуктивность не сократится, то это повлечёт за собой повышение производительности на 13% при 38-часовой рабочей неделе. Стопудово так!

Но профессор не дурак и понимает, что все на удалёнку не перейдут. Поэтому он выводит следующую гениальную гипотезу: если хотя бы половина людей высвободит свой час на передвижение, то производительность труда рабочего населения вырастит на 6.5%.

Потом он вспоминает про экономические реформы 1990 года (видимо Австралийские), целью которых было увеличение национального дохода на 5.5%. По итогу оказалось, что это был слишком оптимистичный прогноз и план не состоялся.

Догадываетесь к чему он клонит? Да к тому, что те 5.5% были недостижимым благом, а тут пандемия дарит сразу 6.5%! Профессор просто иллюстрирует важность этого значения, несмотря на то, что оно меньше десяти.

Его вывод: возможно для нас открылся потенциал для экономической реформы, которая принесёт гораздо больше  пользы, чем упорные преобразований конца 20-го века. А вот заголовок: «Неужели мы наткнулись на самый большой рост производительности в этом столетии?».

Конечно, профессора спасает слово «возможно» — с ним придраться как-бы не к чему, ибо может быть всякое. Но неужели сии аналитические потуги хоть сколько-нибудь ценны? Я подобных сенсаций могу вам минимум по две в месяц выдавать. Именно такие представители научного сообщества и завели весь мир в кризис. #мысливслух

https://theconversation.com/have-we-just-stumbled-on-the-biggest-productivity-increase-of-the-century-145104
источник
2020 October 15
Groks
Рубрика занимательных статистических фактов за последнее время #аналитика:

• Глобальный трудовой доход просел на 10.7% или $3.5 триллиона за первые три квартала 2020 года YoY. Эти потерянные триллионы загубят больше жизней, чем коронавирус.

• В пятницу 2 октября на биржу вышло рекордное количество SPAC — аж 8 штук, которые привлекли более $3 ярдов. Напоминает ICO лихорадку 2018 года.

• В США закрыто 100 000 ресторанов (1/6 от общего числа). К концу года ожидается сокращение всей отрасли на $240 млрд. Выходит, что сервисы доставки не особо-таки компенсируют спрос.
источник
2020 October 16
Groks
Тинькофф и Яндекс остановили переговоры об объединении активов. Соответствующее заявление опубликовано на сайте Лондонской фондовой биржи.
источник
Groks
С 19 по 21 октября состоится главное событие страны в сфере технологического предпринимательства — IX Международный форум инновационного развития «Открытые инновации», который пройдёт онлайн и будет бесплатным для всех.

Главная тема этого года — «New Digital Normal. Готовы ли мы к изменившемуся миру?». Участники Форума обсудят влияние социальной и экономической изоляции во время пандемии на развитие технологий в постковидном мире, а также возникновение новых сценариев и платформ взаимодействия бизнеса, правительств и общества в глобальном масштабе.

Среди ключевых спикеров в 2020 году: вице-президент Google Inc Меир Бранд, директор McKinsey Global Institute Джонатан Ветцель, старший вице-президент Novartis Gene Therapies Лиза Дешам, сооснователь Mail.ru Group Дмитрий Гришин и многие другие. Спикеры подключатся онлайн, а в специальных чатах им можно будет задать вопросы напрямую.

Для участия в Форуме «Открытые инновации» достаточно пройти регистрацию на сайте https://openinnovations.ru.
источник
2020 October 17
Groks
Сан-Франциско переживает самый тяжёлый финансовый кризис за последние десятилетия: дефицит бюджета, сокращение налоговых поступлений на 43%, снижение загрузки отелей на 86%, увеличение доли свободных офисных площадей до 14%, десятки тысяч безработных и внушительный отток населения. Город замирает. Количество поездок общественным транспортом уменьшилось почти в 10 раз. Упали даже продажи еды в магазинах. Если вы думаете, что всё ушло в интернет, то вы заблуждаетесь, ибо онлайн-продажи выросли только на 1%. Я очень сомневаюсь, что в области залива исключительно в Сан-Франциско такая ситуация. Кремниевая долина изменилась и возможно навсегда.

