Size: a a a

Классическая музыка

2020 September 29
Классическая музыка
источник
2020 October 13
Классическая музыка
​​Давно у нас не было чего-то монументального и масштабного. Как насчет того, чтобы провести этот вечер за прослушиванием оратории «Сотворение мира» Й. Гайдна? Отличное произведение, которое, возможно, изменит ваше отношение к классическому композитору в лучшую сторону.

Итальянский поэт Джузеппе Карпани писал, что по словам Гайдна, когда тот услышал музыку Генделя в Лондоне, – он был настолько впечатлен ею, что вернулся к своим занятиям музыкой, будто ничего не знал до того времени. Действительно, во время первой поездки в Лондон, сильное впечатление на композитора произвела масштабная музыка Генделя. Особенно тот факт, что произведения уже умершего композитора находились в центре общественного интереса и активно поддерживались королевской семьей. Публику того времени завлекало великолепие хоров из ораторий Генделя, которые пробуждали идею «возвышенного» в бесчисленных широко открытых глазах и ушах. В случае Гайдна, этот опыт быстро стал источником художественного вдохновения.

Музыкальное оформление повествования о Сотворении, кажется, вызывало у Гайдна глубокую внутреннюю связь: целый набор зарисовок, сохранившихся в музыкальной коллекции Австрийской национальной библиотеки, свидетельствует о том, какие усилия он вложил в композицию. В «Сотворении мира» глубокое благочестие Гайдна сочетается с философией эпохи Просвещения. Влияние последнего на либретто проявляется, например, в том факте, что рассказ о Сотворении здесь заканчивается перед грехопадением. У Гайдна нет первородного греха, и Рай – лучший из всех возможных миров. Конечно, автор оглядывается не только в прошлое, например, на масонство, которое в то время переживало не лучший период из-за политических ограничений, а на то, что само по себе было «актом творения». Он установил новый тип оратории, который должен был иметь решающее значение для его собственного произведения – «Времена года», а затем и для всего XIX века.

Новаторским стало то, что Гайдн здесь окончательно порвал с господством арии, которое законсервировалось в Германии и Австрии через традиции итальянской оперной оратории. Гайдн придает большее значение хоровым партиям. Ключевыми элементами, обеспечившими успех «Сотворения мира», были описательные фрагменты природы, а также яркое человеческое музыкальное воплощение Адама и Евы. #Гайдн
источник
Классическая музыка
источник
2020 October 15
Классическая музыка
​​Осень наступила. Желтые краски ворвались в нашу жизнь. Эти природные метаморфозы издавна вдохновляли композиторов. В этом плейлисте мы показываем настроение самого романтичного времени года – осени. Одна часть мелодий носит лирический характер и отражает мягкие оттенки пятнистой осени, другая – ловит суматоху позднего урожая. Мы не забыли и про произведения, которые рисуют картину осенней хандры и меланхолии. В целом эти мелодии призваны показать все стороны золотой поры и выразить ее чувства. #Подборка
источник
2020 October 19
Классическая музыка
Дорогие друзья, такие слова с музыкой итальянского маэстро, Вы точно никогда не слышали ранее...

«Я прихожу опять» — перифраз всемирно известного шедевра «Caruso», автор перифраза А. Горянин. Goryanin.ru Музыка — Lucio Dalla. Исполняет звезда мировой оперы Роман Арндт. Фото — кадр из фильма «Страсти Христовы» Режиссер Мел Гибсон.
источник
Классическая музыка
источник
2020 October 21
Классическая музыка
​​Теодор Хоземанн. На концерте Ференца Листа

Однажды Ференц Лист давал концерт в Варшаве. Перед началом выступления музыканта его импресарио объявил публике, что в зале будет гореть пятьсот свечей. Один из зрителей, сидевший на галерке, долго разглядывал маэстро, но ещё дольше оглядывался вокруг. Наконец он не выдержал, встал и возмущенно заявил:
- Как вам не стыдно обманывать! В зале только четыреста девяносто восемь свечей, а не пятьсот!
Не понимая, что происходит, Лист прервал концерт. Тогда на сцену вышел импресарио и спросил:
- А считал ли пан свечи на фортепиано?
- Нет, - слегка смутился зритель. – Ну, ладно, тогда играйте дальше, господин Лист!
источник
2020 October 22
Классическая музыка
​​Очень виртуозен, изящен и тонок Антон Брукнер в произведениях духовной музыки. Его даже называли «современным Палестриной». Его опусы для церкви определенно пропитаны более ранними традициями, что в свою очередь у современников вызывало и негативную реакцию. Его высмеивали за обильное благочестие и непоколебимую преданность католической церкви. Мы знаем Брукнера как создателя девяти прогрессивных симфоний, как поклонника Рихарда Вагнера, а в духовных сочинениях слышим реинкарнацию образцового композитора церковной музыки эпохи Возрождения.

