Я почитываю реддит и наткнулась на интересный отчет, который может кого-то вдохновить, а кому-то помочь достичь новых высот в копирайтинге (да и на фрилансе в целом).
Полный отчет пары по доходам и тратам на реддите
https://bit.ly/3oEw7VP, здесь приведу их выводы со своими небольшими дополнениями.
Выводы:
1. Диверсификация. Разделите доход между разными типами клиентов и разными нишами, насколько возможно. Не концентрируйтесь на одном клиенте, который приносит больше всего денег — если он «отвалится», вы останетесь совсем без дохода. То же самое с нишами: если вы работали в основном с ивентом, то в марте 2020 наверняка заметили проседание по доходам. Пусть будет больше разных клиентов: мелких, крупных, агентств, компаний, предпринимателей, разные типы бизнеса — онлайн, офлайн, тогда даже в случае кризиса вы останетесь в плюсе.
2. Независимость. Автор поста использовал только одну платформу — Fiverr Pro, куда его с женой пригласили поработать. Остальные заказы искали в других местах. Не становитесь зависимыми от одной площадки или одного источника заказов.
3. Специализация. Если вы углубляетесь во что-то, то приобретаете экспертизу, а значит, можете брать больше денег за работу. Автор выбрал нон-фикшн, медицину и обучение для редактуры и технологии, бизнес и финансы для копирайтинга.
4. Уверенность в себе. Не стесняйтесь просить больше за работу, если уверены в ее качестве. И даже если не уверены (привет синдрому самозванца). Не застревайте на низких ставках и не упирайтесь только в чистые часы работы — включайте в цену за работу время, которое вы тратите на изучение материалов и исходников, переговоры с клиентом и правки.
5. Автоматизация и эффективность. Ищите сервисы, которые помогут вам уменьшить количество рутины и освободить время для работы: агрегаторы заказов, онлайн-бухгалтерия для выставления счетов, тайм-трекеры и таск-менеджеры, гуглдоки.
6. Учет финансов. На фрилансе очень важно следить за своими финансами, планировать их и знать, сколько у тебя денег на счетах — оплата приходит рандомно, не всегда можно предсказать, сколько заработаешь в этом месяце. Тут уже добавлю от себя: используйте мой сервис учета финансов
broccoli.tools, он бесплатный. И накопите подушку безопасности: хотя бы 3, а лучше 6 сумм, которые вам нужны в месяц на текущие расходы.
7. Профессионализм. Нужно не только хорошо выполнять свою работу, но и уметь вести переговоры, не заваливать сроки, включать эмпатию и при этом помнить про свои границы и пределы. Если чувствуете, что выдыхаетесь, лучше откажитесь от проекта и отдохните вместо того, чтобы посередине дистанции завалить его.
8. Постоянные клиенты. Делайте все, чтобы найти постоянных клиентов и сделать разовых таковыми. Самый большой отжиратель времени фрилансера — поиск заказов и переговоры с новыми клиентами. Плюс постоянные клиенты гарантируют вам регулярный доход. Простое решение — сотрудничать с агентствами.
9. Лидогенерация. Найдите те способы привлечения клиентов, которые работают для вас эффективнее всего. Может, это будет общение в фейсбуке, кейсы на VC, блог на вашем сайте с оптимизацией или отклики на профильной бирже фриланса — концентрируйтесь, но не ограничивайтесь ими.
10. Перерывы и баланс. Не забывайте про баланс жизни и работы. Вовремя отдыхайте, уделяйте время близким, заботьтесь о своем физическом и психическом здоровье, не позволяйте людям нарушать ваши границы и вгонять вас в стресс. Автор советует завести питомца — помимо окситоцина и пушистости это еще и повод каждый день выходить из дома, что тоже помогает поддерживать здоровье.
Пункты, кажется, вполне себе обычные и очевидные. Но люди часто забывают о них и концентрируются только на чем-то одном, из-за чего доход становится нестабильным и низким.
Напишите в комментах, получается ли соблюдать эти пункты? И если да, замечаете их положительное влияние на доход и работу в целом? Пока переводила, поняла, что надо и свой такой пост запилить, будет полезно сделать собственные выводы)