https://www.sfchronicle.com/business/article/S-F-is-facing-its-worst-fiscal-crisis-in-15632261.php
источник
2020 October 18
Groks
Цифры из записи выше неплохо иллюстрирует публикация «Why I’m Leaving California» от Бэна Шапиро — достаточно известной медиаперсоны в штатах. Правда он пишет про Лос-Анджелес, а не Сан-Франциско, но это тоже подходит для понимания происходящего.

https://www.dailysignal.com/2020/09/30/why-im-leaving-california/
источник
2020 October 20
Groks
Неординарное применение машинного обучения. В своде федеральных нормативных актов США примерно 185 000 страниц канцелярита и правительственные учреждения решили применить искуственный интеллект для отбраковки и сокращения устаревших правил. Идея технологической регуляторной гильотины хороша.

https://www.reuters.com/article/us-usa-regulations-white-house/u-s-government-agencies-to-use-ai-to-cull-and-cut-outdated-regulations-idUSKBN27130L
источник
2020 October 21
Groks
Духоподъёмная история про Романа Аранина. Шестнадцать лет назад человек упал с параплана и оказался парализованным. Спустя время он создал свою инвалидную коляску с электроприводом, а на прошлой неделе в посёлке Поддубное под Калининградом запустилась его фабрика с производственной мощностью более 2500 единиц уникальных изделий в год. Есть ещё видеорепортаж. Почему у нас про это не пишут с таким же пристрастием, как, например, пишут про огнемёт Маска?
источник
2020 October 22
Groks
О переделе рынка рекламы. Крупнейший рекламодатель в мире Procter & Gamble рассказал на конференции Programmatic I/O на днях про то, что делает со своей рекламой.

• Постепенно отказывается от услуг агентств и всё больше инвестирует в собственные кампании, которые он ведёт своими руками. «В этом больше ценности и мы можем быстрее принимать решения».

• Старается инвестировать в решения «цельного контура» или «замкнутой петли», где инвестиции в рекламу можно сразу измерить эффектом от продаж. Зачем? — Чтобы сразу же оптимизировать кампании и управлять рекламой.

• Отказывается от годовых ТВ-сделок, когда в начале года рекламодатель договаривается на покупку определённого объёма по договорной цене. Обычно это давало сильную экономию, но теперь P&G говорит, что они не получают взамен гибкости и обмена информацией.

• Фокусируется на ОТТ и CTV (онлайн-кинотеатры и приставки). Причина — большее внимание потребителя, чем в ТВ. Собирается больше тратить на «мультикультурные» площадки и доверять больше «мультикультурным агентствам».

Движения столько крупного «плательщика» как P&G могут повлиять на расстановку сил по всему рынку. Тезисы подсмотрел у Ромы Нестера. Источник — AdExchanger.
источник
2020 October 25
Groks
groks
Полагаю, что вы уже слышали про Quibi — это видеосервис с сериалами и ТВ шоу, специально сделанными для потребления на мобильном телефоне. Quibi привлёк $2 млрд, на волне ажиотажа стал четвёртым по скачиваниям приложением в США и уже успел опуститься до 71 строчки. Походу Quibi — всё.

https://www.techdirt.com/articles/20200426/17195244378/quibi-is-what-happens-when-hollywood-overvalues-content-undervalues-community.shtml
Quibi — точно всё. Основатели видеосервиса Мег Уитмен и Джеффри Катценберг подтвердили закрытие проекта в открытом письме. Хроника: $1 ярд на pre-seed, полтора года разработки, ещё $750 мультов посевных, полгода на рынке и инвесторы решили, что лучше забрать оставшиеся $850 миллионов со счёта. Оголтелый венчур. Quibi я назвал провалом ещё в июле.
источник
2020 October 26
Groks
Культура потребления в России развивается и мысль о необходимости платить за контент становится нормой. На днях Яндекс.Плюс преодолел отметку в 5 миллионов подписчиков. Данное значение выросло вдвое с начала текущего года.