Послушайте его Мессу № 2 ми-минор, чтобы понять приверженность Брукнера к этим традициям. Его консервативный стиль понятен. Он большую часть жизни провел в служении церкви. И как утверждал сам Брукнер – вырос на церковной музыке. А активные церковные реформы музыкальной культуры того времени, так называемое движение цецилианизма, – требовали возвращения католической музыки к григорианским традициям прошлого. На этом фоне и разошлась карьера Брукнера как духовного композитора.

Стоит отметить, что Брукнер, впрочем как и Лист, предвосхитил многие идеи цецилианцев. Однако он боролся с фундаментальной загадкой, лежащей в основе их идеалов: как примирить потребность художника в обновлении, если цецилианцы отрицают историческое развитие? В композициях Брукнера демонстрируется это напряжение в присутствующих диссонансах. Все-таки Брукнер хоть и писал, когда того требовали обстоятельства, в строго цецилианском стиле, очищенном от всех случайностей и форм диссонанса, но в определенных моментах клеймил цецилианство «болезнью». Тем не менее, именно Месса № 2, наверное, демонстрирует наибольшую приверженность принципам цецилианизма, чего нельзя сказать о его же Ecce sacerdos magnus, где всюду происходят резкие гармонические сдвиги и быстрая смена динамики, создающие моменты высокой драмы.

В мессе же фрагменты различаются по стилю друг от друга. Если часть Kyrie близка к цецилианским идеалам, то вот энергичные части Gloria и Credo с их отчетливыми повторяющимися аккордами и кружащимися контрапунктами, обращаются к традициям оркестровых месс классического венского периода, которые отвергались цецилианцами. А вот Agnus Dei находится где-то посередине: здесь повторно используется материал Kyrie, но уже в более романтической оболочке. Самое же примечательной в этой мессе – Sanctus, в котором упоминается Missa Brevis Палестрины. В обеих работах начало построено по схеме падающих третей и нисходящей шкалы. Однако большее количество частей в композиции Брукнера позволяет ему создать впечатляющую серию накладывающихся друг на друга записей, которые никогда бы не могли себе представить предшественники эпохи Возрождения. #Брукнер.
источник
Классическая музыка
источник
Классическая музыка
источник
2020 October 24
Классическая музыка
​​А ведь когда-то кто-то сочинил «Зелёные рукава» (Greensleeves)! Если бы этот человек знал, что его мелодия будет актуальна и через 500 лет, он наверняка оформил бы авторские права, даже если бы перед этим пришлось учредить их с нуля.

Действительно, существует не так много мелодий, сохраняющих популярность так долго. Что же так цепляет нас в этой английской песне?

Не проводя соц.опросов, можно уверенно сказать, что не менее 80% людей понятия не имеют, что у «рукавов» вообще есть текст, не говоря уж про сюжет. А песня там про любовь и френдзону, ничего необычного. Значит, не текст.

Музыка. Да, тут уже поспорить трудно. Мелодия очень проста, а та гармонизация, которая дошла до нас в качестве распространённой, легко ложится на наше ухо. Немного вприпрыжечный ритм (научные термины в #сольдиез) помогает запомнить мелодию с первого-второго раза.

Всё вместе это создаёт образ, который можно условно назвать «старинно-рыцарским». Он вполне стереотипен и создан в немалой мере массовой культурой, в особенности фильмами про рыцарей. Именно поэтому «Зелёные рукава» чаще всего используют, когда где-то нужно задействовать этот культурный код.

