А социалистическая и коммунистическая мораль какая в этом отношении? Советская власть была с одной стороны достаточно злопамятной (и это хорошо), с другой стороны прощающей.
Например, они прижучили польских панов, хозяйничавших на оккупированных территориях, спустя столько лет. Однако многих бандер и лесных братьев простили.
1) Марксисты признают объективный характер общественных норм, отражённый, в том числе, в культуре, в религиозной морали и тп. Именно из-за объективного характера этих норм - люди, которые в процессе социализации эти нормы в себя интериоризировали, а затем нарушили, - страдают даже в отсутствие внешнего наказания (такова схема христианской морали). Вот это страдание индивида (которое обычно ни хрена не исправляет, как раскаяние Раскольникова не воскресило Лизавету со старушкой) - это форма существования и функционирования социума как целого. Ужасно, но факт. И в повесившемся Иуде, в частности, выражена объективная роль и значение культуры и социализации.
2) Вместе с тем, марксисты считают первичной именно социальную материю (а не "экзистирующего индивида"), они открыто указывают на то, что декларируемая мораль, несмотря на свою регуляторную функцию, - систематически попирается прежде всего со стороны социльно-экономических общественных отношений. В этой сфере выходит так, что никакая совесть никого не мучает, люди миллионами гибнут и уродуются, и это происходит с железной необходимостью, невзирая на "моральный выбор" Энгельса или Ленина, или кого угодно.
3) Таким образом, марксисты делают два вывода:
- социально-экономические отношения, как первичные для общества, надлежит всем человечеством пристально изучать, познавать и активно регулировать, без отмазок про "если бы каждый сделал выбор в пользу блага" и тд и тп.
- регуляторная функция культуры также неотменяема, хотя и носит конкретно-исторический характер, и потому страдания индивидуальной личности практически неизбежны, хотя и могут стать относительно "меньше" (если это вообще применимо к духовной муке отступника и грешника).