Единая подписка Яндекс.Плюс была запущена в мае 2018 года. Сейчас она стоит 199 рублей и даёт доступ к онлайн-кинотеатру КиноПоиск HD, Музыке, бонусы в Такси, Еде, Драве и других сервисах Яндекса. Глядя на результаты сегмента Media Services в отчёте за второй квартал можно предположить, что ежемесячная выручка Яндекса от подписок составляет около 1 миллирда рублей.

https://vc.ru/services/169818-yandeks-plyus-uvelichil-kolichestvo-podpischikov-v-rossii-vdvoe-s-nachala-2020-goda-do-5-mln-chelovek
источник
2020 October 28
Groks
Вновь хочу процитировать основателя AmoCRM Михаила Токовинина:

«Ключ к успешной удалёнке не инструменты, а ответственность. Мысль, которая меня всегда забавляла, как 100-200 лет назад люди управляли большим хозяйством или империей.

Вот ушел Наполеон в очередной поход, а Париж продолжает жить своей жизнью. И нельзя ему быстренько позвонить, что-то уточнить, попросить принять решение. Нет его, и любой вопрос-ответ это минимум пара недель на гонцов туда-обратно. А как управляли российские императоры страной до появления телеграфа? Отправляешь какой-то поход на восток, а через пару лет узнаешь, что у нас теперь ещё и Калифорния есть.

Быстрые коммуникации породили безответственность. Сегодня, когда любой вопрос можно за секунды эскалировать наверх, можно ничего не решать, а бесконечно уточнять. Сотни имейлов, тысячи сообщений, бесконечные конф-коллы — лишь бы не брать на себя ответственность. Эффективная удаленка возможна только когда люди работают самостоятельно, изредка выходя на связь, чтобы скоординировать свои действия.

Это отлично понимаешь, когда работаешь из Калифорнии с Москвой: дал задание и пошёл спать, следующий сеанс связи через 8 часов (разница во времени). Но получается это у единиц, потому что за десятилетия развитых инструментов коммуникаций у большинства людей атрофировались центры принятия решений».
источник
2020 October 29
Groks
Кредитное качество публичных нефинансовых компаний по методологии Standard & Poor’s. В 1980 году было 65 эмитентов с рейтингом AAA, в этом году их всего 5. Раньше более половины компаний от общего числа находились в А категории, сегодня большинству компаний присвоен мусорный рейтинг (BB и ниже).

https://www.ft.com/content/2719966c-b228-4300-bdc0-dcbe2f7050fd #аналитика
источник
2020 October 30
Groks
groks
Помните я писал о том, что технологического сектора уже не существует? Понимаю, это достаточно нестандартное заявление, посему дерзкое, но первым осмелился его озвучить не я. А суть в том, что технологии всюду и делить какой-нибудь Amazon и Walmart на «хайтек» и «ритейл» нынче не правильно. Яркий тому пример — новый магазин Walmart, который отслеживает наличие товаров на полках для оптимизации работы продавцов. Камеры и другие датчики обрабатывают 1.6 ТБ данных в секунду, ЦОД стоит прямо в магазине. Ну разве это не технологическая компания?

https://vc.ru/trade/65761-walmart-otkryla-umnyy-magazin-on-otslezhivaet-nalichie-tovarov-na-polkah-dlya-optimizacii-raboty-prodavcov
Walmart всё чаще упоминается в технологических изданиях. Концептуальной границы между этим представителем «классического ритейла» и инновационным Амозоном для меня нет уже давно. Компания вкладывает огромные деньги в R&D и проводит множество экспериментов. Например, использование дополненной реальности для поиска вещей на складе (когда путь до полки с нужной коробкой человек видит на экране) увеличивает производительность до 20%. Понятно, что чаще пишут про положительный опыт, замалчивая неудачи, но менеджмент Walmart восхищает. Менять систему, в которой задействовано более двух миллионов сотрудников — великое дело.

https://techcrunch.com/2020/10/29/walmarts-new-test-stores-will-experiment-with-ar-mobile-revamped-checkout-and-more/
источник
2020 October 31
Groks
На днях все написали про рекордный рост ВВП США в Q3 на 33,1% в годовом выражении. Причём многие позволили себе формулировку «экономика полностью восстановилась» после падения на 31,4% в Q2. Увы, даже именитые бизнес издания, вроде Коммерсанта не знают, что если что-то упало на 50%, то вырасти оно должно на 100%, дабы вернуться к норме. Так вот до восстановления ещё очень далеко. А WSJ, ссылаясь на данные Moody’s пишет следующее: «U.S. States Face Biggest Cash Crisis Since the Great Depression». Налоговые доходы штатов упали и по прогнозам бюджет недополучит сотни миллиардов долларов. Триллионные выплаты, избыток ликвидности и ажиотаж на фондовых рынках бустят ВВП, но восстановление не будет симметрично падению. Эхо карантинов мы будем слышать ещё долго.