И конечно, когда речь идёт о легендарно известной музыке вроде токкаты и фуги ре-минор Баха, оригинал не может не обрасти прочтениями разной степени оригинальности и испорченности. Рок, металл, хор, арфа, песенка под аккордеон, джаз – все что угодно можно встретить на безграничных серверах YouTube. С некоторыми мы вас и познакомим. Что важно, текст в некоторых из них полностью другой. Где религиозный, а где... не очень)

Если что, редакция топит за вариант с лютней. А Вы?

Источник »
источник
Классическая музыка
источник
2020 October 30
Классическая музыка
Роландо Вильясон был вынужден прервать свою большую оперную карьеру на самом взлёте из-за операции на связках. Мир почти потерял одного из лучших оперных теноров своего поколения (на наш взгляд — лучшего Альфредо в «Травиате») но приобрёл замечательного камерного и концертного певца: в этом репертуаре не такие большие нагрузки на голос.  

Жанр камерной музыки предполагает несколько иные умения, склонность к тонкости, подробностям, изящной интонационной игре вместо оперной страсти и чисто физиологического удовольствия от мощного потока наполненного обертонами звука голоса.  

Вашему вниманию — лучшее лекарство от осенней хандры в исполнении Роландо Вильясона. Эти песни не только исполнены на высочайшем уровне, но и открывают прекрасную латиноамериканскую музыку для мира, в котором эта музыка представлена почти только одним Астором Пьяцоллой.  

http://muzium.org/releases/serenata-latina?fbclid=IwAR2Mw-U6RP1oNiNKU9Jru9NteoA8ygAVOf6vmcJDZ_Uf5CLo2ejIkAqgYrY
источник
2020 November 04
Классическая музыка
Мы часто публиковали новости Петербургской Филармонии. Они дарили нам не только уникальную, безусловно, интересную информацию, но и теплую любовь. Своей многолетней работой редакция Филармонии достигла того, что сумела объединить суть музыки с социальной сетью. Их страница была чистой, искренней мелодией. Это был особенный проект, лучший в своем роде по нашей теме.

К сожалению, сейчас у старой редакции петербургской Филармонии проблемы. Им почему-то указали на дверь. В связи с этим они запустили петицию, которую мы уже подписали. Ознакомьтесь и вы. По возможности, при согласии – подпишите

https://www.change.org/PhilarmoniaMedia
источник
2020 November 06
Классическая музыка
Оперная певица Хибла Герзмава и джазовое трио Якова Окуня представляют фильм «Классика и джаз»

Премьера музыкального фильма пройдет 13 ноября в рамках онлайн-проекта «Музыкальная гостиная Газпромбанка» — цикла онлайн-концертов при участии талантливых артистов и звезд мировой сцены.

🎙 Хибла Герзмава — настоящая примадонна оперной сцены и одна из самых востребованных российских певиц в мире. Вместе с трио Якова Окуня она представит программу, состоящую из выдающихся произведений европейской академической традиции, исполненных в джазовом стиле.

📽 Фильм «Классика и джаз» — энергичный и непредсказуемый. Приглашаем всех желающих присоединиться к бесплатной трансляции на IVI 13 ноября в 20:00.
www.ivi.ru
Музыкальная гостиная. Летний джаз. Игорь Бутман и Ильдар Абдразаков (2020)
Смотрите запись концерта на IVI. Звезда мировой оперной сцены, дважды обладатель премии «Грэмми» Ильдар Абдразаков и один из самых известных в мире российских джазовых музыкантов Игорь Бутман подготовили необычную программу, состоящую из любимых песен эстрады. Композиции о любви и дружбе на русском и английском языках звучат в оригинальной джазовой аранжировке. Эта программа представлена артистами впервые.  Фильм-концерт стал посвящением летней Москве. Зрители могут насладиться живописными видами столицы и Подмосковья, ощутить настроение приятного летнего вечера, погрузиться в атмосферу тепла и уюта. Необычный концерт двух знаменитых исполнителей в компании близких друзей стал новым онлайн-форматом для любителей музыки со всего мира.  Премьера фильма прошла в рамках проекта «Музыкальная гостиная Газпромбанка. Летний джаз» – цикла онлайн-концертов с участием звезд классической и джазовой сцены. Программа «Музыкальной гостиной» всегда состоит из мировых шедевров самых разных направлений и стилей, обретающих новое…
источник
2020 November 12
Классическая музыка
​​Осенними вечерами в нелегкие времена – исцеляет лишь шепот искренних мелодий. Пора испить нам жизни из кубка Моцарта! Слушаем его 10-ю серенаду.  

