Size: a a a

Классическая музыка

2021 January 13
Классическая музыка
​​О русском миноре

Если взять все произведения мировой музыки, то человеческой жизни уже не хватит, чтобы их прослушать. Но в реальной жизни есть совсем немного вещей, которые сопровождают человека. Сочинений, с которыми он в каком-то смысле соединяет жизнь.

Одним из таких для русского человека является кантата «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева. Говорят – она первый русский реквием.

Бетховен писал: «Вся жизнь – трагедия. Ура!». У Танеева, конечно, посыл не совсем такой. Скорее, этот композитор в своей знаменитой кантате, написанной после потрясшей его смерти учителя, Николая Рубинштейна, добирается до трансцендентного, «мира горнего», существование которого единственное и может искупить трагедию сполна. Причем эта музыка настолько сильная, мощная, эмоционально наполненная, что увидеть то, что в ней заложено, не так и трудно.

Вторым «священным камнем» русской музыки является очень известная, написанная композитором Георгием Свиридовым по мотивам одноименной повести Пушкина, сюита «Метель». Нигде больше Свиридову не удалось передать ту щемящую ноту жизни, горькую и в то же время избавительно-радостную. А, наверное, без подлинной горечи и не может быть никакого настоящего избавления.

Позднее где-то в интернете мне попалось словосочетание, характеризующее Свиридова: «русский минор».

Русский минор – это же, в конце концов, русское всё. Россия, ее природа и культура, на мой взгляд, никак не адресуют к мажору. Поэтому, конечно, можно говорить о русском миноре, например, в классической русской литературе. Разве Лермонтов, Достоевский – это не минор? Да даже и Горький? Но ведь «минор» не значит только «грустный». Минор нужен, чтобы выразить, может быть, грусть и избыть ее, высветлить. «Печаль моя светла…», «дрожащие огни печальных деревень» – всё это глубоко минорные строки. #Свиридов #Танеев
источник
Классическая музыка
источник
Классическая музыка
источник
2021 January 15
Классическая музыка
Чечилия Бартоли — оперная дива и крупный музыкальный деятель, за карьерой которой пристально следят любители классики со всего мира. Ее страсть к перевоплощениям давно бушует в альбомах и сопряженных с ними концертных программах. И вот, кажется, делу венец: Бартоли снимает маски и предстает в главной роли своей жизни, называя новый альбом «Queen of Baroque».

Слушайте новый альбом королевы барокко и читайте текст Ярослава Тимофеева по ссылке ниже:
http://muzium.org/releases/cecilia-bartoli-queen-of-baroque
источник
2021 January 21
Классическая музыка
​​Моисей Вайнберг – незаслуженно забытый композитор. Его редко исполняют, о нем мало говорят. Вы его можете знать по работе к фильму «Летят журавли». Именно в тот период, а далее в шестидесятые, наступают «золотые годы» для творческой самореализации композитора.

На протяжении творческой жизни музыканта, как он прибыл в Москву в 1943 году, его всячески поддерживал Дмитрий Шостакович, с которым у Вайнберга сложилась тесная дружба. Позже эта связь, возможно, сыграла с ним злую шутку. Вайнберг оставался в тени своего «старшего брата», а современники его называли «маленьким Шостаковичем». Сегодня, когда музыка обоих композиторов доступна широкому кругу слушателей, легче узнавать не только о сходстве, но и о различии двух авторов.

Моисей Вайнберг, используя в своих произведениях элементы еврейского, польского и молдавского фольклора, создал личный стиль, абсолютно субъективный и автобиографичный. В то время как многие считают Шостаковича музыкальным летописцем своей эпохи, дающим саркастически отстраненный и часто нигилистический комментарий к историческим событиям, Вайнберг рассказывает свою личную историю. Несмотря на все упреки и обвинения, связанные с подражательством, в музыке Вайнберга всегда сформулировано примирительное послание надежды, которое подобно свету рассеивает настроения безвыходности, коих так много в музыке Шостаковича.