https://www.wsj.com/articles/u-s-states-face-biggest-cash-crisis-since-the-great-depression-11603910750 #аналитика
источник
2020 November 02
Groks
Повстречалась новость на РБК про то, что число желающих работать четыре дня вместо пяти за последний год сократилось и я вспомнил про свою статью и эксперимент в японском офисе Microsoft. Если опыт был удачный, то что ж Microsoft не перешёл на новый формат работы? — Да потому что это туфта была полная. Многие со мной не соглашались, но время всё обосновало.

И в нашем мире многое происходит именно так. Какой-то модератор в Давосе решил, что опыт внедрения 4-дневной рабочей недели в новозеландской конторке по составлению завещаний имеет ценность для мира. СМИ, цитируя ВЭФ, распространяют эту идею. Все, включая некоторых премьер-министров, заговорили про well-being и прочие эмпирические метрики. Значит идея точно стоящая!

И когда появляется некий персонаж, ссылающийся на корреляцию между количеством выработанных часов и ВВП, то до логики уже нет никакого дела. Этот негодяй возомнил, что он умнее всех этих авторитетов! А в итоге получается, что мнение какого-то модератора ВЭФ стало важнее здравого смысла. Да и вообще, как идея работать 5 дней может быть более популярной? Лакеи капитала хотят превратить нас в рабов!

Кстати, на vc.ru мою статью заплюсовали, а на habr.com заминусовали. Это тоже о чём-то говорит. #мысливслух
источник
2020 November 03
Groks
Ozon опубликовал проспект IPO. GMV за первые 9 месяцев вырос на 142% г/г до ₽121.5 ярда преимущественно за счёт увеличения доли продаж сторонних продавцов, а выручка увеличилась на 70% до ₽66.5 ярдов. Динамика компании впечатляет даже несмотря на то, что текущий год в принципе очень удачный для электронной коммерции.

Доходность Ozon отрицательная и чистый убыток за 9 месяцев составил ₽12.8 миллиардов, хотя он сократился на 1.5% г/г. Минуса по Free Cash Flow и Adjusted EBITDA сокращаются быстрее, причём корректировки в ЕБИТДе здесь не такие, как в Убере или Лифте — они не преукрашивают операционку. На балансе денег хватит ещё как минимум на пару лет сегодняшних убытков, не считая привлечённых средств в ходе размещения.

В общем, учитывая сегодняшние реалии и глядя на какой-нибудь Shopify или Etsy (последний из которых я, кстати, недавно удачно зашортил) проспект Ozon выглядит очень достойно. Это уже третья российская компания, которая выходит на биржу в этом году после Совкомфлота и Самолёта. Желаю всем удачи!

https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1822829/000119312520284083/d29162df1.htm
источник
2020 November 04
Groks
Про искусственный интеллект в сельском хозяйстве. С июня по октябрь 350 автономных комбайнов, оборудованных Cognitive Agro Pilot, обработали свыше 160 тыс. га площадей и собрали более 720 тыс. тонн урожая. За счёт использования беспилотников совокупный масштаб экономии составил более 500 млн рублей. Основатель Cognitive Technologies Ольга Ускова говорит, что про их совместные со Сбером достижения в агротехе отечественные СМИ писать не хотят. Безобразие!

Проблема дефицита предпринимательской инициативы и того, что кроме Яндекса, Mail.ru и ВПК не все смогут назвать другие технологические бренды России во многом связана с уровнем журналистики. Кажется, ещё Тиньков возмущался, что его долго не пускали на Первый канал — видите ли фамилия банк рекламирует. Сопоставьте это с культом предпринимателей в США. Сравните в Google Trends медийность Безоса с Кардашьян и Воложа с Киркоровым. Безобразие!
источник