Когда-то давно, году так в 2008 (у каждого свое давно, ага), я делал буклеты, журналы и фирменные стили. Веб-дизайн (айфон только появился, индустрия продуктового дизайна была сосредоточена в десктопном софте) вызывал у меня стойкое отвращение, потому что все (почти) тогдашние сайты выглядели ужасно и были похожи на пакистанские грузовики. Через 10 лет стало немного лучше. В диджитал пришла визуальная культура, местами даже дотягивающая до печатной (тут не про похожесть, а про уровень владения материалом и визуальную зрелость), но что отсутствует до сих пор, так это примеры внятных конструкций, органичных цифровой среде. Любой продукт вынуждает пользователя держать в голове кучу информации. Где я нахожусь? Как я сюда попал? Как этот экран соотносится с остальными? Какой объем информации остается скрытым? И так далее.
На мой взгляд, сейчас нет не одного по-настоящему органичного цифровой среде и в то же время психологически комфортного и понятного решения. Даже лучшие примеры сбегаются к двум полюсам — высокая степень абстракции, не органичная человеку, либо "уплощение", сведение продукта к цельному цифровому "листу", прокручивающемуся за стеклом экрана, не органичное цифровой среде. Этакая попытка создать книгу 2.0. Не последнюю роль здесь играет общий низкий уровень знаний проектировщиков об истории коммуникаций, конечно (да и истории дизайна и искусств в целом).
Стоит заметить, что эти проблемы помимо общегуманистического измерения имеют прямые экономические последствия — огромный пласт потенциальных пользователей оказывается невовлечен в цифровую экономику. Они не пользуются нашими сервисами, не устанавливают наши приложения (и не читают наши спецпроекты), не несут нам свои деньги и не зарабатывают сами. И это на самом деле не их проблема, а наша.
Мы — часть физического мира и нам крайне некомфортно строить в голове виртуальные модели. Нам надо пощупать, покрутить в руках, чтобы понять, как это работает. Я не верю в превращение всех людей в расу математиков и программистов, мы слишком разные (хотя общий уровень абстрактного мышления, конечно, возрастет).
Есть достаточно достойные попытки решения этой проблемы, например в принципе снять с пользователя необходимость что-то там понимать и превратить его взаимодействие с продуктом в некий "поток", как сделал, например, Снэпчат. Может ли этот подход быть универсальным? Не знаю.
В чем я уверен, так это в том, что цифровые продукты неизбежно должны стать понятнее и комфортнее, так как есть масса гораздо более важных дел, которыми можно и нужно занимать мозг.