В давние времена была популярна так называемая ансамблевая музыка, которая исполнялась на банкетах, застольях и мероприятиях на открытом воздухе. Тогдашняя мода Вены требовала подобных произведений, поэтому мэтры – Гайдн, Моцарт, Бетховен – имели в своем репертуаре такие пьесы (Harmoniemusik). Среди них и серенада си-бемоль Вольфганга Амадея. Она несколько выделяется среди других подобных произведений. Во-первых, имеет больший масштаб: семь частей и продолжительность около 50-ти минут, рассчитанные для тринадцати инструментов, вместо привычных восьми-девяти. Во-вторых она демонстрирует, безусловно, высочайшую композиционную изысканность. При всей ее выраженной простоте, серенада лишена банальности. Ее музыка дарит тепло, умиротворение и чувство возвышенности.

Правильно отмечал Карл Барт, что «в своем домашнем кругу, Ангелы играют Моцарта». Его музыка несет человеческую радость и душевную гармонию. #Моцарт
источник
Классическая музыка
источник
2020 November 14
Классическая музыка
Всемирно известный дирижер, постклассический композитор и номинант «Грэмми» Кристиан Ярви вдохнул новую жизнь в балет П.И.Чайковского «Спящая красавица», переписав его в виде драматической симфонии.

«Спящая красавица» Ярви исполнялась дирижёром и его оркестром Baltic Sea Philharmonic по памяти – так оркестр выступил полноценным рассказчиком: в захватывающей драматической симфонии Ярви-Чайковского не требуется сценический нарратив, эта музыка рассказывает сказку о спящей красавице исключительно языком звуков. #Чайковский #Ярви
источник
Классическая музыка
источник
2020 November 17
Классическая музыка
​​Вновь вспоминаем великого Бетховена,который до сих пор будоражит наши сердца. Когда-то давно мы уже писали об оратории «Христос на Масличной горе», изображающей душевное смятение Иисуса в Гефсиманском саду перед его распятием. Сейчас хотим остановиться на этом произведении более подробно.

До оратории «Христос на Масличной горе» у Бетховена было очень мало хоровой музыки. Хотя в репертуаре композитора уже были две симфонии, три фортепианных концерта и первые шесть струнных квартетов, а также одни из самых знаменитых фортепианных сонат, – его единственными значительными работами для хора были две кантаты, написанные в 1790 году. Одна – на смерть Иосифа II, вторая – на восшествие Леопольда II на императорский престол. Они были многообещающими, но ни одна из них не получила широкой известности.

В то время в Вене уже во всю гремели оратории Генделя, а на рубеже XVIII–XIX веков доминировали шедевры Гайдна – «Сотворение мира» и «Времена года». Осознавая величие обоих этих композиторов, выход на поле оратории у Бетховена не был случайным. Думаю, дабы избежать сравнения с ними, Бетховен обращается в своей оратории к более интимной теме – самооценке Христа незадолго до своего ареста. Поступая так, он обращался к канону религиозных текстов, вдохновленных поэтами эпохи Просвещения. Чего точно избегает Бетховен – это следованию лютеранской традиции церковных страстей, передаваемых через евангельские тексты. Интересен и тот факт, что Бетховен, как и большая часть его современников, не знал двух величайших примеров подобной музыки – Страстей Баха по Иоанну и по Матфею.

Слушая вступительную сцену оратории, в которой ужас Христа выражен наиболее сокрушительно, легко узнается великий монолог Флорестана из глубины его тюремной камеры в начале второго акта оперы «Фиделио». Это, спустя несколько лет, в конечном итоге, станет великим результатом театральной резиденции Бетховена. Кажется, что находясь во Христе, Бетховен проверял свои навыки хорового композитора и музыкального драматурга. Мощные оркестровые речитативы, яркие театральные моменты, хор солдат и т. д. – все это явный след оперного колорита. То, как Бетховен связывает в оратории активные события с финальным, я бы сказал, генделевским хором, прославляющим ангелов, помогает понять траекторию мысли автора – от личного самоанализа к публичному ликованию. И в этом весь Бетховен! #Бетховен
источник