
Система маркировки – первый пример ГИС с частным оператором после принятия закона, разрешающего ГЧП в отношении IT-систем.
Д.Медведев поручил минпромторгу подготовить концепцию системы маркировки и потребовал, чтобы информация системы принадлежала государству, а бизнес получил недискриминационный доступ к ней. Кроме того, он поручил правительству решить, нужно ли наделить систему маркировки статусом ГИС и не стоит ли разделить функции маркировки товаров и оператора данных. От последней идеи на совещании у Вице-премьера Акимова решили отказаться.
У системы есть единый оператор - ЦРПТ. В конце 2017 г. Медведев назначил компанию без проведения конкурса. Эта компания на 50% принадлежит структуре Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.
Оператор должен обеспечить бизнесу недискриминационный доступ к обезличенным данным на условиях, которые определит правительство, говорится в концепции. Должен быть предусмотрен доступ к обработанным данным, IT-, аналитические и другие компании могли бы предоставлять необходимые сервисы, но необработанные данные могут быть раскрыты лишь с согласия передавшейих компании.
ЦРПТ сможет сам вносить изменения в систему и лишь потом согласовывать их с государством, регламент работы новой ГИС еще предстоит определить оператору с правительством.
Бизнес беспокоит, получит ли он доступ к данным системы. Иностранный бизнес уже просил об этом Медведева во время его встречи с Консультативным советом по иностранным инвестициям (КСИИ).
У бизнеса нет единой позиции, передавать или нет аналитикам и рынку данные о товарах.
Еще одна проблема, беспокоившая бизнес, – критерии отбора товаров, которые будут маркироваться. Сейчас ЦРПТ маркирует табак и обувь, а в ноябре ФНС передала ему систему маркировки лекарств. С 2019 г. будет подключено еще 12 категорий товаров – от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья. А к 2024 г. маркировка должна охватить все отрасли промышленности, говорил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.
КСИИ предлагал три критерия: доля контрафактной продукции, соотношение цены и издержек на маркировку, эффект от нее для бизнеса. Минпромторг в проекте концепции предусмотрел шесть таких критериев: размер рынка, экспертные оценки доли незаконного оборота, структура возможных затрат бизнеса на маркировку, стоимость товаров, доля импорта, а также мелкого бизнеса. Критерии слишком размыты, жалуется топ-менеджер производителя товаров массового спроса, а по доле контрафакта точных данных и вовсе нет.
Ведомости