Эта надежда выражена в более чем 150 произведениях Вайнберга. Мы хотим вспомнить лишь два из них – Концерт для скрипки соль-минор (соч. 67) и Сонату для двух скрипок (соч. 69). Обе работы датируются 1959 годом.

Концерт для скрипки Вайнберг написал для знаменитого скрипача Леонида Когана. Шостакович с энтузиазмом отзывался об этом произведении: «Я глубоко впечатлен <...> Это выдающееся произведение в прямом смысле этого слова». Конечно, в этой работе присутствуют сходства с работами Шостаковича, в частности с его Первым скрипичном концертом, концептуальный подход которого демонстрировал симфонические устремления. Тем не менее, у Вайнберга солирующий инструмент постоянно выходит на первый план, бросая вызов оркестру. Первая часть, не имея оркестрового вступления, начинается с лаконичной основной темы скрипки, подстегиваемая безжалостным движением струн. Музыка успокаивается в рефлексивной второстепенной теме с ее волшебным аккомпанементом целесты-арфы. Своего же эмоционального пика концерт достигает в третьем фрагменте – Адажио. Музыка расслаблена, но в то же время полна печали. Именно здесь Вайнберг отсылает нас к своей биографии: о том, как он бежал от немцем, оставив свою семью, которая, как он узнал много лет спустя, была убита в нацистском трудовом лагере. В финале концерта, среди мотивов, можно сказать, прокофьевского марша, слышна цитата из 25-й симфонии Моцарта. Это и есть вайнберговский оптимизм, надежда на светлое будущее, которую он черпал в музыке великого классика.

Всего через несколько месяцев после завершения Скрипичного концерта, Вайнберг пишет Сонату для двух скрипок. По сравнению с концертом, соната является строго классической. Здесь автор предвосхищает интимный характер сольных произведений уходя в самоанализ. В этой работе композитор обращается к сицилианским мотивам Баха и Моцарта. Финал же произведения во много напоминает завершение фортепианного квинтета Шостаковича (соч. 57). Вайнберг здесь охватывает целую эпоху музыкального развития, от мотивов барокко и классицизма, к ревущему модернизму... #Вайнберг
источник
Классическая музыка
источник
Классическая музыка
источник
2021 January 24
Классическая музыка
Вновь помогаем новым слушателям познавать классическую музыку. Попросили музыковеда Наталью Рогудееву нам в этом помочь. Она сделала целое видео – универсальный чек-лист из 15 великих произведений классической музыки, которые понравятся всем 😍 Посмотрите и послушайте, интересная небольшая лекция.
источник
2021 February 06
Классическая музыка
​​Вновь ищем профессионалов, которые лучше расскажут о классической музыке. Сегодня для нас вещает Дечебал Григоруцэ – автор радиопрограммы «Музыка жизни», повествующей о самых разных аспектах музыки.

Сегодняшний сюжет достоин пера масштабов Шекспира. Никак не меньше. И действительно странно, что до сих пор на эту тему не написано сколько-нибудь серьёзной драмы, романа, ну или хотя бы киносценария. Шекспир любил Италию, поэтому действие будет разворачиваться в стране «Ромео и Джульетты», «Кориолана» и укрощённой строптивицы. Причём параллельно в нескольких временах. В средневековом 13-м столетии, в просвещённом 18-м и, конечно, в наше время, какой бы датой оно ни обозначалось.

А, что особенно ценно, история эта проникнута божественной, фантастически красивой музыкой. #Перголези
источник
Классическая музыка
источник
2021 February 07
Классическая музыка
​​Музыковед Дечебал Григоруцэ с радостью поделился с нами еще одной своей передачей. На этот раз речь пойдет о церковной музыке. Советуем послушать.

Они были целой эпохой как в церковной музыке, так и в светской. Их голоса пленяли, восхищали, сводили с ума и исцеляли. Им поклонялись, их ненавидели, их превозносили и презирали. Именно для них писали свои лучшие арии Гендель и Боночини, Порпора и Вивальди, Скарлатти и Фрескобальди. Певцы-кастраты эпохи барокко и, пришедшие им на смену, нынешние контратеноры и сопранисты. Обладателям уникальных, ангельских голосов посвящён этот выпуск «Музыки жизни».

