Правительство Москвы потратит 210 млн рублей на новую транспортную стратегию. В СМИ прогнозируют, что в ней будут отражены все технологические чудеса. Афиша Daily пишет, что «власти выступают за… использование новых технологий, в том числе Hyperloop», а ТАСС пишет, что опрошенные им «эксперты и представители органов исполнительной власти считают важным сделать акцент… на развитии альтернативных видов транспорта: воздушных, речных, беспилотных». Между тем уже 19 декабря начнётся продажа книжки The Future of Transportation, в которой собраны несколько эссе транспортных экспертов про тренды в городской мобильности. Одно из эссе под названием «Гиперлуп и автономные машины - это не будущее транспорта» опубликовано на сайте Slate. Автор текста Генри Грабарь довольно подробно описывает бедственное положение транспортной системы в США, рассказывает о бесконечных отсрочках широкомасштабного запуска беспилотных машин и вообще там довольно много общих мест. Но есть несколько идей, которые мне понравились.
Когда в 1970-х годах Амстердам поменял свою транспортную модель, он опирался не на новые технологии, а на велосипеды, которые к тому времени существовали уже не одно десятилетия. Это полезно держать в уме тем, кто ждёт, что вот еще пара технологических прорывов - и все поедет. «Инструменты, необходимые для того, чтобы изменить нашу транспортную систему давно в наших руках, - пишет Грабарь. - Вовсе не отсутствие правильных технологий заставило нас построить свои города так, что по ним невозможно передвигаться, если в твоём распоряжении нет транспортного средства стоимостью 25 тысяч долларов, или отказаться от строительства скоростных железных дорог в пользу локальных авиалиний, загрязняющих воздух огромным количеством углерода. И не страсть к инновациями движет нами, когда мы разбиваем парки на месте парковок, а Нью-Йорк превращает загазованные магистрали в мультимодальные улицы… Транспорт будущего - это не новые технологии, а возможность выбора».
«Транспортные технологии, изменившие мир и помогающие нам преодолевать пространство и время, хороши ровно настолько, насколько хороша создаваемая ими среда. Мобильность как таковая не является ценностью, поскольку большинство людей предпочли бы вообще никуда не ездить». В этом смысле выбор в пользу автомобиля, который Америка и остальной мир вместе с ней сделали в 1900 годы, - явно не лучший.
«Роль автомобиля в американском образе жизни важней, чем когда-либо прежде. Поэтому неудивительно, что именно здесь родились все технологические новшества: Тесла Элона Маска, проект автономных автомобилей Alphabet от Waymo, сервисы Uber и Lyft». Все эти инновации предполагают дальнейшее господство индивидуального транспорта, поэтому никакого существенного сдвига в транспортных привычках людей с переходом на эти технологии не получится. Все старые проблемы останутся с нами.