В программе звучат:

1. Хор Сикстинской Капеллы. «Ad Te Levavi Oculos Meos».
2. Г. Аллегри. «Miserere».
3. А. Вивальди. Ария из оперы «Юстин».
4. Дж. Бонончини. «Son fedele, e, so nol credi».
5. Румынское православное песнопение.
6. А. Вивальди. Ария из оперы «Tito Manlio».
7. (фон) Н. Пиччини. Концерт для флейты с оркестром Ре мажор.
8. Старинный итальянский марш (обработка «The King’s Singers»).
9. И.А. Хассе. Ария из трагического интермеццо «Пирам и Фисба».
источник
Классическая музыка
источник
2021 February 08
Классическая музыка
​​У могилы композитора Альфреда Шнитке на Новодевичьем кладбище лежит символичный камень. На нотный стан помещён знак паузы, сверху над ним — фермата, предписывающая увеличить длительность паузы, снизу — указание «форте-фортиссимо», то есть самое громкое звучание. Всё вместе можно истолковать как оглушающую вечную тишину. #Шнитке
источник
Классическая музыка
источник
2021 February 11
Классическая музыка
Сохранилась запись урока Арама Хачатуряна, на котором он разбирает четыре сочинения студентов-композиторов: минималистичное, мрачноватое, виртуозно-джазовое и с фольклорными корнями.

Нашли редчайший учебный фильм 1979 года из двух серий, который снял режиссер Юрий Альдохин. Первую серию он опубликовал меньше года назад. На кадрах урок композиции в консерватории, а материал готовили для следующих поколений студентов.

Арам Ильич использует два термина, которые надо пояснить, чтобы стало яснее, что композитор требует от студентов.

Остинато — это равномерный постоянно повторяющийся ритм. По смыслу он отличается от бочки в эстрадной музыке. На рояле остинато всегда звучит маняще, тревожно, гипнотически. Этот прием был очень популярен в середине 20 века и популярен до сих пор.

Альтерация — это чуть-чуть измененные ноты тональности, которые звучат острее и необычнее других. В этом фрагменте Хачатурян говорит о том, что необычность этих нот студенту стоит подчеркнуть.
источник
2021 February 14
Классическая музыка
​​А давайте ка сегодня оставим все наши привычные дела и послушаем одного из самых потрясающих композиторов Армении, имя которому — Комитас. Священник, архимандрит армянской Церкви, один из образованнейших людей своего времени, певец, дирижёр, композитор, учёный-фольклорист, основатель профессиональной композиторской школы и национального армянского музыкознания, общественный деятель, монах, великий мученик и великий безумец — он сумел понять и выразить всю глубину духа армянского народа. Причём не только в своём творчестве, но самой жизнью своей. Хочется сказать: житием… #Комитас
источник
Классическая музыка
источник
2021 February 20
Классическая музыка
Сегодня мир празднует 75-летие Владимира Мартынова — человека, изменившего наше представление о современном искусстве и подарившего нам много прекрасной музыки. Представляем премьеру большого интервью, которое мастер дал Ярославу Тимофееву специально для Московской филармонии.
https://www.youtube.com/watch?v=3JbVe9VQOYY&feature=emb_logo
источник
2021 March 03
Классическая музыка
​​Сегодня тема нашего разговора важна, как никогда. Мы будем говорить о женщинах. Точнее о двух диаметрально противоположных героинях гениальной оперы Жоржа Бизе: роковой, возмутительной, страстной и необузданно разрушительной Кармен, и о Микаэле — нежной, кроткой, любящей, но совершенно бесстрашной, когда речь заходит о дорогих ей людях.

В каждой женщине есть что-то и от тьмы, и от света; и от ведьмы, и от ангела; и от Кармен, и от Микаэлы. Трудно, ой, как трудно постичь тайну женской души! Но там, где рассудок бессилен, нам поможет музыка… #Бизе
источник
Классическая музыка
источник